Сфера деятельности | Признаки качества деятельности | |||
социально- профессиональные | функционально-ролевые | этико-психологические | индивидуально-типологические | |
Образовательная (преподавание) | 1. Профессио- нальная компетентность | 2. Дидактиче- ская техничность | 3. Профессио- нальная этика | 4. Стиль преподавания |
Научная (научно-исследовательская деятельность, НИР) | 5. Научная активность | 6. Научная продуктивность | 7. Научная корректность | 8. Научный стиль и позиция |
Методическая (научно-методическая, учебно- методическая и организационно-методическая работа) | 9. Целесообразность методических средств | 10. Методическая обеспеченность деятельности | 11. Методическая корректность | 12. Методический подход (система) |
Организационно- управленческая (руководство структурными подразделениями) | 13. Стратегичность | 14. Оперативность | 15. Управленчекая эффективность (продуктивность подчиненных) | 16. Стиль управления (руководства) |
Общественная (выполнение общественных поручений, участие в деятельности проф- объединений | 17. Общественная значимость | 18. Добровольность | 19. Социальный такт (тактичность во взаимодействии с сотрудниками) | 20. Адекватность самореализации |
Основаниями для описания уровней качества являются: масштаб (объем) деятельности преподавателя; нормативы должности и звания; удовлетворенность потребителей.
|
|
Технология представляет собой программу оценочной деятельности, раскрывающую общие задачи, логику этапов оценки, необходимые условия.
Гуманитарность рассматриваемой технологии определяется ее целью — для решения каких задач предпринимается оценка качества деятельности преподавателей и кто предполагается субъектом оценивания — руководители вуза или конкретных его структурных подразделений, представители органов управления, а также те, кто наделен экспертно-оценочными функциями, сами преподаватели. Важно, что оценка качества деятельности преподавателя фиксирует ее состояние лишь на данный, конкретный момент времени или период работы, т.е. эта оценка дается не навсегда, а только как характеристика состояния деятельности на момент оценки. И если сам преподаватель, чья деятельность оценивалась, неудовлетворен по каким-то причинам оценкой ее качества (у каждого бывают профессиональные неудачи, периоды спада трудовой и другой активности), он получает достаточно ясное представление о том, в каких направлениях улучшения качества собственной профессиональной деятельности ему следует «двигаться».
На 1-м этапе проводится самооценка. Задача — оценить степень выраженности показателей качества собственной деятельности в разных сферах с помощью оценочных бланков (см. приложение, формы 1—5).
|
|
Инструкция преподавателю. Оценить степень выраженности каждого показателя по предложенной шкале (от 0 до +3), сделав отметку в соответствующей графе бланков, представленных в виде таблицы. (форма 1 — оценка качества преподавания; форма 2 — научно-исследовательской деятельности; форма 3 — методической; форма 4 — организационно-управленческой; форма 5 — общественной работы).
Процедура самооценки должна быть максимально корректна по отношению к преподавателю во всех случаях обращения к ней. Эта корректность предполагает добровольность и доступность инструментария самому преподавателю в случае самооценки. Для самооценки необходимо выделять удобное и достаточное для преподавателя время. Самооценку преподаватель проводит «наедине с собой». При организации самооценки необходимо создавать такие условия, чтобы преподаватели могли проявить откровенность, честность, принципиальность.
По результатам самооценки недопустимо применять административные санкции, моральные и психологические воздействия на преподавателей. Не следует также обнародовать эти данные. А вот при анализе результатов самооценок преподавателей при статистической обработке следует учитывать, что оценка может быть не только адекватной, но заниженной или завышенной.
Вывод об уровне качества деятельности преподавателя в каждой
из сфер делается при сопоставлении полученных сумм баллов со следующей шкалой:
до 6 баллов — недопустимый;
от 6 до 12 баллов — допустимый;
от 13 до 24 баллов — оптимальный;
от 25 до 36 баллов — высокий.
На 2-м этапе проводится экспертная оценка качества деятельности преподавателя с учетом мнения Студентов о качестве деятельности преподавателя. Мнение студентов имеет существенное значение при оценке качества преподавания. Для этого студентам предлагается вопросник.