Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой.
Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, которой обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение\животное и рассмотреть его в реальном биоценозе.
Урок «Луна – естественный спутник Земли». Предлагается задание: «Представьте себе, что вы высадились на Луне. Что нужно взять с собой для прогулки и изучения нашего спутника.»
Этот прием необходимо сделать более инструментальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учебных темах.
Светофор»
При опросе учащиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу или верный и неверный ответ.
Способ применения светофора зависит от типа опроса. Есть несколько совершенно разных типов устного опроса – назовем их условно А, Б, В. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать.
|
|
Тип А – опрос по базовым вопросам, которые учащийся обязан знать назубок. И здесь красный сигнал означает «я не знаю». Это сигнал тревоги. Это учащиеся как бы сам себе ставит 2 – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – «Знаю!»
При опросе типа Б - учитель задает творческие вопросы, на них учащийся не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает одно: «Хочу ответить». Красный – не хочу. Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от «светофора» опять-таки в активной позиции учащегося: он вынужден снова фиксировать свою готовность ответить по каждому вопросу.
При опросе типа В учащимся даются верные или неверные утверждения и они показывают соответствующий «светофор».
Например, урок на тему: «Атмосферное давление» начинается – Если вы согласны с утверждением, то показываете зеленый светофор, если нет – красный:
- В состав воздуха входит водород
- Кислород поддерживает горение
- Примесей в воздухе больше 10%;
- Азот необходим для дыхания;
- Воздух сжимаем и упруг;
- Воздух занимает место;
- Воздух хорошо проводит тепло;
- При нагревании воздух сжимается;
- При охлаждении воздух сжимается;
- Пуховое одеяло греет человека.