Розничные торговые предприятия, их классификация, функции и принципы размещения

Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, которая составляет основу материально-технической базы торговли. Совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи) составляет основу материально-технической базы.

Предприятия розничной торговли классифицируют на все виды в зависимости от ассортимента реализуемого товара.

Магазины бывают:

1.
универсальные;

2.
специализированные;

3.
неспециализированные.


Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют еще на виды в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм обслуживания.

i.
К универсальным магазинам относят следующие типы:

1.
Гипермаркеты. Торговая площадь должна составлять от 5 000 м2. ассортимент универсальный. Форма обслуживания – самообслуживание.

2.
Универмаг. Торговая площадь не менее 3,5 тыс. м2. В сельской местности – 600-650 м2. универсальный ассортимент непродовольственных товаров. Самообслуживание, торговля через прилавок.

3.
^ Универмаг «Детский мир». Торговая площадь от 2,5 тыс. м2. Ассортимент универсальный – детский. Форма обслуживания – различная.

4.
Универсам (супермаркет). Торговая площадь от 400 м2. Ассортимент – универсальные продовольственные товары. В основном самообслуживание, иногда через прилавок.

5.
Магазин-склад. Торговая площадь от 650 м2. Ассортимент - универсальный. Форма обслуживания – традиционная через прилавок.

6.
Гастроном. От 400 м2, универсальный ассортимент. Самообслуживание и традиционный метод – через прилавок.

7.
Магазин - товары повседневного спроса. От 100м2, ассортимент – продовольственные и промышленные товары. Самообслуживание и традиционный метод через прилавок.

ii.
К специальным магазинам относят:

1.
Специальные продовольственные магазины: «Рыба», «Мясо», «Колбасы», «Минеральные воды» и т.д. не регламентируется торговая площадь зала, форма обслуживания, ассортимент товаров.

2.
Специальные непродовольственные магазины: «Мебель», «Хоз. Товары», электротовары, ювелирные изделия, одежда, обувь, ткани и т.д.

3.
Магазины прочей товарной специализации: природа, семена, зоомагазины, книги.

iii.
К неспециализированным магазинам относят:

1.
Продукты или минимаркет. Эти магазины реализовывают продовольственные товары узкого ассортимента. Торговая площадь 18 м2.

2.
Неспециализированные непродовольственные магазины: «дом торговли» от 1000 м2, реализует товары по потребительским комплексам, форма обслуживания – различная. К ним относятся: все для дома, товары для детей, для женщин и др. для этих магазинов нет регламента. В эту группу входят наиболее распространенный тип – промышленные товары – узкий ассортимент, непродовольственные товары, площадь торгового зала от 18 м2.


Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяются.

^ Вопросы размещения магазинов в городах, крупных населенных пунктах должны учитывать факторы:

1. градостроительные факторы: численность населения города, поселка, форма плана; функциональное зонирование территории города, поселка; плотность населения; размещение мест приложения труда; административных, культурных и спортивных центров;

2. транспортные факторы: интенсивность и направление потоков движения общественного и индивидуального транспорта;

3. социальные факторы: снижение издержек потребления (затраты времени на покупку товаров); достижение высокого уровня торгового обслуживания;

4.экономические факторы: обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сетей предприятия торговли и оптимального уровня их доходности.

Принципы размещения розничной торговой сети:

1.
Равномерность: торговая сеть равномерно размещается по территории населенного пункта (магазины «продукты» и товаров повседневного спроса).

2.
Групповое размещение: предусматривает сближение магазинов территориально различного типа с целью обеспечения комплексного спроса покупателей.

3.
Доступность торгового предприятия: предполагает приближение магазинов покупателям. Пешеходная доступность – расстояние=500 м, если это невозможно, то транспортные связи.

4.
Экономическая обоснованность: представляет обеспечение рентабельной работы магазина.


Все магазины делятся на:

- магазины местного значения;

- магазины городского значения.

Характеристика функций рознично - торговых предприятий.

^ Торговое предприятие – это имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. Все предприятия торговли делятся на:

  • Предприятия розничной торговли;

  • Пункты продажи.


Для предприятия торговли характерно: оно является юридическим лицом, имеет собственное имущество, РС в банках, несет ответственность за принимаемые решения.

Пункты продажи – предприятия, которые не являются хозрасчетными и не являются юридическими лицами. Все осуществляемые предприятиями функции делятся на:


  • Торговые или коммерческие;

  • Технологические.


К торговым функциям относят:


    • Изучение покупательского спроса на товары;

    • Формирование ассортимента товаров в соответствие со спросом покупателей;

    • Составление заявок на завоз товаров в магазины;

    • Реклама товаров и услуг;

    • Оказание торговых услуг покупателям;


Характерны для всех магазинов и пунктов продажи.

Для магазинных предприятий существуют другие функции:


  • Заключение договоров на поставку товаров и учет их исполнения;

  • Предъявление претензий за нарушение условий договора.


^ Технологические функции: приемка товаров по количеству и качеству; обеспечение условий хранения товаров различных групп; выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, нарезка, упаковка, маркировка); внутримагазинное перемещение; расчетные операции за проданные товары.

Специализация – форма разделения труда между магазинами в общем процессе торгового обслуживания. Специализация магазина является следствием товарного ассортимента, который нуждается в более глубоком делении общей массы товаров на группы и более дифференцированном снабжении магазинов различного типа.

Ведущим направлением специализации магазинов является специализация по товарному признаку, т.е. ограничение деятельности магазина продажей одной или смежных групп товаров с целью наилучшего удовлетворения спроса покупателей.

Существует специализация по потребительским комплексам.

Специализация магазина по товарному признаку имеет ряд преимуществ:

1.
концентрация более широкого ассортимента товаров в пределах отдельных товарных групп, что создает лучшие условия их выбора, более полно удовлетворяет спрос покупателей и обеспечивает рост товарооборота по донной группе товаров.

2.
на основе глубокого изучения спроса покупателей укрепляется связь с промышленностью, что позволяет более активно воздействовать на производство в деле расширения ассортимента товаров, улучшения качества и дизайна

3.
продавцы специализированных магазинов, работая с одной товарной группой, лучше изучают ассортимент, овладевают торговой техникой, что повышает производительность труда и культуру обслуживания покупателей.


Недостатки специализированных магазинов по товарному профилю:

1.
специализированные магазины территориально удалены от покупателей, что вызывает увеличение затрат времени на приобретение товаров.

2.
усложняется процесс совершения единой комплексной покупки товаров, т.е. различные товарные группы рассредоточены по нескольким магазинам.


Внедрение потребительских комплексов обеспечивает преимущество для покупателей, т.к. им легче ознакомиться с ассортиментом предлагаемых товаров, при этом сокращаются затраты времени на покупки, т.к. товары предлагают в концентрированной форме и, в соответствие со спросом, повышается качество консультирования и представления покупателям дополнительных услуг.

Состояние специализации розничной торговой сети характеризуется уравнением специализации. Уровень специализации рассчитывается 3 способами:

1) определяется как отношение количества спец. магазинов + универсальные магазины к общей численности магазинов и все это * 100%;

2) объем товарооборота спец. и универсальных магазинов к общему объему товарооборота всех магазинов и *100%;

3) площадь торговых залов спец. и универсальных магазинов к площади торговых залов всех магазинов и * 100%.

Типизация магазина – система мероприятий, направленная на ликвидацию излишнего многообразия типов торговых предприятий и создания наиболее рациональной с учетом различных условий работы отдельных торговых предприятий. Типизация магазина позволяет ряд преимуществ в организации материально-технической базы торговли, позволяет правильно планировать структуру торговой сети, позволяет обоснованно размещать магазины в населенных пунктах, организовать точный учет торговой сети и обеспечить условия для организации ритмичного снабжения магазинов и др. Типизация позволяет улучшить управление торговой сетью, устанавливать более обоснованные планы хозяйственной деятельности, создает условия для унификации технологического процесса в целом, внедрение типовых наборов торгово-технологического оборудования, инвентаря.

Работа торговых предприятий оценивается рядом показателей:

1. пропускная способность магазина. Характеризует количество обслуживаемых покупателей в одну смену работы магазина. Данный показатель можно определить на основе сплошного или выборочного подсчета количества обслуживаемых покупателей за смену.

2. розничный товарооборот, приходящийся на 1 м2 площади, в качестве показателя площади магазина может быть принята общая площадь магазина, торговая площадь магазина, установочная или демонстрационная площадь.

3. установочная - площадь торгового зала, занятая основаниями торгово-технологического оборудования, используемого для выкладки товаров.

^ Коэффициент установочной площади определяется как отношение площади оснований торгово-технологического оборудования к площади торгового зала магазина *100%. Коэффициент должен быть равен от 27 до 33¸35%.

4. демонстрационная площадь – этот показатель характеризует использование торговой площади под размещение ассортимента товаров. Его называют еще как коэффициент выкладки товаров, который рассчитывается как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала *100% и должен быть равен 0,75 или 75%.

5. структура площадей магазинов. Под этим показателем понимают удельный вес отдельной площади магазина в общей его площади. При этом важным показателем является доля торговой площади в общей площади магазина (доля должна быть = 70-80% от общей площади).

6. уровень механизации торгово-технических процессов. Рассчитывается как отношение объема механизированных работ к общему объему работ (механизированных и немеханизированных) *100%.

7. коэффициент сменности работы магазина. Рассчитывается как отношение времени работы магазина в день (в часах) к времени работы одной смены (в часах).

8. коэффициент непрерывности работы магазина определяется как отношение количества дней работы магазина в месяц к количеству рабочих дней в месяц.

Правила продажи отдельных видов товаров регулируются правилами, утвержденными постановлениями правительства РФ с января 1998 г. и изменены и дополнены в октябре 1998 г. Правила продажи разработаны в соответствие с законом РФ «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже конкретных видов товаров. В соответствие с этими правилами продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую, достоверную информацию о товарах, их изготовителях, которая обеспечивала бы возможность правильного выбора товаров (наименование товаров, фирменное наименование, местонахождение изготовителя товара, продавца, обозначение стандартов, сведения о потребительских свойствах, правила и условия эффективного и безопасного пользования, гарантийный срок, срок службы, годности, цены). Если товар подлежит сертификации, то продавец обязан доводить до покупателя эти сведения. Если товар подлежит лицензированию, то необходимо довести до сведения покупателя лицензию. Продавец обязан предоставлять и другую информацию в соответствии с федеральными законами.

Правила продажи регулируют продажу товаров:


  • продовольственных;

  • текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров, обуви и др.;

  • технически сложных товаров;

  • товаров бытового назначения;

  • парфюмерно-косметических товаров;

  • автомобилей, мототехники, прицепов, номерных агрегатов;

  • изделия из драгоценных металлов и камней;

  • лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

  • животных и растений;

  • товаров бытовой химии;

  • пестицидов и агрохимикатов;

  • экземпляров фильмов, воспроизведенных на видеокассетах (видеоносителях);

  • оружия и патронов;

  • стройматериалов и изделий мебели;

  • сжиженного углеводорода;

  • непериодических изданий;

  • непродовольственных товаров бывшего употребления.


Правила продажи товаров из драгоценных металлов и камней.

Продавец должен быть зарегистрирован в территориальной государственной инспекции пробирного надзора. Торговля ювелирными изделиями подлежит лицензированию и разрешается только при наличии у предприятий соответствующей лицензии. Лицензия на торговлю ювелирными изделиями выдается в соответствии с положениями о лицензировании. 17 апреля 2001 г. – утверждено положение об оптовой и розничной торговле ювелирными изделиями из драгоценных металлов и камней. Лицензии выдаются органами исполнительной власти субъектам РФ. Для осуществления торговли ювелирными изделиями продавец должен иметь помещение, обеспечивающее сохранность, а также заключение санитарно-эпидемической службы «о состоянии помещений и оборудования».

Продажа товара осуществляется через прилавок или по образцам. Информация о ювелирных украшениях, сервировки стола и других изделий из драгоценных металлов должна включать наименование фирмы-изготовителя, юридический адрес, наименование страны-изготовителя, основное или функциональное предназначение товаров или область его применения, правила, условия безопасного хранения, транспортировка, информация об обязательной сертификации, масса нетто, состав, товарный знак изготовителя, дата изготовления, обозначение нормативного и технического документа, по которому изготавливался товар, штрих-код, гарантийный срок, срок годности.

Изделия из драгоценных металлов, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы и иметь опломбированные ярлыки со следующей информацией: наименование изделий, вид драгоценного металла, артикул, проба, вес, масса, вид и характеристика поставок, цена.

При передаче товаров покупателю проверяется наличие оттиска государственного клейма РФ, его качество. Сертификация на драгоценный камень.

По требованию покупателя может производиться взвешивание изделий без ярлыка массой до 1 кг на весах с погрешностью 0,1 г, а вещей от 1 до 10 – с погрешностью на не более 0.1 г.

Если снимается ярлык, то составляется акт, № которого указывается на ярлыке-дубликате. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается вместе с дубликатом. Покупателю вместе с изделием выдается товарный чек с информацией, содержащейся на ярлыке. Изделия из драгоценного металла должны иметь индивидуальную упаковку. Продавец обязан информировать покупателя о порядке ухода. Комиссионная торговля осуществляется в соответствие с правилами «комиссионная торговля непродовольственных товаров». Изделия надлежащего качества не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар.

Продажа товаров в кредит регулируется правилами продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит, которая утверждена 9 сентября 1993 г. Они регулируют продажу товаров в кредит в магазинах всех форм собственности и не зависят от ведомственной принадлежности.

^ К товарам длительного пользования относятся: непродовольственные товары, имеющие длительный срок службы. Перечень таких товаров утвержден правительством и является приложением №1 к правилам (мебель, радио, одежда, ковры и др.).

Магазин устанавливает свой перечень, но в соответствие с рекомендуемым, и этот перечень вывешивается в магазине.

Продажа и расчет производится по ценам, действующим в момент оформления продажи товаров.

На товар, проданный в кредит, распространяется закон «о защите прав потребителей».

Покупатель обязан оплатить не менее 20%. Если цена товара выше 12-ти кратной минимальной месячной оплаты труда, то надо оплатить 40% его стоимости.

Продажа товаров в кредит инвалидам и приравненным к ним по льготам может производиться без предварительной оплаты, если цена не превышает 6-ти кратной минимальной оплаты труда. Органы власти могут возмещать расходы, связанные с продажей товаров в кредит инвалидам.

Сумма предоставляемого кредита не должна превышать с рассрочкой платежа на 6 месяцев – двух месячной ЗП; на срок до 12 месяцев – 4-х месячной ЗП; на 24 -8 мин. ЗП; на 36 месяцев – 12; 48 месяцев – 18; на срок 60 месяцев – 24.

Если стоимость продаваемого товара в кредит превышает предельную, то розница оплачивается покупателем при получении товара. При проданном товаре в кредит сумму кредита покупатель оплачивает в %, которые устанавливает магазин, но размер его не должен превышать ставок банковских кредитов.

Для покупки товара в кредит покупатель предоставляет справку с места работы, учебы и т.д. о доходах. Справка выдается постоянно работающим (если проработал не менее 6 месяцев).

Справка не выдается студентам, учащимся, лицам, у которых удержание превышает 50% по исполнительным местам, лицам, подлежащим увольнению.

Руководитель и главбухи несет ответственность за нарушения порядка хранения, выдачи, учета справок на покупку товаров в кредит. Граждане заполняют поручения, обязательства в двух экземплярах по установленной форме.

Сумма кредита погашается равными частями. За несвоевременную оплату кредита магазин может взыскать пеню (0,5% с не перечисленной суммы за каждый день издержки).

При увольнении с работника взыскивается вся сумма кредита. Если не хватает, то организация обязана в 5-дневный срок переслать поручения обязательства и справку об увольнении работника.

Комиссионная торговля непродовольственных товаров осуществляется в соответствие с правилами комиссионной торговли непродовольственных товаров, утверждена 6 июня 1998 г. и действует в редакции постановления правительства от 12.10.1999 г. и от 22.02.2001 г.

Лица, участвующие в комиссионной торговле: комиссионер (принимает товар); комитент (сдатчик товара); покупатель.

За комитентом сохраняется право собственности на товар до момента его продажи. Комиссионер обязан предоставить полную информацию о себе и несет ответственность за сохранность товаров, принятых на комиссию. Все вопросы, не урегулированные этими правилами, регулируются правилами продажи отдельных товаров. На комиссию принимаются новые товары бывшего употребления.

Прием товаров на комиссию оформляется составлением договора комиссии, квитанции, накладной и др. документы, которые должны содержать определенную информацию. Вид документа устанавливается комиссионером.

Документы составляются в двух экземплярах (комитенту и комиссионеру).

^ Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники отечественного и иностранного производства принимают на комиссию при наличии документа, удостоверяющего право собственности на транспортное средство и снятие их с учета в связи с продажей, а также при наличии временного регистрационного знака «транзит».

^ Транспортные средства, зарегистрированные на территории других государств и ввезенные на территорию РФ, принимают на комиссию при наличии паспортов транспортных средств, выданных в установленном порядке таможенными органами РФ.

^ Предметы антиквариата принимаются на комиссию в соответствие с настоящими требованиями законодательства РФ, регулирующими порядок реализации антиквариата.

^ Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней принимают на комиссию в соответствие с требованиями, предусмотренными правилами продажи отдельных видов товаров.

Прием на комиссию и продажа гражданам оружия осуществляется в соответствии с требованиями закона «об оружие» и другими нормативными актами, которые регулируют оборот гражданам оружия и боеприпасов на территории РФ.

^ Газовые плиты и баллоны к ним принимают на комиссию при наличии документа, подтверждающего пригодность использования и назначению.

Не принимаются на комиссию товары, изъятые из продажи, продажа которых запрещена или ограничена; товары, не подлежащие возврату или обмену т (гигиенические товары и др.).

При приемке товаров на комиссию каждому изделию прикрепляется товарный ярлык, а на мелкие изделия – ценник с указанием № документа и цена.

Перечень товаров, принятых на комиссию, и товарный ярлык подписываются комиссионером и комитентом.

Товары принимаются на комиссию по паспорту или удостоверению личности. Комиссионер может оказывать услуги комитенту, но с его согласия. Комитент в праве отказаться от использования договора комиссии, а комиссионер имеет право требовать возмещение убытков.

Цена определяется по соглашению сторон. Эти стороны определяют размер вознаграждения. Товары поступают в продажу не позднее следующего дня после приемки товаров на комиссию.

За задержку подачи товаров в продажу комиссионер уплачивает неустойку в размере 3% от суммы вознаграждения.

При продаже товаров ненадлежащего качества, если это не было договорено комиссионером, покупатель в праве по своему выбору потребовать заменить товар аналогичным или другой марки, соразмерно уменьшить покупную цену, незамедлительно безвозмездно потребовать устранения недостатка в товаре, потребовать возмещения расходов по устранению недостатков.

Порядок и размер уценки, порядок уведомления и явка комитента устанавливается по согласию сторон. Если комитент отказался от уценки, то товар возвращается ему и возмещаются расходы. Если товар продан по высокой цене, то доход делится пополам, ели другие условия не были оговорены. Если по более низкой цене, то комиссионер обязан возместить комитенту розницу, если не докажет, что не было возможности продать товар по согласованной цене.

Деньги за товар выплачиваются не позднее, чем на 3-й день после продажи товара.

Выплата денег или возврат непродовольственных товаров производится по паспорту или документу, подтверждающему личность. Расчет за товар может быть безналичным. Требования комитента комиссионеру могут быть предъявлены в 30-дневный срок со дня выплаты денег или возврата товара.

Деятельность предприятий розничной торговли регулируется рядом нормативных документов. Одним из таких документов являются правила работы предприятия розничной торговли, которые разрабатываются для конкретного магазина на основе примерных правил. Правила определяют основные требования к порядку розничных предприятий, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

^ Правила направлены на защиту интересов покупателей. Они состоят из ряда разделов:

общие положения, где определены основные задачи предприятий, их обязанность, медицинская лицензия на право ведения торговой деятельности. Предприятие имеет определенный профиль, тип, который определен в уставе и согласован с местными органами власти. Предприятие должно иметь вывеску с указанием наименования, профиля. Режим работы магазина государственного устанавливается администрацией, а магазины других форм собственности устанавливают самостоятельно. При закрытии предприятия на обед или в конце рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствие с часами работы, но покупатели, имеющие чеки, должны быть обслужены.

В магазинах самообслуживания обслуживаются все покупатели, вошедшие в ТЦ, за 15 мин. Покупатели предупреждаются о закрытии магазина.

Если магазин закрывается на санитарный день, на ремонт, то покупателей предупреждают объявлением за 5 дней до закрытия.

Имеющиеся в магазине измерительные приборы должны проходить проверку через органы федеральной службы по техническому регулированию и метрологии, о чем ставится клеймо на каждый прибор.

Книги жалоб должны быть у администрации и предъявляться по первому требованию.

правила предусматривают приемку, хранение, подготовку товаров к продаже.

продажа товаров производится всем гражданам на общих основаниях, отдельные граждане обслуживаются с учетом льгот, установленных законодательством.

До открытия магазина проводятся подготовительные работы, которые включают: снабжение товаров ценниками, обновление выкладки, подготовка инвентаря, кассовых машин, упаковочных материалов.

Запрещается продажа несовершеннолетним алкоголя, пива, игральных карт, табак.

правила предусматривают особенности продажи товаров в предприятиях самообслуживания, кроме хлебных и овощных, товары должны отбираться в инвентарную тару. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей предъявление купленных ранее товаров, при выходе не должны проверять чеки и покупки.

Расчеты с покупателями. Расчеты с населением должны производиться через контрольно-кассовые машины в соответствие с законом «о применении контрольно-кассовых техник при осуществлении налично-денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт». Запрещено вместо сдачи давать другие товары.

В магазинах самообслуживания обслуживание производится только в едином узле расчета.

правила предусматривают права и обязанности покупателей.

информацию покупателей.

санитарные требования к содержанию предприятия его работниками.

контроль за работой предприятия.

Предприятия торговли должны соблюдать действующее законодательство и установленные санитарно-эпидемиологические правила, и осуществлять контроль за их выполнением. Особые правила установлены для продовольственных магазинов. Эти предприятия должны быть оснащены торгово-технологическим, холодильным оборудованием в зависимости от типа, мощности и норм оснащения.

Торговое оборудование, инвентарь и тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных органами здравоохранения. Приспособления для выкладки товаров, хранения должны иметь гладкую поверхность и легко подвергаться мойки. Высота стеллажей должна быть на расстоянии менее 15 см от пола. Для каждого продукта должны быть отдельные доски. Должен осуществляться контроль температурного режима и влажности воздуха. Количество скоропортящихся продуктов должно соответствовать количеству работающего холодильного оборудования, температурный режим реализации товаров + 6о С и этикетки должны сохраняться до окончания срока годности. При хранении товаров должно соблюдаться товарное соседство и норма складирования. Замороженный товар должен храниться в соответствие с требованиями ГОСТа, сыпучие товары в хорошо проветриваемых помещениях. Санитарные правила предусматривают правила подготовки и продажи товаров.

^ В предприятиях торговли запрещается реализация:

1. без наличия качественного удостоверения, без этикеток, в загрязненной таре, деформированной упаковке, мяса – без ветеринарного клейма, творога из не пастеризованного молока, консервы с дефектами, гнилые фрукты.

2. товаров в грязные тары покупателей.

3. Продавать товары, представляющие опасность для здоровья.

Раз в месяц устанавливается санитарный день. Перевозка продовольственных товаров должна осуществляться на специальном транспорте, который должен иметь санитарный паспорт, а кузов – специальное покрытие, которое легко подвергается мойке. Водитель должен иметь санитарную книжку и спецодежду. Хлеб должен перевозиться в лотках. Живая рыба – в специальных цистернах, температура воды +10оС. Все работники должны иметь санитарную книжку. Не допускается совместное хранение санитарной и домашней одежды.

^ Правила соблюдения личной гигиены:

- оставлять одежду в гардеробе;

- мыть руки с мылом;

- снимать одежду перед туалетом;

- не курить, не есть на рабочем месте.

Каждое предприятие должно иметь аптечку. Руководитель обязан: проводить дезинфекцию, вывозить мусор, проводить санитарную просветительную работу.
^

5.2. Устройство и технологические планировки магазинов.

Для предприятий торговли используются различные здания, сооружения, которые можно классифицировать по ряду признаков, основными из которых являются:

1.
по степени капитальности постройки торговые здания могут быть:


- капитальные (размещаются магазины);

- облегченного типа (мелкорозничная сеть: киоски, ларьки, палатки). Отличаются от капитального типа стоимостью, сроками строительства, расходами стройматериалов, долговечностью постройки.

2.
по типам здания магазины могут быть:


- встроенные, которые располагаются на 1-ых этажах жилых домов.

- встроено-пристроенные (к жилому зданию пристраивается выносной магазин).

- отдельно стоящие (типовой проект магазина).

- магазины, которые входят в состав комплекса (ТЦ).

3.
по материалам стен и конструктивных элементов:


- кирпичные;

- гипсоблочные;

- железобетонные;

- шлакоблочные.

4.
по особенностям объемно-планировочных решений торговые здания могут быть:


- одноэтажные

- многоэтажные.

И те, и другие могут быть с подвалом и без него.

5.
по степени огнестойкости:


- несгораемые;

- трудносгораемые;

- сгораемые.

