Искусство делать

И ПРИНИМАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ

Комплименты — это слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Поскольку в основе комплимента лежит психологический феномен внушения, многие люди делают ком­плименты, чтобы добиться с их помощью желаемого результата от парт­нера по общению. В педагогической практике использование компли­ментов может стать одним из способов эффективного взаимодействия, так как именно комплименты могут способствовать формулированию благосклонного отношения к собеседнику.

Для некоторых людей составляет большую трудность похвалить кого-то или сделать комплимент. Т. Повелл (Powell T., 2000) рекомендует не­которые правила, которые помогут переступить барьер и научиться быть искренним, делая комплименты другим людям:

r прежде всего, выберите подходящее время и место;

r перед тем как делать комплимент, установите контакт глаз с собе­седником;

r будьте лаконичны, говорите понятным языком;

r используйте «Я-утверждения» («Мне нравится...», «Я в восторге...» и т. д.);

r подчеркивайте детали («Мне нравится твоя блузка, особенно ее цвет. Мне кажется, он очень идет тебе»).

Дополняя рекомендации Т. Повелла, можно подчеркнуть, что комп­лименты должны быть искренними и иметь свой адресат. Комплимент теряет свою ценность, если мы неоднократно повторяем его слово в сло­во, особенно разным людям.

Комплименты не должны содержать: гипербол, «приправ», дидакти­ки, двойного смысла, непонятных слов.

Некоторые люди испытывают чувство дискомфорта, когда их кто-либо хвалит или делает им комплименты. Эти люди в ответ часто стараются оп­ровергнуть сказанное или принизить свои достоинства. Такой стиль пове­дения не является ассертивным, потому что зачастую, принимая компли­мент, мы даем неискреннюю обратную связь, стараясь показаться собеседнику скромным. Если вам понравился комплимент, почему бы не сказать об этом открыто, например: «Мне это приятно слышать», «Спасибо. Вы подняли мне настроение», «Мне никто никогда не говорил ничего Подобного», «Я рада, что вам это понравилось». Иногда нам, взрослым, было бы полезно поучиться делать и принимать комплименты у наших детей.

Пожалуй, каждой женщине было бы приятно услышать такие слова, сказанные шестилетней девочкой воспитательнице: «Галина Васильевна! Вы сегодня так похожи на принцессу...» Почему бы не ответить на этот комплимент искренне: «Большое спасибо, я рада это слышать именно сегодня».

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: