Эрик Клэптон — воплощение старого клише музыкального бизнеса «музыкант — это музыкант». Застенчивый, со спокойной, мягкой манерой речи, скромный, он всегда избегал публичности, предпочитая выражать себя через красноречие своей гитары. С Yardbirdsи недолго с Blues-breakersДжона Мейолла он воспел вину, гнев и печаль несчастливого детства (его родители отказались от него, и Клэптон воспитывался приемными родителями), одновременно заслужив репутацию самого лучшего белого блюзового гитариста.
Клэптон начал свою карьеру с Yardbirds, возрождающимиR&B, вскоре после создания группы — в 1963 году. Однако скоро группа отказалась от чистых корней R&Bв пользу психоделической поп-музыки, отдалившись заодно и от своей аудитории, и от Клэптона, который ушел от них в марте 1965 года, и его заменили легенды будущего — Джимми Пейдж и Джефф Бек.
Клэптон присоединился к Джону Мейоллу, которого считали крестным отцом британского блюза. Его группа Bluesbreakersсчиталась старшими классами школы для многих честолюбивых музыкантов, которые позже начинали самостоятельные большие проекты. Записи с Мейоллом демонстрируют как замечательную технику Клэптона, так и глубину понимания ими традиционного оригинального блюза, что особенно заметно в соло Клэптона на грани обратной связи — предвестника будущих творений.
|
|
CCream, первой из супергрупп, созданной музыкантами, которые заработали прекрасную репутацию в других группах, он показал все кипение молодости, пересекая свое эго с басистом Джеком Брюсом и барабанщиком Джинджером Бейкером, пока техника не возобладала над прочим, и группа распалась, оставив Клэптона, испуганного собственной репутацией.
В течение краткого периода работы в злополучной BlindFaith[50]Клэптон находил утешение в религии и передал свою веру в эмоциональной и возвышенной «PresenceOfTheLord».Потом, когда его подруга Пэтти Бойд оставила его, чтобы возвратиться к мужу, гитаристу и экс-Битлз Джорджу Харрисону, он излил свою тоску в классическом хите «Layla», треке, в котором показан один из наиболее известных риффов гитарного рока. Вышедший затем альбом «LaylaAndOtherAssortedLoveSongs» был одним из великих «дружеских» альбомов эпохи, в котором он работал вместе с американцем Дуэйном Оллмэном над сдержанным «BellBottomBlues», грустным «NobodyKnowsYouWhenYou'reDownAndOut» и фаталистическим «Кеу ToTheHighway». Эрик попытался скрыться за анонимным названием группы DerekandtheDominoes, очевидно из-за потребности в более мелодичной и сдержанноймузыке. Двойной альбом не получил признания. Критики и публика, ожидавшие привычных долгих сольных импровизаций, были разочарованы экономным и спокойным стилем Эрика, и только новая версия «Layla» из этого альбома была признана классической.
|
|
Под влиянием Дилейни Брамлетта, который работал с Клэптоном в группе DerekandtheDominoes, Эрик занимается созданием первого сольного альбома, который удовлетворил рынок, но разочаровал его старых поклонников своей банальностью в духе кантри. Первая сольная долгоиграющая пластинка «EricClapton» («Эрик Клэптон») включала его первый американский хит, кавер-версию Джей Джей Кейла «AfterMidnight», которая установила стиль для всех последующих сольных опытов Эрика. Он убрал фейерверки своей юности, исполненные на грифе; вместо них пришли короткие вспышки аккордов ударов, дополнявшие его сдержанный вокал.
В начале 70-х после успешной борьбы с героином, человек, которого назвали «Slowhand»[51], вернулся в студию звукозаписи в более благодушном настроении и выпуском альбома «461 OceanBoulevard)) (1974) и сингла «I ShotTheSheriff)) заявил, что его искусство неувядаемо. Два альбома, которые продюсировал Фил Коллинз, «Behindthe
Sun» (1985) и великолепный «August» (1986), а также проект «Возвращение к корням блюза» — «FromTheСгасИе» (1994) доказывали, что прежний огонь в Клэптоне не угас.
Снова и снова, смущая критиков, пытавшихся похоронить его в 60-х, демонстрируя свое неувядающее искусство, Клэптон показывал, что он не только превосходный музыкант, но и живое доказательство того, что не надо быть черным или американцем, чтобы играть блюз. Хотя Эрик, кажется, отошел от яркой гитарной героики своей юности, он остается самым разносторонним «героем гитары» Британии.