К зданиям, используемым под предприятия торговли, предъявляются требования:

i.
группа – технологические – предусматривают возможность оптимальной организации торгово-технологического прогресса в магазине с механизацией трудовых процессов и внедрением современных форм продажи товаров. К таким требованиям относят рациональную структуру помещений, зданий, наличие и величину отдельных помещений, их взаимосвязь. В магазине выделяются главная зона – торговая – занимает 50-80% всей полезной площади магазина. Технологические требования предусматривают возможность использования современной техники.

ii.
Группа – архитектурно-строительная – предполагает прочность здания, возможность строительства индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления. Предусматривает соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура торговых зданий должна гармонично сочетаться с архитектурой застройки.

iii.
Группа – экономические – предполагают оптимизацию материальных и трудовых затрат как в процессе строительства, так и при эксплуатации здания. В этой связи строительство торговых зданий должно вестись из экономичных стройматериалов с использованием унифицированных деталей.

iv.
Группа – эргономические - создание условий для максимальной производительности труда при оптимальной ее напряженности; для использования средств механизации и создания комфортных условий для работников (освещенность рабочих мест, температура и влажность воздуха в магазине, акустика).

v.
Группа – эксплуатационно-технические требования – достаточная стойкость здания к воздействию температуры и влаги. Здание должно отличаться прочностью, стойкостью, сейсмичностью.

vi.
Группа – санитарно-гигиенические требования – определяет устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации.


Магазины должны располагаться комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технических процессов. Состав и размер отдельных помещений зависит от типа магазина, его общей площади и типа торгового зала. Совокупность помещений магазина, в соответствии с их взаимосвязью, составляет технологическую планировку его.

Согласно ГОСТам выделяют в магазинах функциональные группы помещений:

1.
торговые помещения – торговые залы, залы заказов, кафетериев, помещений для оказаний дополнительных услуг. Эти помещения несут основную функциональную нагрузку.

2.
помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (фасовочные, комплектовочные и др.) и экспедиции по доставке товаров и заказам покупателей.

3.
подсобные помещения (для хранения тары, контейнеров), мастерские по ремонту оборудования, инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, моечные, помещения для приемов посуды, стеклотары.

4.
административно-бытовые помещения: конторские помещения, кабинет директора, столовые, буфеты, комната отдыха, гардеробные, душевые, санузлы и др.

5.
технические помещения: вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещения теплового узла, радиоузел, камера кондиционирования воздуха.


Все помещения должны быть расположены с учетом рациональной взаимосвязи с ними, планировка помещений должна отвечать следующим требованиям:

1.
торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров.

2.
Оптимальным считается решение, когда полы торговых залов и кладовых расположены на одном уровне.

3.
Торговый зал должен быть связан кратчайшими путями с помещениями для приемки товаров.

4.
Помещения для хранения товаров не должны быть проходными.

5.
Административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, с помещениями для приемки, хранения их и подготовки товаров к продаже.

6.
Помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы.

7.
Пункт приема посуды у населения (должен быть отдельно вход, должен быть соединен с разгрузочной платформой для удобства перегрузки стеклотары из кладовой на автотранспорт).


Размещение помещений и их планирование должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей и рациональное выполнение всех операций торгово-технологического процесса.

Внутреннее пространство зданий или отдельного помещения называется интервалом, но под интервалом следует понимать не только внутреннее пространство помещений, но и внутреннее убранство и оформление торгового зала и решения всех его составляющих элементов (отделка, освещение, торгово-технологическое оборудование). Оформление магазина должно осуществляться с использованием элементов фирменности, создающих фирменный стиль магазина. Он создается путем использования единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для рекламы, деловых бумаг, вывески магазина, торгового зала.

Основными составляющими фирменного стиля являются торговый знак, фирменные цвета, логотип, рекламный слоган, рекламный персонаж.

Основными носителями фирменного стиля могут выступать:

1.
вывеска у входа магазина;

2.
элементы помещения торгового зала (стены, колонны, перегородки);

3.
различные виды витрин;

4.
торговое оборудование;

5.
указатели и вывески в помещениях магазина;

6.
ценники;

7.
наклейки, этикетки;

8.
пакеты;

9.
коробки и различные упаковочные материалы;

10.
одежда персонала.


Художественное оформление интерьера торгового зала определяется целым рядом задач, решаемых при этом:

- создание оптимальных пропорций помещений, расстановка оборудования с учетом расположения колонн, пандусов, проходов;

- расположение витрин и различных средств рекламы;

- отделка потолков, полов, стен и колонн;

- цветовая характеристика помещений;

- расположение светильников и местных подсветок;

- устройство подвесных потолков с учетом архитектуры, пространства торгового зала.

Интерьер торгового зала магазина должен отвечать эстетическим и эргономическим требованиям.

Фактор эргономики должен учитываться при организации функциональных зон, при расстановке торгового оборудования и выборе его размеров.

В интерьерах торговых залов должна широко использоваться реклама и информация о наличие товаров, о расположении торговых отделов, мест отдыха для покупателей, столов находок.

Рекламно-информационное оформление магазина целесообразно разрабатывать заранее и для этой цели создается рекламный проект. При его разработке учитывают расположение магазина, архитектурно-строительные особенности магазина, технологическую планировку торгового зала и организацию торгово-технологического процесса.

Внешняя информация включает: вывеску, состоящую из названия магазина, оформление с учетом фирменного стиля, а также указатели времени работы магазина. При входе в магазин должны быть указатели расположения основных торговых групп.

Одним из основных элементов оформления магазина является торговое оборудование, при выборе которого учитывается сочетание практических и эстетических сторон оборудования. Большое влияние и общее впечатление о магазине оказывают витрины. Они являются украшением магазина, улиц населенных пунктов. С помощью витрин информируют покупателей о товарном профиле магазина, рекламируют товар, методы продажи и дополнительные услуги, оказываемые в магазине. В магазинах применяют световую рекламу в виде вывесок, указателей, табло. Для этого применяют фасады, крыши и др.

Применяемые в магазине рекламные средства целесообразно сочетать с внутримагазинной информацией (указатели, ценники, объявления, схемы).

Устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых в нем операций. Важнейшими требованиями являются:


  • рациональное использование торговой площади и свободное движение покупательских потоков;

  • обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения, подготовки товаров к продаже к местам их размещения и выкладки;

  • создание хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.


Выполнение перечисленных требований достигается рациональной планировкой основных функциональных зон торгового зала. Важным моментом при планировке торгового зала является зонирование площади торгового зала под товарные группы, т.е. закрепление определенной площади торгового зала под определенную торговую группу.

Зонирование осуществляется с учетом частоты пополнения товарных запасов. Зоны под товарные группы, по которым требуется частое пополнение, размещаются ближе к зоне хранения. Товары, которые требуют предварительной подготовки, должны прилегать непосредственно к этим помещениям.

Планировка торговых залов зависит от их конфигурации. Оптимальной формой торгового зала является квадрат, т.е. соотношение длины и глубины 1:1. форма торгового зала бывает с соотношением 1:3; 1:5. в настоящее время часто используют соотношение 1:2.

Различают следующие виды технологических планировок торговых залов:

1.
линейные – при ней торгово-технологическое оборудование с товарами устанавливается параллельно линиям, которые расположены перпендикулярно линии узла расчета, образуя между ними проходы для покупателей. Эта планировка считается наиболее распространенной и целесообразной, она обеспечивает определенную направленность покупательских потоков, самостоятельность и последовательность осмотра и выбора товаров, хорошую обозримость торгового зала. При линейно планировке создаются условия для организации централизованных кассовых операций в едином узле расчета. Оптимально используется площадь торгового зала. Создаются единые бригады по материальной ответственности, что способствует взаимозаменяемости работников. Торговое оборудование размещают вдоль стен.

2.
Боксовая – разновидность линейной, при этой планировке весь торговый зал поделен на изолированные друг от друга отделы с самостоятельным узлом расчета. По сравнению с линейной она менее удобна, т.к. не обеспечивает комплексную покупку и влечет к дополнительным затратам времени на расчетные операции.

3.
Островная планировка – торгово-технологическое оборудование расположено в торговом зале в виде различных островков, размещаемых отдельно в торговом зале. Островки размещаются с таким расчетом, чтобы покупатели могли свободно к ним подойти. Широко используются в крупных магазинах, применяющих продажу товаров по методу самообслуживания по образцам (мебель). Преимуществом является большая протяженность фронта оборудования, на котором выложен товар, но при этом затрудняется доставка товаров к местам их выкладки.

4.
Выставочная планировка – характерна для организации продажи товаров по образцам, в этом случае весь торговый зал превращают в выставку образцов товаров, а рабочий запас размещается в подсобном помещении. Весь торговый зал при выставочной планировке делится на две части:


- для показа товаров и обслуживания покупателей;

- для хранения рабочего запаса.

5) комбинированная – сочетает линейную и другие виды планировок.

При планировке торговых залов магазинов особое место отводится основным и боковым проходам для покупателей. Основные и магистральные проходы размещают вдоль стен. В крупных магазинах их может быть 2, чтобы обеспечить беспрепятственное движение покупательских потоков. Магистральные проходы связывают все зоны торговых помещений и переходы к лестничным маршам.
^


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: