Стратегии самовыражения молодёжи в Интернет-пространстве

Самовыражение современной молодёжи, особенно если речь идёт о городских жителях в большинстве своих проявлений переместилось в Интернет-пространство, что связано как с бурно развивающимися компьютерными технологиями, так и с изменившимися ценностями и смыслами творческой самореализации личности.

Доступ к Интернет-коммуникации создаёт практически неограниченные возможности для самовыражения и творческой самореализации личности в любых формах, и возможности эти сейчас широко используются. Свобода самовыражения в последнее время стала одной из наиболее значительных ценностей, а посягательство на ней – одним из самых тяжких социальных грехов. Однако ценность самовыражения играет роль не столько сама по себе, сколько вкупе с перспективой создать себе определённый имидж, заработать репутацию творческой, свободной личности. С нашей точки зрения, можно говорить о двух типах стратегий самовыражения, находящих своё отражение в Интернет-пространстве: эгоцентрической и медиацентрической.

Эгоцентрическая стратегия связана с представлением о полной и бесконтрольной свободе высказывать своё мнение в медиапространстве как главной ценности и может быть выражена следующей цитатой: «Этот блог — мой, соответственно я могу здесь писать то, что считаю нужным и если у кого-то там вроде тебя, например, появились претензии к содержанию моих записей, то можешь просто не читать, я ни тебя, никого в целом не заставляю читать то, что пишу» [1]. Это свободное выражение своего мнения часто оказывается связанным со стремлением во что бы то ни стало утвердить свои права и независимость в Интернет-пространстве, с чувством определённого превосходства над окружающими. Вот характерная цитата: «Вы все боитесь выражать свое мнение! Прячетесь за толерантностью, трясетесь за вежливость и собственные ж…! А я не такая! Я могу сказать все что думаю! Так что завидуйте молча, серые мышки! Многие не любят, например, геев, но вынуждены говорить — что это нормально, просто потому что им страшно и они обязаны быть толерантны. Хотя сам так не считают» [2]. Такого рода высказывания, как следует из контекста диалога, чаще всего принадлежат подросткам, стремящимся любой ценой, в том числе грубостью утвердить свои права. Интересно, что из той же подростковой среды порой следует реакция подобные заявления, свидетельствующая о понимании их беспомощности и нелепости.

Иногда эгоцентрическая стратегия самовыражения реализуется в стремлении спорить с большинством в любом случае, даже в случае своей неправоты. Вот характерная цитата: «Людей, у которых хватает пороху на спор с мнением большинства, в мире сейчас немного и поэтому они все достойны уважения… Мир держится на таких людях…. Как сказал, не помню кто: «Когда я замечу, что мое мнение совпадает с мнением большинства, я его поменяю». Не согласиться с общепринятым и уметь отстоять собственное, пусть и ошибочное мнение — это уже поступок» [3]. Максимализм в оценках, безоговорочное уважение, к тому, кто идёт наперекор большинству также иногда осознаётся другими участниками диалога как заблуждение, о чём свидетельствуют следующие цитаты: «Человек, который начинает спорить с обществом только ради того, чтобы выделиться, произнести какой-то бред, чтобы показать какая ОН ВЕЛИКАЯ ЛИЧНОСТЬ, которая идёт против течения, заслуживает ничего большего кроме презрения» (Там же). Истина, она вообще ни на чьей стороне, она просто есть и она несколько выше всех споров и противопоставлений. Если ты что-то понял — то понял, и продолжаешь жить как надо (Там же). Неверно, однако, думать, что представителям эгоцентрической стратегии самовыражения абсолютно безразлично мнение окружающих. Сам факт размещения своих высказываний в Интернет-пространстве говорит о важности для них определенного имиджа — имиджа ниспровергателей чужих мнений.

Об эгоцентрическом стремлении любыми способами обратить на себя внимание свидетельствуют и мнения относительно возможности творческой реализации в пространстве Интернета. Идея свободного творчества личности вообще на сегодняшний день является одной из самых модных и тоже, к сожалению, несвободной от эгоцентризма. Основная цель творчества в медиапространстве, реализуемого в русле эгоцентрической стратегии, — быть услышанным, замеченным, узнанным: «Самовыражение - это дорога в Вечность.... самый реальный способ заставить других людей обратить на себя внимание, быть замеченным, услышанным и самое главное быть узнанным... Каждую секунду у нас есть этот шанс, эта возможность — каждую секунду мы самовыражаемся и творим. Чем бы мы ни занимались — говорили, писали, рисовали, играли в игры, влюблялись, целовались – всё это будут различные виды искусства, в каждом из которых есть свои Мастера и свои Шедевры...

Вкладывая силы в Самовыражение, в Творчество, я создаю Свой Собственный Мир, воплощая в нём свою Внутреннюю Вселенную… Каждый, кто заходит в Мой Дом, может, если захочет, найти ответы на интересующие вопросы, касающиеся меня, может, если постарается, удовлетворить своё любопытство. Я открыта для людей. Спрашивайте! Я с удовольствием отвечу» [4]. Эгоцентризм подобных сентенций завуалирован, однако, рассуждениями об открытости людям своей «внутренней вселенной», что делает подобные высказывания внешне привлекательными, маскируя их пустоту и словоблудие.

Распространённость такой позиции подтверждается и теми, кто осознаёт её как заблуждение:

— …Там, где нет содержания, его можно изобразить, измыслить на просторе и затем предстать в его сверхъестественном величии. Это нам, остальным, свобода самовыражения пустой бочки не нужна, а ей самой как раз нужно много свободного пространства, чтобы заявить о себе [5].

Медиацентрическая стратегия самовыражения предполагает признание человеком для себя высшей ценностью возможность реализоваться в медиапространстве, утвердиться в качестве полноправного члена, (а ещё лучше — лидера) Интернет-сообщества. Представители этой стратегии не скрывают, что им важно мнение окружающих, в первую очередь членов своей группы. Интерес к участию в Интернет-сообществах может подпитываться возможностью приобрести в них некоторое влияние и авторитет. Стремление к этому, с нашей точки зрения, свидетельствует об определённой степени виртуализации заигравшейся личности, что не может не вызывать тревогу.

Интересным, примером творческого (хотя и этически сомнительного) самовыражения является стремление самостоятельно моделировать на своём ресурсе своеобразный виртуальный мир, поднимаясь тем самым над его «населением». Это ощущение себя в роли «демиурга» — в иных случаях свидетельствует о ещё большей виртуализации личности. На подобные размышления наводят высказывания, подобные следующим: «Мы создаём город, со всеми его атрибутами — бизнесами, муниципальной властью, СМИ, финансово-промышленными группировками, образовательными учреждениями, торговлей, религиями, городскими сумасшедшими, легендами… и проч. Но это не secondlife, люди в этом онлайн-офлайн городе — реальные, не 3d модели. … То, что на самом деле происходит в городе, знают только ДЕМИУРГИ и пророки. А люди просто живут... …Но для меня как демиурга всё это — второстепенно. Моя роль — дать им землю, чтобы они рыли её копытами, и сказать им — рыть можно, бодаться можно, убивать нельзя. В зависимости от того, насколько грамотно я поселю на этой земле быков, создам ли им достаточно травы, интересный пейзаж и несколько таинственных территорий, чтобы было увлекательно их открывать. Если быки будут хороши, соседнее сообщество заинтересованных коровок подтянется само [6].

Если представители эгоцентрической стратегии самовыражения в Интернет-пространстве исходят из априорной убеждённости в необходимости и своей способности творческого самовыражения, то представители медиацентрической стратегии учитывают и творческий потенциал самовыражающейся личности, и возможного адресата этого самовыражения: «Вливаясь в виртуальный социум Интернета, человек получает полную свободу в сотворении самого себя, которая ограничена только его фантазией. И здесь все зависит от творческого потенциала человека… Человек обладает свободой творения образа, пространства и предмета коммуникации, его ничто и никто не ограничивает в его творчестве и обязательно найдется тот человек, который оценит его творения, даже если они окажутся примитивны и будут выходить за рамки этических норм человечества. Интернет-общение привлекает пользователей своей абсолютной свободой, ведь в реальной жизни понятие свободы достаточно относительно» [7].

Более глубокое осмысление идеи свободы творчества в Интернете, возможности быть узнанным и хотя бы на короткое время признанным, также встречается в пространстве интернет-коммуникации, причём в контексте более широких размышлений о субъектах культуры, что свидетельствует о серьёзности и неоднозначности этой проблемы. Вот интересная цитата: «…Откройте любой ЖЖ — наконец-то реализовалась мечта Уорхолла, что скоро каждый сможет быть знаменит на 15 минут... А пещера — община-то общиной, но наскальные рисунки делал Художник индивидуально, а не все толпой изощрялись на всех скалах подряд...) Т.е. искусство (культура) тогда было делом избранных, а нонче любой может, минуя редактора (включая внутреннего) опубликовать что угодно на радость нескольким "френдам"...

И мультик кто угодно может сварганить на компе, и фильмец, что все и делают... Т.е. технологически упростилось ВСЕ - и производство, и публикация (во всех смыслах этого слова), так зачем тогда делегировать избранных, если можно и самим? А массу в первую очередь интересуют такие же, как они, а вовсе не избранные… [8].

Вопрос о том, может ли быть искусство делом каждого, а не уделом избранных, является, конечно, слишком сложным и многоаспектным, и размышление над ним в контексте данной работы увело бы нас слишком далеко от темы. В аспекте проблемы самовыражения можно, пожалуй, утверждать, что для представителя массы, в отличие от «избранного» субъекта искусства принципиально важными являются оценка и признание. Причём если субъект медиацентрической стратегии ориентируется на определённую группу, то субъект эгоцентрической стратегии ни на кого конкретно не ориентирован, можно предположить также, что в ряде, если не в большинстве случаев его «самовыражение» ограничивается сентенциями на эту тему. Ожидание со стороны интереса, оценки, признания, однако, в любом случае выступают своеобразными ограничителями коммуникационной свободы субъекта «искусства масс».

Подводя итог нашему небольшому размышлению о проблеме самовыражения в Интернет_коммуникации, приведём убедительную цитату относительно самовыражения в Интернет-текстах, претендующих на то, чтобы считаться социально-значимыми. Примечательно, что это цитата также принадлежит пользователю Интернета: «…Вряд ли это хорошо, что любой человек за счет времени и средств других людей может в Интернете свободно самовыражаться. Даже если он гений. Самовыражение плодотворно, когда преодолевает сопротивление среды. Это аксиома. Кроме того, для человечества полезней прозевать одного гения, чем пропустить сквозь сито своего сознания тысячи посредственностей» [9].

В заключение добавим, что стремление к самовыражению личности в Интернет-пространстве, вполне вероятно, может быть продиктовано не только эгоцентрическими или медиацентрическими мотивами, но и действительным желанием совершить реальный, социально-значимый поступок. Такую стратегию можно было бы назвать «социоцентрической», и в большинстве случаев рано или поздно она уводит пользователя из Интернет-пространства в реальную жизнь.

Литература

1. Книга конца (http://www.141600.ru).

2. Не всем дано понять (http://lili4kagermiona.beon.ru).

3. Люди, которые спорят с мнением большинства (http://www.lovehate.ru).

4. Форум серьёзной молодёжи (http://molodezj.ru/).

5. Латыпов Н. Минута на размышление. Основы интеллектуального тренинга (www.vstu.net).

6. Цели интернет сообществ (http://www.soobshestva.ru).

7. Особенности Internet-общения. (http://polina-kch.narod.ru/peculiarity.htm.

8. Дневник shoose (http://www.diary.ru).

9. Интернет и культура: угрозы и риски (http://www.chas.lv).

А. Ю. Максимова

студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

Движение straight edge: взгляд изнутри

Взрослеть сложно: желание выпить или принять наркотик крайне велико, порой опасно. Одна группа ребят нашла особенный способ, как сказать всему этому «Нет!». Они всегда на чеку, везде трезвым умом бросают вызов массовой культуре. Они — движение «грань», движение «Straight Edge».

Для общества стало привычным, что если юноша или девушка является представителем какой-либо неформальной культуры, то он/она обязательно злоупотребляет алкоголем и наркотиками, курит и сквернословит. Чаще всего — это действительно так, но в любом правиле есть исключение, об исключении мы и будем говорить далее.

Молодёжное движение Straight Edge в своих идеях отрицает употребление любых алкогольных напитков, табака и любых наркотических веществ, пропагандирует здоровый образ жизни. Представители этого движения также поддерживают борьбу против абортов, жестокого обращения с животными и загрязнения окружающей среды.

Зарождение движения пришлось на 1980-е годы, и произошло это на восточном побережье США в Вашингтоне, Бостоне и Нью-Йорке. Оно быстро распространилось по территориям Соединенных Штатов и Канады. Само название было заимствовано из творчества музыкальной группы Minor Threat, написавшей песню под названием «Straight Edge». Основоположником этого направления считается основатель и вокалист группы Ян Маккей.

Большое влияние на членов движения оказывает музыка. В основном участники Straight Еdge поддерживали идеи панка: индивидуальность, опору на личный выбор, а не на политические манипуляции, презрение к работе и учёбе, а также взгляды вида «живи настоящим моментом».

С середины 1980-х годов начинает новый период развития движения, он знаменуется названием «youth crew». Музыка по-прежнему была важной составляющей Straight Еdge, и вновь распространенные ответвления исходили из идей, представленных в песнях известных в то время групп: Youth of Today, Gorilla Biscuits, 7 Seconds, Judge, Bold, Chain of Strength, Uniform Choice и Slapshot.

Самой популярной идеей, возникшей в период «youth crew», стало отождествление straight edge с вегетарианским и веганским образом жизни. Вследствие этого стала популярна тенденция по защите прав животных и распространению веганства.

К началу 1990-х militant straight edge уже получил достаточную известность в субкультуре. Это были люди связанные и преданные идее напрямую выражать свои мысли, осуждать других, отличавшиеся отсутствием толерантности. Они с неприязнью и агрессивностью относились к тем, кто не принадлежит к движению, применяли против них насилие.

На середину 1990-х пришелся пик популярности идеи отстаивания и поддержки социальной справедливости, освобождения животных и веганства. В СМИ движение описывалось как опасная для общества группировка молодых людей, и в 2000-е года наиболее резкие, пугающие и спорные стороны straight edge, стали терять популярность. Не смотря на это в это время начали регулярно проводиться концерты с участием групп принадлежащих субкультуре. Музыкальные жанры теперь стали достаточно разрозненными, включая в себя элементы классического хардкор-панка и метала. Это было представлено в творчестве следующих групп: Rise Against, Allegiance, Black My Heart, Down to Nothing, The First Step, Have Heart, H2O, Vitamin X, Good Clean Fun, Liferuiner, Righteous Jams, Stick to Your Guns.

Стрэйт-эджерам посредством интернета создают сайты, активно проводят пропагандистскую деятельность и собирают митинги. В настоящее время движение в какой-то мере политизируется, поэтому в straight edge наблюдается деление на «левых» и «правых». Однако, это не мешает ни одной из сторон отстаивать и защищать прежние установки и принципы.

Основной символикой straight edge является знак «Х». Чаще всего он наносится на тыльную поверхность кисти руки, а некоторые последователи носят одежду и значки с соответствующей маркировкой. По некоторым данным появление именно такого «Х» опять же связано с музыкой, а конкретно с коротким турне группы The Teen Idles, прошедшим в 1980 году. Слушатели были в основном несовершеннолетними, их не хотели пускать на концерт, но потом на их руки были нанесены большие черные «Х», символы запрета продажи алкоголя. Вскоре после этого символ начали связывать с образом жизни straight edge.

Кто-то называет движение straight edge «позитивным протестом», кто-то пишет, что это «единственная субкультура, не боящаяся быть трезвой». И, действительно, стрейт-эдж – это протест. Протест против таких болезней общества, как алкоголизм, наркомания, цинизм, двуличие. С этими проблемами мы сталкиваемся ежедневно, они разъедают общество изнутри. Движение straight edge заставляет общество сопротивляться равнодушию и падению нравов молодежи.

К. А. Мамедова

студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: