Виды психолого-педагогической коррекции
Дети с нарушениями.
| Что нарушено.
| Коррекция.
|
1. Дети с интеллектуальной недостаточностью.
| Необратимые нарушения преимущественно познавательной сферы, возникающие вследствие органического поражения коры головного мозга. Нарушение высших психических функций в отражении и регуляции поведения и деятельности.
| Ведется в 3-х направлениях:
1. формирование физической готовности к школе;
2. формирование элементарных познавательных интересов, познавательной активности и накопление знаний и умений;
3. формирование нравственно-волевой готовности к школе.
|
2. Дети с задержкой психического развития (ЗПР).
| Наблюдается слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, снижена переключаемость, медлительность, недостаточность отдельных психических функций: недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти с замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координации движений.
| Задачи коррекции: помочь детям с ЗПР овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
|
3. Дети с нарушениями речи.
| Нарушения устной речи у дошкольников:
1. нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи;
2. нарушения структурно-семантического (внутреннего) системного или полиморфного нарушения речи.
| Коррекция ведется по всем видам речевой деятельности: познавательная сфера, звукопроизношение, слоговая структура, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, развитие словаря, связной речи, а также формирование коммуникативной функции и развитие психических функций и т.д.
|
4. Дети с нарушением слуха.
| Страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка.
| Благодаря специальному обучению формируется речь, понятийное мышление, словесная память и создаются условия для расширения возможности компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов.
|
5. Дети с нарушением зрения.
| Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими другими видами деятельности.
| Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы: слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, формирование навыков самообслуживания. Ведется исправление недостатков физического развития и недостатков речи.
|
6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).
| У таких детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями. Также дети имеют нарушения познавательной деятельности.
| Формирование двигательных функций предполагает комплексное и системное воздействие: медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, массажи, ЛФК. Развитие коррекции движений. Коррекция вторичных дефектов: речи, познавательной деятельности и других функций.
|