Успешное общение между людьми разных поколений предполагает владение лексическими и фразеологическими единицами в сопоставимой степени, одинаковое толкование этих единиц, использование их в определенном контексте.
Вместе с тем толкование целого ряда слов и выражений, понятного людям старшего и среднего поколения, вызывает заметные затруднения у студентов-первокурсников. Это связано, на наш взгляд, с серьезным изменением ценностных установок и ориентиров, произошедших в обществе в последние десятилетия.
Были проанализированы ответы более 540 студентов Iкурса, полученные на практических занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» в 2006–2013 годах. Занятия производились на разных факультетах вуза.
Следует отметить некоторые слова, толкование которых вызывает особые затруднения у студентов:
1) Безответный [1; 41]
а) Не получивший, не дающий ответа, отклика. Безответная любовь.
б) Неспособный возражать, прекословить, очень кроткий.
Первое из отмеченных в словаре значений слова, как правило, студенты определяют правильно. Однако «неспособный возражать, прекословить, очень кроткий» по отношению к человеку им неизвестно.
|
|
2) Героика [1; 129] героическое содержание, героическая сторона чьей-либо деятельности, каких-либо событий. Героика — борьба за свободу.
Это слово вообще неизвестно студентам, тогда как «геройство» и «героизм» определяется достаточно правильно.
Не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания вызывают трудности в толковании и употреблении. Так, выражение «белая ворона» — воспринимается студентами как «неудачник, раззява, бестолковый человек» и даже «лузер» и «лох».
Примерно такой же по стилистической окраске круг определений давался и к словосочетанию «последний из могикан» — «отсталый человек», «несовременный», опять же «лох».
Из толкований словосочетаний с опорным словом «золото» [1; 232]
1) черное золото (нефть)
2) белое золото (хлопок)
3) мягкое золото (пушнина)
Первое из выше провиденных словосочетаний правильно трактуется большинством опрошенных. С заметным трудом определяется значение третьего словосочетания. Ни один (!) из более пятисот сорока опрошенных студентов не смог указать значение понятия «белое золото» — «хлопок».
А между тем в советские времена выражение «белое золото» употреблялось в СМИ почти так же часто, как «черное золото».
Таким образом можно сделать вывод о том, что необходимо обращать внимание на особенность использования представителями разных поколений тех или иных слов и выражений как способ отражения картины мира.
Литература
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 2005.
Е. Д.Еременко
кандидат культурологии, доцент СПбГУКИТ