Безнравственность как угроза национальной безопасности

Проблеме нравственности в России уже сто лет так не везет, что даже ее упоминание настораживает. Нравственностью так много и так неудачно занимались, что все запомнили бессмысленную борьбу со стилягами в 50-е годы и неудачное внедрение морального кодекса строителя коммунизма в 60-е. Нынешняя свобода в значительной части отождествляется с отсутствием обязательных для исполнения моральных норм и надзора за их соблюдением. Поэтому есть реальная опасность того, что первая реакция на обсуждение проблемы нравственности в стране будет отрицательной. Однако опасность нравственного беспредела так велика и так очевидна, что эту проблему надо решать немедленно. Успех этого решения заключается в поиске такой формы обсуждения, которая будет принята обществом.

Неловкость, с которой нравственность «утверждалась» в предыдущие годы, уже привела к обратному результату: предательство, ложь, подлость, обман стоят за гибелью множества людей, массовом разочаровании граждан в государстве и в своем будущем. Положение, когда в стране никто никому не верит, когда всей стране не верят ни ее союзники, ни противники, едва ли можно считать нормальным. Привычка слышать ежедневно об убийствах бизнесменов, политиков, журналистов, вооруженных захватах заводов, бегствах банкиров не должна маскировать чрезвычайное положение с нравственностью в стране. Общими усилиями необходимо искать такой способ восстановления нравственности в России, который нашел бы поддержку в обществе.

Обсуждение нравственности имеет и другие препятствия из-за парадоксального отношения к ней. Убеждать в пользе нравственности — это ломиться в открытую дверь. В разговоре о ней никто не будет возражать. Она есть, потому что люди острейшим образом реагируют на ложь, клевету, беззаконие в отношении их лично. Но в реальной жизни России масштабы нарушения нравственных стандартов поведения превысили все пределы. Мешает и то, что все проблемы России обсуждаются и решаются только на рациональном языке экономики и права. Слова о «курсе рубля», «иностранных инвестициях» стали магическими заклинаниями последнего десятилетия. Именно с ними связываются все надежды на очередную попытку восстановления России. Однако время идет, а ситуация в стране все боле усугубляется. События развиваются так, словно сильная экономика автоматически породит нравственное поведение. А может быть нравственное поведение является условием появления сильной экономики? Или нравственность и экономика — это параллельные явления? А может быть это одно и тоже?

Пока же в стране сформировались две нравственные реальности: «аппарат государства», который публично исповедует все обязательные нормы цивилизованной жизни, и «жизнь государства», где эти нормы фактически не действуют. Доминирование в стране «черного нала», «черного суда», «черного производства» является общим местом нашей критики и самокритики. Создается впечатление, что и граждане России, и руководители страны смирились с «раздвоением» всей нашей жизни на «белую» и «черную» с безусловным доминированием «черной половины». В результате ни один человек в стране не верит в то, что он не станет жертвой разбоя. И ни один человек не надеется, что государство, исповедующее нормы цивилизованной жизни, в состоянии эти нормы применить для его защиты. Люди перестают нуждаться в таком государстве. Даже самые удачливые «счастливчики реформ» один за другим становятся жертвами «черной жизни»: грабежа, шельмования, убийства. Ни деньги, ни личная служба безопасности никого не спасают.

Беззащитными становятся все. Совершенно очевидно, что, сделав ставку в управлении обществом на материальные, физические инструменты государство допустило ошибку, которая ныне угрожает ему самому. Нечто чрезвычайно важное было выброшено из системы управления огромными массами людей. Причем никто не говорил открыто о бесполезности инструментов чести, совести, правды, верности, долга, но очень многие своими действиями уничтожали их влияние. В результате моральные нормы и нравственные ценности мало определяют личные, деловые, общественные, политические отношения в обществе. По недоразумению неограниченные права на власть в стране получили деньги и сила, независимо от их происхождения. Государство в первую очередь несет ответственность за мораль, а потом за деньги. Жертвами приоритета материального над идеальным только сначала становятся самые слабые, потом очередь доходит и до самых сильных, а потом и до самого государства. Страна выходит из повиновения государству. Это уже угроза национальной безопасности.

Литература

1. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения: Теория и практика. — М.: Класс, 2001.

2. Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях // Психологический журнал, 2002, т.20, №2, с. 54-65.

О. А. Лиходей,

д.с.н., к.ф.н., профессор, зав. кафедрой Отечественной истории, политологии и социологии ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова

Е. Ю. Захарова

студентка ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: