Приложение 1
Классификация методов исследования:
1. Теоретические методы.
2. Научно-прикладные методы:
1. Экспериментальные. Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются:
1. По масштабу:
§ глобальный;
§ локальный;
§ микроэксперимент.
2. По цели:
§ констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);
§ проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);
§ формирующий - созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления).
3. По месту проведения:
§ естественный;
§ лабораторный.
2. Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы:
1. Традиционно-педагогические методы:
§ наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость;
§ изучение педагогического опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах;
|
|
§ изучение первоисточников;
§ изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.);
§ изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.);
§ беседа;
§ интервью - различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.
2. Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений.
3. Методы изучения коллективных явлений (социологические):
1. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами.
§ Различают:
§ по анонимности (именные анкеты, анонимные анкеты);
§ по открытости (самостоятельный ответ);
§ закрытые (выбор из готовых вариантов).
§ Виды:
§ полные;
§ урезанные.
§ Типы:
§ пропедевтические;
§ контрольные.
2. Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев.
3. Статистические методы:
§ регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.);
|
|
§ ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);
§ шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.
Этапы педагогического исследования:
1. Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования.
2. Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования.
3. Построение рабочих гипотез.
4. Выбор методов исследования.
5. Проведения исследования и оформление результатов.
6. Внедрение в практику.
Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса. Требования системного подхода таковы:
1. Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система.
2. Определяются стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике.
3. Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта.
4. Определяется структура и организация диагностируемого явления.
Только при многократном повторении в разных условиях и применении достаточно большого арсенала методов исследований, может быть вычленено то общее, что определяет сущность исследуемого процесса.
Этапы опытно-экспериментальной работы включают в себя зондирующий эксперимент или пилотажное исследование, т.е. предварительное выяснение актуальности проблемы; констатирующий эксперимент, представляющий собой первичную диагностику экспериментальной и контрольной групп; формирующий эксперимент, и итоговая диагностика после его проведения и диагностирующий - анализ результатов формирующего эксперимента.
Тема 1. Воспитание ребенка в контексте культуры. Воспитание в целостной системе образования личности.
(аудиторное занятие)
Целевые ориентиры воспитания на современном этапе развития отечественной школы Общество как субъект целеполагания. Цель как государственный заказ. Трактовка цели воспитания в современных государственных документах. Цель как идеал, формирующийся в общественном сознании. Проблема восприятия и осмысления общественного идеала. Цель как стратегическое направление педагогической деятельности конкретного учебного заведения, педагога. Проблема соответствия педагогической теории и педагогической практики. Семья как субъект целеполагания. Цель как смысл жизни. Проблема согласования педагогической задачи с интересами ученика, его личностными смыслами.
Культура как цель существования современного человека. Соотношение понятий «культура», «образованность» и «гражданственность». Понимание воспитания как процесса педагогической помощи ребенку в становлении его как субъекта культуры. Человек культуры как свободная, гуманная, духовная и творческая личность. Принципы воспитания человека культуры.
Социальные и природные факторы воспитания. Их взаимодействие и взаимообусловленность. Соотношение понятий «воспитание», «формирование» и «развитие». Социализация как педагогический феномен. Воспитательные факторы среды, их характеристики. Феномен детства. Место детства в становлении личности. Личность как предмет воспитания. Приоритет личности в концепциях Е.А.Бондаревской, В.А.Караковского, В.А.Сухомлинского, А.В.Мудрика, Ш.А.Амонашвили. Парадигма личностно-ориентированного воспитания.
|
|
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Воспитание и культура.
2. Принципы личностно-ориентированного образования.
3. Характеристика принципа культуросообразности.
4. Роль воспитателя в процессе вхождения ребенка в культуру.
5. Основные составляющие образования личности.
6. Развитие, формирование и активность как основные факторы становления личности.
7. Феномен детства.
8. Роль общения в воспитании личности.
9. Социализация как педагогический феномен.
Рекомендуемая литература
Основная
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.
Гессен С.И. Основы педагогики. - М.,1995, Введение.
Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб., 2005.
Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии/Под ред.С.А.Смирнова. – М.,2000.
Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах в концепциях воспитания.- М.,2002. С51-61).
Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – СПб., 2005