В 50-х — начале 60-х годов американская и европейская киноиндустрия бессовестно эксплуатировала то, что студийные исполнители назвали бы зарождающимся подростковым рынком. До тогокак жанр музыкальных фильмов, базирующийся на теме рока и поп-музыки, установился по-настоящему, киностудии произвели десятки низкобюджетных фильмов, основанных на рок-н-ролле, где настоящие рок-звезды и зеленые новички были едва увязаны в сюжет настолько банальный, что оставался один шаг до пародии. Некоторые из тех ранних произведений со временем приобрели культовый статус за свою китчевую привлекательность, но большинство не представляет особого интереса, за исключением музыкального погрета эпохи, которую они отражают.
Фильм «BlackboardJungle» («Школа») (1955) можно считать первым серьезным кинофильмом с рок-н-роллом, хотя в нем фактически нет рок-звезд. Это мелодрама о школьном учителе (Гленн Форд), стремящемся завоевать сердца своих учеников на фоне мелодий в исполнении TeddyBoys. Здесь на продюсера Пандро С. Бермана снизошло озарение показать «RockAroundTheClock» Билла Хейли еще до его звездного часа. Включение песни в сюжет гарантировало полные залы и поломанные сиденья в тех кинотеатрах, где администраторы были достаточно смелыми, чтобы заказывать фильм.
Возникшая в результате реклама и возможность хорошей прибыли были замечены известным продюсером второразрядных кинофильмов Сэмом Кацманом, который, не долго думая, втолкнул Билла Хейли в свой кинофильм. «RockAroundTheClock» («Рок круглосуточно») (1956) с Хейли, Литтлом Ричардом и Plattersбыл чистоподростковым, дешевым и веселым фильмом второго ряда, со стройным сюжетом, повествующим о группе, играющей новую форму джайва. Это была банальная история из жизни шоу-бизнеса в стиле «из грязи в князи», довольно типичная для того времени, но она неожиданно создала новый жанр — рок-кинофильм.
Тут же как из рога изобилия посыпались фильмы на эту тему, чтобы новое увлечение не исчезло, прежде чем студии обменяют ее на деньги. Фильм «Don'tKnocktheRock» (1956), продолжение «RockAroundTheClock», был выпущен в том же году, и снова с участием Билла Хейли; лента «HighSchoolConfidential)) (1958) представляла Джерри Ли Льюиса; «GoJohnnyGo» (1959) демонстрировала Ричи Вэйленса, Эдди Кокрэна, Cadillacs, Flamingosи Чака Берри; впоследствии Берри снова возник в фильме «Мг RockandRoll» («Мистер рок-н-ролл») (1957).
Хотя лента было намного лучше, чем прочие поделки на ту же тему, все же комедия Джейн Мэнсфилд «TheGirlCan'tHelpIt» («Девушка не поможет») (1956) была более интересной и благодаря сценарию, иронизирующему над сюжетом, и благодаря высокому качеству производства, и благодаря актерам, составлявшим цвет кинематографии. Этот фильм также мог гордиться большим списком талантливых исполнителей рок-н-ролла, а именно: Литтлом Ричардом, Эдди Кокрэ-ном и Фэтсом Домино. Это было весело, но, подобно другим фильмам эпохи рока, не стало чем-то радикально новым. Сюжет был «подогрет»голливудскими музыкальными клише, что обеспечивало интерес аудитории в тех местах, где действие ослабевало.
То же можно сказать о лучшем, что могли предложить англичане, а именно, о ряде бессодержательных лент («ExpressoBongo», «TheYoungOnes» и «SummerHoliday»), где снимался анемичный Клифф Ричард, чья дрожащая губа демонстрировала больше жизни, чем картонные характеры или музыка этих кинофильмов. Как относились в то время британцы к поп-музыке, показывал дополнительный доход кинотеатров от показа телевизионных серий 6.5 Special, где выступали звезда скиффла Лонни Донеган, прелестная поп-звезда Петула Кларк[99] и Джим Дейл, талантливый конферансье, который позже приобрел известность как комический актер в фильме «Саггу Оп».
Элвис
Ранние фильмы Элвиса Пресли находились в другой лиге. В этих фильмах были сильные сюжеты, хорошая режиссура, реальное чувство темпа и превосходные песни, многие из которых были написаны хит-мейкерами Джерри Либером и Майком Столпером.
Первое появление Пресли состоялось в заурядном вестерне с рабочим названием «TheRenoBrothers)) («Братья Рено»), впоследствии переименованном в «LoveMeTender)) («Люби меня нежно») (1956), чтобы вывести в название звучащий в фильме хит. Фильм имел большой кассовый успех, что прибавило Пресли уверенности в своих силах и позволило режиссерам давать ему более серьезные роли. Его роли в ленте «JailhouseRock» («Тюремный рок») (1957) и «KingCreole)) («Король-креол») (1958) были неплохи в основном благодаря опыту режиссеров кинофильмов, которые гарантировали, что Король не подкачает, а его рейтинг увеличится. Но следующие фильмы с Пресли (всего их было более 30) оказались очень слабыми, сентиментальными до слащавости и являли собой жалкие попытки представить Пресли как многогранного актера.
Невероятно, но факт: Пресли был единственным рок-идолом 50-х, который получил звание звезды Голливуда. Эдди Кокрэн, Джин Винсент, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард и остальные довольствовались характерными ролями в торопливо снятых заурядных, второсортных фильмах, сценарии которых придумывались только для того, чтобы соединить вместе музыкальные номера.