Местность и трассы

Если рассматривать местность, пригодную для соревнований на лыжах в заданном направлении, с точки зрения двух ее главных характеристик - дорожной сети и рельефа, то различать ее на картах зимнего заданного следует лишь по рельефу (дорожная сеть- непременное свойство всякой местности, используемой в этом виде ориентирования). Для трасс зимнего заданного важно выделить равнинную и пересеченную (горную) местность. При этом в качестве равнинной можно рассматривать любой из ее типов (кроме ТМ III - куполообразного), выделенных нами для маркировки, в том случае, если характерный для них рельеф вследствие незначительности перепадов не снижает средней скорости передвижения по любому из вариантов пути между КП и потому не влияет на их выбор. В качестве примера такой местности с мелким, неправильным рельефом можно привести фрагмент цветной карты с частью мужской трассы одного из чемпионатов Эстонии (К15).

К пересеченной местности можно отнести любой из средне- и крупнорельефных типов - ТМ II, ТМ III, ТМ IV и ТМ V, если отдельные формы рельефа имеют достаточную высоту (более 10 м) и оказывают влияние на выбор пути между КП.

Есть специфика влияния каждого из этих типов местности на зимние трассы заданного.

Рельеф ТМ II (средний), как правило, огибается дорогами, и при выборе пути обычно принимают во внимание лишь конфигурацию лыжней - дорог и общую длину каждого из вариантов, а не набор высоты на них (примером отрезка между КП с таким рельефом служит отрезок 1-2 на рис. 21).

Рельеф ТМ III при выборе пути играет заметную роль. Купола, имея пологие склоны и загораживая большой участок местности, нередко пересекаются дорогами, просеками, дополнительными лыжнями и при хорошей планировке трассы ставят перед спортсменами непростые задачи из серии "обходить или перелезать?" (например, отрезок между КП 2 и КП 3 на рис. 2).

Рельеф ТМ IV (хребтово-лощинный) - наиболее сложный и интересный в трассах зимнего заданного. Дороги и лыжни здесь чаще всего идут по хребтам или долинам, но иногда пересекают их и, вписываясь в причудливые извивы рельефа, образуют сложную трехмерную конструкцию трассы, в которой нелегко разобраться. Именно на таком рельефе в Болгарии в 1977 г. был проведен II чемпионат мира (К 2).

Рельеф ТМ V (овражистый) при сложной системе глубоких оврагов очень удобен для постановки зимних трасс заданного, поскольку имеет разветвленную сеть дорог. На такой местности были проведены всесоюзные соревнования 1974 и 1978 гг. в Перми, по мнению некоторых спортсменов, наиболее интересные в 70-х годах. Изюминку ТМ V обычно составляет непостоянная глубина оврагов, быстро меняющаяся по их длине и осложняющая выбор мест для их пересечения (трассы, естественно, ставятся так, что прямые линии, соединяющие КП, проходят поперек оврагов). Другая особенность оврагов - большая крутизна склонов и сложность выбора безопасных и скоростных спусков.

Интересно сопоставить с помощью некоторого объективного показателя сложность трасс зимнего заданного на равнинной и пересеченной местности. К сожалению, статистика трасс зимнего заданного весьма бедная (10 соревнований класса мастеров, проведенных в нашей стране в 1972-1978 гг., против 143 на маркировке). Кроме того, в зимнем заданном нет такого информативного показателя, как а на маркировке. И все же попытаемся сопоставить на основе этих 20 трасс (10 мужских и 10 женских) влияние характера местности, равнинной и горной, на техническую сложность трасс заданного с помощью показателя р, отражающего плотность результатов и ранг соревнований, а также приведение последнего к эталонному рангу, равному 1000.

b=a*(R/B),

где а - коэффициент, обобщающий эталонный ранг и масштабную трансформацию показателя b (а =0,01), В-число спортсменов, проигравших победителю не более 10 мин., a R-ранг соревнований, смысл которого был пояснен ранее.

Естественно предположить, что при равной квалификации участников (в данном примере-класса мастеров), чем меньше плотность результатов, т. е. чем больше (3, тем технически сложнее трасса (или, при сопоставлении разных типов местности, тем сложнее местность).

Из 10 рассмотренных соревнований 6 проходило на равнинной местности (по нашему критерию, максимальные подъемы на вероятных путях движения между КП не превышают 10 м). В результате средний по мужским и женским трассам показатель (3 следующий: для равнинной местности (всего 12 трасс) - 0,88, для горной (всего 8 трасс) - 1,94. Полученные значения убедительно показывают, что горная местность трасс зимнего заданного в техническом отношении заметно сложнее равнинной. В связи с этим можно предположить, что наиболее крупные наши соревнования на трассах заданного, в том числе и чемпионаты страны, в дальнейшем будут устраиваться в основном на местности двух типов из числа четырех горных - ТМ IV и ТМ V. Поэтому, планируя и проводя тренировки, а также выступая в соревнованиях различного ранга, спортсмены должны приучать себя к объемному восприятию карты любой местности, что очень важно для выбора рационального варианта пути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: