(создана в 1969 г., распалась в 1980 г.)
Называть LedZeppelinгруппой тяжелого рока и ставить ее в один ряд со множеством эпигонов-коммерсантов от тяжелого рока, большую часть своей концертной деятельности совершавших «рейсы» на единственном заученном риффе, значит оказывать Zeppelinплохую услугу. LedZeppelin, как ранее Cream, имела широкий диапазон интересов, где и черпала свое вдохновение. Сочетая чистую интенсивность блюза с тонким самоанализом фолк-музыки, LedZeppelinс 1969 года и до 1980 года, года распада группы, выпустила девять очень разных альбомов с мультимиллионными продажами.
История LedZeppelinначалась в 1968 году, когда гитарист и экс-YardbirdsДжимми Пейдж вместе с закаленным сейшнменом басистом Джоном Полом Джонсом убедили Роберта Планта и барабанщика Джона Бонхэма создать группу, чтобы провести гастроли, по контракту запланированные с Yardbirds.Плант выдавал страстный вокал жутким фальцетом, который напоминал великих негритянских певцов блюза прошлого; Пейдж демонстрировал уникальную способность своей гитары петь столь же горячим и красноречивым голосом, как человеческий; Джон Пол Джонс украшал некоторые из их треков редкими вставками клавишных, но, как правило, создавал твердую основу вместе с надежной и мощной ритм-секцией Бонхэма.
|
|
Их дебютный альбом «LedZeppelinI» (1969) был по существу мощным набором блюзов с классической 12-тактной структурой, смягченной проникновенным вокалом Планта, свободными, плавными линиями бас-гитары Джона Пола Джонса, лирическими мазками соло гитары Джимми Пейд-жа и длинными импровизационными вставками ударных Джона Бонхэма.
Второй альбом демонстрировал переход к редкому, тлеющему, управляемому риффом року, отличному от усиленных акустических мелодий с модными темами Толкиена. Музыка второго альбома, названного просто «LedZeppelinII», была более яркой в противоположность его менее насыщенному красками предшественнику, а ведущая гитара стала такой же сильной, как вокал.
Третий альбом (названный, соответственно, «LedZeppelinIII») отличался ароматом фолк-рока со случайными блюзовыми интерлюдиями и не характерной для духа альбома воинственной начальной песней «TheImmigrantSong» — одой норвежским богам и удовольствиям, ждущим преданных воинов в Валгалле. Этот набор пьес разочаровал приверженцев бригады тяжелого рока, которые жаждали риффинга «от и до», но у группы было твердое намерение продемонстрировать свою многогранность.
Их четвертый, опять-таки неназванный, альбом «LedZeppelinIV» понравился всем поклонникам более равномерно сбалансированным сочетанием хард-рока, акустических номеров фолка и включением трека, который волшебно объединил все элементы в одном величественном восьмиминутном опусе, «StairwayТо Heaven» («Лестница в небо»). На абсолютном контрасте монолитному погрому, исповедуемому минималистами тяжелого металла, «Лестница» строится из тихой элегической интродукции с акустической гитарой, записи на двух треках и грустного вокала Планта, через эпизод «мягкого рока» к грозовому, очистительному кульминационному финалу. «Лестница» стала эталоном для всех серьезных рок-групп, к которому стремились, как к идеалу, хотя немногие, если таковые вообще есть, были способны подражать врожденной силе игры и популярности LedZeppelin. Даже сегодня, попрошествии более чем 20 лет, и на FM-радио, и по всей Европе, и в Соединенных Штатах это произведение просят исполнить чаще всего.
|
|
Свои звездные дни были и у всех прочих альбомов группы, но они были уже не столь последовательны и страдали повторами, поскольку группа искала разнообразия, пробуя различные стили, в отчаянном усилии сбросить с плеч смирительные рубашки «монстров металла».
Согласно легенде, своим названием группа обязана барабанщику группы WhoКиту Муну, который сказал: «Они настолько тяжелы, что рухнут вниз, подобно свинцовому цеппелину»[52].
Его пророчество не сбылось, поскольку чем «тяжелее» становилась группа, тем больше возрастало число ее поклонников, выводя Zeppelinв число наиболее успешных групп в истории рока. Визитная карточка группы, песня «WholeLottaLove», трек, ведомый самым известным в роке риффом — кувалдоподобным стаккато гитары, знаком даже тем, кто слишком молод, чтобы слышать LedZeppelinв их расцвете, поскольку трек используется как музыкальная заставка в программе телевидения Би-би-си «Тор ofthePops», правда в более мягкой версии CCS. Сама же группа LedZeppelinв этом шоу никогда не появлялась, поскольку ребята отказались выпускать синглы в Великобритании, полагая рынок синглов тупым, коммерческим и эфемерным.
Альбомы группы хорошо продавались даже в эру панка, когда их стиль в роке считался ушедшим в далекое прошлое.