Содержание задач

В лыжном заданном противоборство спортсменов происходит в более явной форме, чем на маркировке. И хотя спортсмен не видит на трассе всех соперников и никто не подсказывает ему, даже на КП, как он бежит по сравнению с остальными, спортсмен это чувствует. По своей скорости, когда настигает некоторых соперников (или когда они догоняют его), по встрече с ними у КП или на Других узловых точках трассы, наконец по тому, как у него все получается при выборе путей между КП, при их реализации и выходе к самим пунктам. Но явное соперничество на трассе лыжного заданного - лишь фон соревнований, а главное, как и на маркировке, - решение задач, поставленных начальником трассы.

Задачи эти не столь разнообразны, как на маркировке, но, пожалуй, более концентрированны по времени, за которое их следует решать, и потому требуют значительных умственных и волевых усилий. Можно выделить две задачи, с которыми сталкиваются спортсмены на трассе зимнего заданного: выбор пути и его осуществление (контроль).

Выбор пути имеет две близкие разновидности. Первая - выбор пути по уходе с очередного КП. Он производится как ответственное единовременное решение, от которого зависит результат спортсмена на данном отрезке между КП, а так как отрезков на лыжных трaccax заданного немного (3-7 в соответствии с Правилами), то и на всей трассе. Вторая разновидность - текущий (скользящий по трассе) выбор пути, собственно говоря, уточнение выбранного ранее пути в процессе его реализации и поступления в "вычислительный центр" спортсмена новой информации. Однако такое уточнение обычно производится без учета уже пройденного отрезка, как бы заново - от точки, где спортсмен находится (или куда приближается) в данный момент, до точки очередного КП. Вторая разновидность задачи решается почти непрерывно по всей трассе, на каждом ее этапе и временно прекращается, лишь когда спортсмен приближается к очередному КП по единственно возможному пути. Естественно, чем ближе к очередному (искомому) КП, тем задача выбора пути проще, ибо вариантов решения ее все меньше. В этом смысле задача выбора пути на самом КП (отправном) только тем и отличается от текущих задач-уточнений, что она самая сложная по числу возможных вариантов решения.

Задача контроля выбранного и осуществляемого пути между КП состоит в последовательном отслеживании на местности важных ориентиров, чтобы убедиться в правильности движения, а также различных пересечений и ответвлений лыжни, на которых можно сбиться или, наоборот, откуда можно начать новый, уточненный вариант движения к очередному КП.

Сложность и особенности решения обеих задач, возникающих на лыжных трассах заданного направления, зависят от насыщенности местности тропами, дорогами, просеками, дополнительными показанными на карте лыжнями, а также от того, насколько эти тропы, дороги, просеки с лыжнями и дополнительные лыжни накатаны ко дню соревнований и заметны на местности. В свою очередь, накатанность троп, дорог, дополнительных лыжней зависит от погоды накануне соревнований (были ли сильные снегопады) и непосредственно в день старта, а также от затрат времени и труда на подготовку трассы.

В связи с этим обстоятельством, а также с возможностью появления даже на очень крупных соревнованиях нестандартных условий ориентирования и движения по трассе, в основном из-за погоды, рассмотрим несколько типовых (точнее, наиболее вероятных) ситуаций в день соревнования.

Ситуация 1. Местность и карта вполне подготовлены для соревнований высокого уровня. Все дороги, тропы и просеки, изображенные на карте без ограничительных знаков, накатаны машинным способом - на мотонартах типа "Буран" с резаком для лыжни. Непригодные для движения на лыжах тропы и дороги (заваленные лесом, заросшие или с другими препятствиями) перечеркнуты на карте через 5-7 мм крестами красного цвета. Дополнительные лыжни нанесены на карту зелеными линиями. На карте - на дорогах, тропах и дополнительных лыжнях - в местах с большим уклоном (на спусках и подъемах) стрелками-галочками показано основное направление движения. Снег глубокий, наста нет: двигаться по целине без лыжни бессмысленно.

Ситуация 2. Все, как и в первом случае, за исключением подготовки лыжней, которые накатывали постановщики трассы с имевшимися в их распоряжении помощниками (лыжниками, школьниками и др.). Естественно, лыжня по разным дорогам и тропам неодинакового качества и примерно соответствует классу линейных ориентиров. Дополнительные лыжни подготовлены на местности как лесные дороги.

Ситуация 3. Соревнования проводятся в районе массового катания вблизи большого города на следующий день после выходного. Снегопада не было. Данное обстоятельство означает, что на местности, на открытых местах и в редком лесу, возможно появились не отраженные на карте лыжни. Класс лыжней на местности примерно соответствует классу дорог, но в некоторых местах может и существенно отличаться: например, на широких дорогах и на просеках лыжни могут быть сильно раскатаны (до состояния волнообразной гармошки) и потому не очень удобны для движения. Нежелательная разновидность этой ситуации - соревнования проводятся в выходной день, когда на местности много катающихся.

Ситуация 4. Та же ситуация, что 2 или 3, но измененная сильным снегопадом в ночь перед соревнованиями. Снег продолжает идти и после их начала. Более или менее очевидно, что организаторам не удалось накатать большинство лыжней, показанных на карте, в лучшем случае они проехали на "Буране" (или прошли группой лыжников в 20-40 человек) по двум наиболее вероятным путям между КП, но вполне возможно, что и этого не успели.

Ситуация 5. Та же ситуация, что 1, 2 или 3, но непосредственно перед соревнованиями после затяжной оттепели ударили сильные морозы и образовался крепкий наст. Лыжни и накатанные автотранспортом дороги обледенели.

Возникающие в каждой такой ситуации главные задачи ориентирования и особенности этих задач рассматриваются далее совместно со способами их решения и целесообразной тактикой преодоления трассы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: