Духовно-нравственное состояние в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения главным принципом провозгласила принцип гуманизма, который проявился, прежде всего, в ориентации на самоценность и свободу человеческой личности. На смену аскетизму приходит жизнелюбие, на смену ханжеству - свобода нравов. Существенные коррективы в моральное сознание своей эпохи внесла Реформация (XVI в.) с ее протестантской идеологией. Она изменила сознание массового человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу мыслить самостоятельно, освободился от авторитарной опеки церкви, приобрел высшую для себя санкцию - религиозную на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как ему следует жить. Нравственные нормы протестантизма выразились также в требованиях пуританской морали, базирующейся на убежденности в изначальной греховности человека и необходимости ее искупления упорным трудом и праведностью.

Новое время положило начало оформлению буржуазной морали. Этому способствовал переход к индустриальному производству, который разрушил сословное деление общества. Формирующийся молодой класс буржуазии отказывается от старых представлений о нравственности, осуждает паразитический образ жизни аристократии. В качестве позитивных моральных ориентиров им выбираются ценности протестантизма, высшими из которых являются трудолюбие (как средство созидания богатства), бережливость (как способ его сохранения и приумножения), честность (как основа ведения дел). Эффективность профессиональной деятельности, коммерческий успех расцениваются как свидетельство богоизбранности. Новый тип морали привел к культу индивидуализма, понимаемого как уверенность в своих силах, стремление противопоставить себя другим и доказать свое превосходство. Успех и неудача становятся критериями моральности. С одной стороны, такая установка имела позитивное значение, в том числе и для экономического развития. С другой, индивидуализм опасен перерождением в обычный эгоизм, который может привести к отчуждению в отношениях между людьми. Кроме того, "расчетливая добродетель" провоцирует разрушение установки на бескорыстное, не измеряемое добро, что совсем не способствует сглаживанию общественных противоречий.

И дальше можно сказать о распущенности в церкви (У папы римского Борджия официальные дети от любовниц и всякие праздники-оргии, кардиналом может стать 11-14 летний ребенок, и царит всяческая распущенность)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: