Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................... 3

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ... 5

Глава 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА.

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 6

1. Психолингвистика как наука.

Объект и предмет психолингвистики........... 6

2. Психолингвистика, психология и традиционное языкознание.

Язык, речь, речевая деятельность............... 9

3. Основные особенности психолингвистических подходов

к изучению языка как достояния человека. Специфика материала
психолингвистических исследований................... 12

4.................................................................... Роль эксперимента в психолингвистике и языкознании........................ 13

Вопросы и задания для обсуждения.......... 17

Дополнительная литература....................... 17

Глава 2. ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 18

1. Психологические и лингвистические основы теории речевой деятельности.
Разные подходы к периодизации развития психолингвистики

и классификации ее ведущих научных направлений.

Становление психолингвистики за рубежом 18

2.Лингвистические, психологические и физиологические истоки отечественной ПЛ............................................. 22

3.Концепции порождения речи....................... 27

4.Специфика восприятия речи........................ 32

5.Тенденции в современной ПЛ...................... 34

Вопросы и задания для обсуждения......... 36

Дополнительная литература...................... 37

Глава 3. МЕТОДЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 38

1.Основные группы психолингвистических методов 38

2.Анализ экспериментальных методов

психолингвистических исследований......... 40

Вопросы и задания для обсуждения......... 49

Дополнительная литература....................... 49

Глава 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ............................................................................... 51

1. Нейролингвистика и ее связь с другими науками.

Специфика нейролингвистических исследований 51

2.Межполушарная асимметрия головного мозга 57

3.Виды речевых патологий............................. 60

Вопросы и задания для обсуждения......... 65

Дополнительная литература...................... 65

Глава 5. НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ПРОЦЕССА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ 66

1. Модель формирования речевого сообщения

в нейролингвистике..................................... 66

2. Нарушения мотивационной основы и

программирования речевого высказывания 68

3. Нарушения синтагматического аппарата

формирования речевого сообщения.......... 69

4. Нарушения парадигматического аппарата

формирования речевого сообщения.......... 71

5. Нарушение понимания фонематического и

лексического строя речи............................. 74

6.................................................................... Нарушение понимания логико-грамматических отношений.................... 75

7. Нарушение понимания синтагматического

строя связной речи..................................... 77

8. Нарушение понимания общего смысла (подтекста)

речевого сообщения.................................... 78

Вопросы и задания для обсуждения......... 80

Дополнительная литература...................... 82

Глава 6. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ................ 83

1.Проблема соотношения языка и мышления 83

2.Разнообразие гипотез

0.................................................................... взаимосвязи мышления и языка...................................................................... 90

3.................................................................... Внутренняя речь как инструмент мышления.......................................... 93

Вопросы и задания для обсуждения......... 96

Дополнительная литература...................... 97

Глава 7. ОБЩАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКА. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛИНГВИСТИКА. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКА.
ЯЗЫКОВОЙ / РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 98

1. Основные проблемы общей и частных ПЛ.

Задачи теоретической ПЛ. Прикладная ПЛ 98

2.Различные трактовки понятия «механизм». Фундаментальные механизмы психической деятельности человека. Механизмы речевой деятельности. Понятие языкового / речевого механизма человека 103

3.Основные принципы функционирования языкового / речевого механизма человека. Различные подходы к описанию работы

языкового / речевого механизма человека....... 106

Вопросы и задания для обсуждения......... 107

Дополнительная литература..................... 108

Глава 8. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНИЦ

ЛЕКСИКОНА ЧЕЛОВЕКА....................... 109

1.Лексикон человека. Специфика единиц ядра лексикона человека 109

2.Звук и смысл. Фонетическое значение.

Звукоподражания и идеофоны.................. 110

3.Синестезия (со-ощущение).......................... 113

4.Соотношение фонетического значения

со значением лексическим........................ 115

Вопросы и задания для обсуждения......... 117

Дополнительная литература..................... 118

Глава 9. СЛОВО КАК ЕДИНИЦА ЛЕКСИКОНА ЧЕЛОВЕКА 119

1.Значение слова и возможности его описания 119

2.Различные подходы к проблеме значения слова.

Проблемы функционирования слова как единицы лексикона 1 21

Вопросы и задания для обсуждения......... 125

Дополнительная литература..................... 126

Глава 10. ТЕКСТ КАК ВЫСШАЯ ЕДИНИЦА РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.......................... 127

1.Слово - высказывание - текст...................... 127

2.Модель производства текста....................... 128

3.Восприятие текста. Структурные опоры понимания текста 130

4.Коммуникативный аспект изучения текста. 132

Вопросы и задания для обсуждения......... 133

Дополнительная литература..................... 134

Глава 11. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................ 136

1. Своеобразие вербальных форм речевой коммуникации.

Текст. Дискурс........................................... 136

2.Средства визуального воздействия на читателя / зрителя 138

3.Невербальные компоненты коммуникации 139

Вопросы и задания для обсуждения......... 144

Дополнительная литература..................... 146

Глава 12. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКА 147

1.Предмет и задачи социальной ПЛ.............. 147

2.Основные подходы к определению языковой компетенции в современной психолингвистике..................... 148

3.Структура языковой личности.................... 150

4.Языковая картина мира............................... 152

Вопросы и задания для обсуждения......... 157

Дополнительная литература..................... 157

Глава 13. ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКИ 159

1. Языковое сознание человека и

национально-этнические особенности культуры 159

2. Интеркультурные контакты. Культурный шок.

Лингвистический шок. Аккультурация..... 162

Вопросы и задания для обсуждения........ 165

Дополнительная литература.................... 165

Глава 1 4. ПСИХОЛИНГВИСТИКА

МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ.......... 166

1.Статусно-ролевая структура межличностного общения. Стереотипы ролевого поведения........................................ 166

2.Трансакционный анализ Э. Берна.

Успешность речевого взаимодействия...... 171

Вопросы и задания для обсуждения......... 174

Дополнительная литература..................... 175

Глава 15. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ.............................................................................. 176

1.Коммуникативный конфликт....................... 176

2.Коммуникативные стратегии разных языковых личностей 179

3.Уровни коммуникативной компетенции..... 180

4.Языковая личность и речевые жанры......... 182

Вопросы и задания для размышления...... 183

Дополнительная литература..................... 184

Глава 16. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 185

1.Понятие о гендере. Методология гендерного анализа 185

2.Проявление гендерного фактора в речевом поведении носителей

русского языка........................................... 186

Вопросы и задания для обсуждения......... 198

Дополнительная литература..................... 199

Глава 17. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСТВО 200

1. Проявление творчества в речевой деятельности 200

2. Языковая игра. Психолингвистические механизмы

построения языковых игр......................... 202

3. Влияние речевой субкультуры

на языковую личность.............................. 207

Вопросы и задания для обсуждения......... 209

Дополнительная литература..................... 210

Глава 18. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКА...... 211

1.Предмет изучения возрастной ПЛ.............. 211

2.Коммуникация животных.

Сравнение языка человека и кодов животных 211

3. Вопрос о врожденном характере

языковой способности человека................ 216

4. Освоение речи ребенком.

Дословесный период речевого развития ребенка 219

Вопросы и задания для обсуждения......... 222

Дополнительная литература..................... 223

Глава 19. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 224

1. Становление фонетического строя речи ребенка 224

2.Связь звучания со смыслом. Становление лексико-семантической системы речи ребенка. Детское словотворчество 225

3.Овладение морфологией и синтаксисом.... 229

4.Теории формирования

языкового сознания в онтогенезе............. 232

5.................................................................. Основные закономерности речевого развития дошкольников...................... 237

Вопросы и задания для обсуждения......... 240

Дополнительная литература.................... 240

Глава 20. СТАНОВЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ

ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА..................... 242

1. Речевое развитие ребенка

после самонаучения языку........................ 242

2. Овладение письменной речью

и становление языковой личности............. 244

3. Становление дискурсивного мышления

языковой личности школьника................. 245

4. Формирование скрытого механизма

внутренней речи в онтогенезе................... 247

Вопросы и задания для обсуждения......... 249

Дополнительная литература..................... 250

Глава 21. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ В СОПОСТАВЛЕНИИ С РЕЧЬЮ ВЗРОСЛЫХ......................................................... 251

1. Связь познавательных и речевых возможностей

в речевой деятельности ребенка и взрослого 251

2. Экспериментальные методы изучения детской речи

в сопоставлении с речью взрослых. Речевые ошибки взрослых и детей.............................................................................. 255

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 260

ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ 262


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 264 265 279


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: