Результативность и эффективность журналистики: формы, факторы, оценки, ориентиры

При реализации своего направления и основанной на нем информационной политики каждое СМИ стремится к наиболее полному выполнению поставленных перед ним задач.

Эффективность - степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации с учетом возможностей, которыми располагают и журналист, и аудитория.

Результативность СМИ складывается из действенности и эффективности. В теории журналистики в эти синонимичные на первый взгляд слова вкладывается разный смысл. Журналистский текст может быть обращен к массовой аудитории и к социальному институту. Под действенностью понимают воздействие на принятие решений и мер различными социальными институтами. Об эффективности СМИ говорят, когда речь идет о воздействии на массовую аудиторию.

Результативность массово-информационного процесса в равной степени зависит и от личности журналиста-коммуникатора, и тот его знания своей аудитории, и от универсальных творческих факторов, которые должны учитываться при подготовке журналистского произведения.

Формы результативности: в принципе возможны четыре варианта воздействия СМИ на «потребителя»: функциональное, когда поставленная задача более или менее адекватно реализована; дисфункциональное, при котором результат оказывается противоположным желаемому; нефункциональное, если возникают позитивные, но неожиданные, не связанные с явно поставленной задачей результаты; афункциональное воздействие, нулевой итог, отсутствие каких-либо результатов. Разумеется, творческая деятельность должна быть нацелена на функциональные результаты.

(По В.А. Сидорову) Существуют объективные, внешние и внутренние, факторы, которые оказывают воздействие на эффективность журналистской деятельности. Внешние по отношению к функционирующим СМИ связаны с политической и социально-экономической системой общества, которая, с одной стороны, выступает для СМИ в качестве внешней среды, а с другой – как целостная система для отдельно взятого ее института. Эти факторы назовем объективными. Внутренние по отношению к деятельности СМИ и журналистов факторы обусловлены, прежде всего, личностными характеристиками творческих работников СМИ, их взаимосвязью, взаимодействием с обществом и конкретными его социальными группами на уровне индивида. Поэтому назовем их субъективными.

К внешним факторам эффективности журналистской деятельности относятся:

- конституционно-правовое поле деятельности СМИ и журналистов;

- конкретно-историческая и общественно-политическая ситуация;

- социально-экономические условия, определяющие возможности общества поддерживать систему СМИ в том или ином ее качестве;

- социокультурные факторы развития страны, региона, в том числе уровень информационной и политической культуры общества.

Так, конституционно-правовое поле определяет юридическую меру свободы СМИ, свободы слова. А конкретная общественно-политическая ситуация вносит в это свои коррективы, когда СМИ и журналисты получают максимум или минимум возможностей для сбора и распространения информации.

Исследователи и практики признают, что наиболее последовательно принцип свободы печати воплощался в жизнь в последний период перестройки, в 1989–1991 гг. А между тем именно в это время правовое обеспечение свободного функционирования СМИ было далеким от совершенства. И, тем не менее, журналистика действовала в комфортном режиме, пользовалась всеобщим вниманием и была авторитетной даже для органов власти. Объясняется это особым политическим климатом периода перестройки, влияние которого оказалось сильнее и значительнее правовых норм.

Вот почему эффективность журналистской деятельности закономерно оценивается и по такому фактору, как мера обратного воздействия прессы на базовые институты, определяющие условия ее существования. В настоящее время, когда конституционно-правовое поле функционирования СМИ стало устойчивым, на первый план вышли социально-экономические факторы, в решающей степени оказывающие влияние на эффективность журналистской деятельности.

К внутренним факторам, которыми предопределяется эффективность журналистской деятельности, относятся:

- функционирование СМИ как системы (т.е. мера разветвленности различных СМИ, заполнения ими информационных ниш по социальным группам и слоям общества);

- научная обеспеченность журналистики;

- уровень профессиональной культуры журналистских кадров;

- этические основы журналистской деятельности и корпоративная солидарность.

Проблема эффективности решается журналистом на каждом этапе его труда: в процессе постановки задачи, выбора темы, сбора первичной информации, в ходе творческого труда по созданию материала, при определении типологического облика издания или программы и т.д. Сущность подобного подхода к оценке журналистской деятельности связана с ее прагматическим аспектом, т.е. взаимодействием с потребителем информации. Два других аспекта – семантический и синтаксический – соответственно связаны с характером отражаемой действительности и характером организации материала. То есть эффективность медиатекста зависит от всех этапов его разработки.

Главный ориентир эффективности – запросы аудитории.

В целях эффективного осуществления информационной политики в ее аудиторной ориентации каждая редакция должна регулярно изучать свою аудиторию. Практически ориентированное знание аудитории складывается из сведений по крайней мере из трех сфер представлений о ней.

Во-первых, это социально-демографические характеристики аудитории (образование, профессия, пол, возраст, семейное положение, место жительства и т.д., что обычно фиксируется статистикой).

Во-вторых, это сведения о характере и состоянии массового сознания аудитории (о взглядах и убеждениях, целях и стремлениях, об ориентированности в общественно-политической жизни, отношении к власти и оппозиции, участии в партиях, союзах, ассоциациях и других организациях и т.д.).

В-третьих, сведения об информационном поведении (об источниках регулярно получаемой информации, отношении к различным изданиям и программам, интересах, о запросах, мотивах обращения к СМИ, предпочтениях тех или иных тематических пластов, рубрик, творческих форм, характера изложения, авторов и т.д.).

18. Основные ступени в развитии творческой деятельности журналиста.

В развитии профессионализма можно выделить три ступени:

Первая - обученность - сводится к механическому воспроизводству уже известных приемов и операций в уже известных условиях.

Вторая - умелость - учитывает возможность использовать известные приемы и операции в неизвестных, новых условиях.

Третья - мастерство - такая, при которой новизна складывается из новизны предмета творчества, новизны условий творчества и новизны средств, используемых для осуществления цели.

Классификации фаз творческого процесса, в свою очередь, можно обозначить так: первая фаза (сознательная работа) - подготовка - особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; вторая фаза (бессознательная работа) - созревание - осмысление проблемы и инкубация направляющей идеи; третья фаза (переход бессознательного в сознательное) - вдохновение - в сферу сознания поступает идея решения вначале в виде гипотезы, принципа, замысла; четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и реализация.

Профессиональное мастерство — это высший уровень овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Высокий уровень общей и технологической культуры, профессиональная мобильность, самостоятельность и высокая профессиональная устойчивость, стремление к самосовершенствованию, творческий подход к работе укрепляют и развивают профессиональное мастерство.

Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.

Профессиональное творчество — это создание человеком чего-то нового, неповторимого, оригинального в ходе профессиональной деятельности.

Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, может носить характер новизны.

19. Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистской деятельности.

Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с по­мощью искусственных каналов.

С точки зрения функционирования есть три формы существования массовой информации:

1) пассивная; ее составляют тексты, законсервированные в фондах хранилищ, это потенциальная информация, которая может быть актуализирована при определенных обстоятельствах;

2) стихийная; ее составляют анонимные сообщения (слухи, фольклор, в том числе и анекдоты), циркулирующих каналами устных коммуникаций;

3) активная; ее составляют массово-информационные потоки (т.е. журналистика); динамическая совокупность информационных продуктов, создаваемых непрерывно.

Массово-информационные потоки - это форма актуального существования массовой информации, которая создается институционально, т.е. соответствующими социальными институтами, возникшими из потребностей социальных слоев в той или иной информации.

Массовые информационные потоки несут в себе общезначимую и общедоступную информацию: сведения, касающиеся большинства населения. Массовая информация, поставляемая в журналистских текстах, является только частью информационных потоков составляющих информационное поле, в котором кроме нее функционируют специальная информация, доступная специалистам; информация, представленная знаками культуры давно ушедших лет, и индивидуальная информация, характерная для традиционных культур, передаваемая из уст в уста, порождающая слухи, быль и небылицы.

Журналистика, создавая специфические тексты, оказывается организатором массово-информационных потоков. Собирая воедино тексты массовой информации, журналист создает из них новый "сборный" продукт - подвижную, эволюционную информационную картину современности. Эта картина современности формирует массовое сознание, общественное мнение, общественные настроения, во многом определяет поведение людей и деятельность социальных институтов.

Информация поступает к автору из внешнего мира, а также производиться им самим.

В первом случае мы имеем дело с информацией внешней, фактологической, объективной.

Во втором случае мы имеем дело с информацией внутренней аналитической, субъективной.

Существует также два уровня создания массовой информации:

1. создателем может быть любой человек, наделенный творческими способностями и ориентированный на участие в коммуникации;

2. массовая информация создается институционально (СМИ, информационные агентства и пр.).

20. Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.

Творческий акт - творческая деятельность журналиста, направленная на создание журналистского материала. Творческий акт в журналистике стадиален: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей – стадии получения информации и стадии образования текста.

1. Стадия познавательной деятельности (получение информации)

Начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности – обязательное условие исходного момента творческого акта. Это самое освоение происходит по-разному в зависимости от типа творчества. Писатели и поэты, например, чаще всего не ставят перед собой явной цели наблюдать, запоминать. Художники и музыканты – тем более. Их освоение действительности можно назвать спонтанным. Хотя и они пользуются записными книжками. Широко известны в литературе записные книжки А.П. Чехова или дневники Ф.М. Достоевского. Писатели остаются в них собой, и читать эти тексты также интересно, как сами художественные произведения.

Начальная стадия творческого акта в журналистике - это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности, предназначенного для обнародования. Ни газетчик, ни радиожурналист, ни журналист телевидения не минуют этой стадии работы. Даже прямая передача в эфир, как правило, ведется на основе предварительного, опережающего знания ситуации и действующих лиц. Как правило, она совершается человеком в одиночку, в очень жестком временном режиме, да еще и в режиме межличностного общения, что непомерно усложняет задачу. На этом уровне деятельности журналист устанавливает факт, определяет его сущность и изучает его.

Этап сбора предварительных данных. Суть этого этапа заключается в том, что журналист вспоминает все, что имеет отношение к предполагаемому объекту изучения и подбирает имеющийся в его распоряжении материал. Самое важное на этом этапе – определить адекватный источники информации по теме. Если информация исходит от человека, то основные критерии удачного выбора – компетентность, наличие навыков рассказчика. Желательные критерии – наличие навыков общения с журналистами (это существенно упрощает работу), наличие эксклюзивной информации, умение изложить ее в доступной форме.

На этапе предварительного накопления информации к нам поступает огромное количество данных и далеко не все из них интересны журналисту с профессиональной точки зрения. Существуют общие критерии того, что информация представляет определенный общественный интерес:

1. Наличие в информации конфликта;

2. Катастрофичность;

3. Информация, имеющая явные социальные последствия;

4. Отношение к знаменитостям;

5. Необычное, единичное;

6. Яркий эмоциональный фон события.

Далее следует определение конкретного предмета изучения. Из общего ряда фактов журналистом (или редактором) отбираются наиболее значимые для аудитории.И здесь тематические пристрастия аудитории меняются. Это величина непостоянная.

Приоритетные темы аудитории:

1. Информация о закономерностях (о таких связях между хорошо знакомыми событиями, которые были нам неизвестны);

2. Упрощающая информация (расшифровывающая сложные явления). Ее еще называют антиинформацией, поскольку она позволяет нашему мозгу отдыхать;

3. Информация атавистических ощущений (огонь, гроза и т.п.);

4. Информация инстинктивных ощущений или о них;

5. Индивидуальный опыт, согласующийся с опытом большинства представителей аудитории, но оценивающийся ими как незначительно более успешный.

Когда предмет установлен, следует направленное изучение предмета.

Поисковая фаза включает работу всех уровней психики человека, но интенсивнее других – сознания, подсознания и сверхсознания. Сознание обеспечивает четкую постановку вопроса, конкретизацию концепции, цели. Подсознание в большей степени определяет способ реализации концепции, достижения цели (выбор жанра, ракурса, стиля и т.д.), рождение образа. Сверхсознание «запускает» механизмы озарения, интуитивного и мгновенного творческого решения задач.

Целенаправленный поиск сведений может осуществляться несколькимиприемами:

- наблюдение (вкл. и невкл);

- исследование документов;

- расследование ситуации;

- анкетирование;

- эксперимент;

- интервьюирование.

2. Стадия создания текста

Результат этой стадии – готовый журналистский продукт.

1. Созревание. Этот этап свойственен любому творческому акту. Получив достаточно информации, мозг должен некоторое время заниматься тем, что можно определить как генерацию идеи. Обычно этот этап незаметен не только для окружающих, но и для самого творца. Однако в журналистике и этот этап обладает спецификой. И специфика заключается в таком простом требовании, как оперативность. Писатель, художник могут вынашивать свою идею годами, могут откладывать ее и вновь возвращаться спустя длительное время. Журналист не может себе этого позволить.

2. Озарение. Уровень, на котором происходит вербализация или визуализация идеи в сознании.

Первая ступень этого процесса – окончательное формирование замысла. Она предполагает рождение целостного, хотя пока еще и не вполне отчетливого видения будущего произведения. Возникает такое видение на базе полученной во время изучения ситуации концепции. Однако оно не тождественно ей. Концепция – это знание о действительности плюс ее трактовка, отношение к ней. А замысел – уже мыслительный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде тему и идею, и принцип организации. То есть замысел и есть та конкретная цель, выработке которой была посвящена начальная стадия творческого акта и которой во время его завершающей стадии предстоит воплотиться в текст.

Превращение концепции в замысел – момент, связанный с интенсивными творческими поисками, сознаваемыми или неосознаваемыми. В некоторых случаях они идут параллельно процессу познания, и случается, что еще не собран материал, а журналист твердо знает, как он будет выглядеть в итоге. А бывает наоборот. Идея не генерируется. Почему? Если мы знаем, что замысел = тема+идея+ход (т.е. конкретные шаги реализации темы и идеи), есть достаточно простой способ помочь себе – прибегнуть к логике, осознав каждое из слагаемых. Чаще всего оказывается, что причина торможения – в отсутствии принципа организации текста, хода (его еще называют ключ, поворот). На поиске его и надо сосредоточиться.

В момент окончательного формирования журналистского замысла часто возникает острая проблема - когда остановиться? Иногда бывает так, что мы четко понимаем – этот вариант лучший и ничего более адекватного мы создать не сможем. Но бывает и так, что вроде бы все понятно, есть неплохая идея, но можно и еще подумать, вдруг появится лучший вариант. Здесь надо соблюдать определенное правило: как только появляется идея, которую вы оцениваете как приемлемую, надо ее зафиксировать на любом материальном носителе. Иначе в процессе последующего поиска она неминуемо «сотрется». Записав идею, можно продолжать размышления. Но до какого момента? Как правило, волевое решение принимается не самим автором. Либо торопит время, либо редактор, либо новое задание. И все же есть объективный показатель того, что, замысел сформирован, верно. Замысел созрел в том случае, если к тексту автоматически и точно формируется заголовок, если вам не приходится потом ломать над ним голову. Появление в сознании названия материала – знак готовности замысла. На этом этап озарения завершается.

3. Конкретизация замысла. У многих эта операция идет как составление плана. Иногда письменного, иногда устного. Вот, например, известный вам мэтр российской публицистики Анатолий Абрамович Аграновский всегда начинал работу над материалом с составления плана. Однажды его спросили, всегда ли он следует записанному плану. «Нет, - ответил Аграновский, - потом план может измениться. Но начинать без него не могу…» Такая оценка плана говорит о том, что мотивация лежит не в сфере организации текста (план не служит его каркасом), а преимущественно в сфере организации творческого процесса. Зачем в таком случае нужен план? Дело в том, что план психологически помогает почувствовать поле текста – на листе, в строках. План также свидетельствует о том, что процесс создания текста сдвинулся с мертвой точки. Наше сознание не может долго оперировать с мыслительными схемами. План представляет собой, как правило, многоуровневую конструкцию. А сознание способно удержать в комплексе только три порога, три уровня сложности.

Еще один способ конкретизации замысла – опережающий конспект, когда обозначаются не подтемы текста (как в плане), а миниидеи текстовых блоков. Например, у того же Аграновского: «Сокращение…самолета».

Подумать над этой неожиданной аналогией. Впрочем, заметить: аппарат – это механизм. Мы добиваемся совершенствования хозяйственного механизма».

Такой опережающий конспект обычно составляется, когда журналист, по мере ознакомления с материалом, глубоко проникает в проблему. У него, возможно. Уже выработались идеи и замечания, которые могут забыться.

Чаще всего используется комбинация плана и опережающего конспекта, когда расширение получают только те пункты плана, по которым уже сформировалась идея.

Иногда журналисты производят мозаичную фиксацию: выписывают подробно какие-то куски, а остальные части произведения оставляют на доработку. Это особенно удобно в том случае, когда используется метод лида в новостном материале. (записываются только лиды).

4. Отбор материала. Этот этап может совпадать с предыдущим, идти параллельно. Но чаще всего жесткие рамки материала требуют отдельной работы. Результатом этого этапа становятся отобранные факты, способствующие реализации основного замысла материала.

5. Реализация замысла. В ходе этой операции формируется структура текста – конкретный состав фактов, образов, нормативов, комбинируются методы их предъявления, оформляются текстовые элементы – микросмыслы, оформляются их монтажные связи, уточняется композиция и лексика, определяется сочетание текста и видео-, звукоряда. Здесь используется творческий инструментарий, соответствующий конкретному виду деятельности. И чем шире инструментарий, тем менее скован журналист в реализации своей креативности

6. Авторское редактирование – работа с продуктом творчества. Редактирование как компонент входит и в предыдущий этап, но ему обязательно отводится отдельное место и время. В данном случае имеется в виду осознанная процедура творческого процесса, имеющая контрольный характер. Она требует взгляда со стороны, ведь расхождения могут быть не только с авторским замыслом, но и с профилем издания или канала, с теми материалами, в ряду которых пойдет этот материал. Несмотря на то, что редактором текст будет просматриваться, самому журналисту необходимо отредактировать его как можно более четко. Это связано с тем, что чем более сырой материал вы представите редактору, тем больше он внесет исправлений в соответствии со своим, а не вашим замыслом, и это исказит окончательный вариант текста. Важно помнить, что аудитория ориентирована, прежде всего, на познание нового, индивидуального и неповторимого. И это в первую очередь вызывает интерес и эстетическое переживание.

Создание журналистского произведения проходит ряд этапов, на каждом из которых проводится специфическая работа по освоению фактов реального мира, их анализу, выстраиванию авторской концепции, ее реализации.

ЗАМЫСЕЛ. Импульсом для замысла произведения служит информация о конкретной реальной ситуации. Этому предшествует процесс предварительного накопления информации. Отправной точкой формирования и разработки замысла бывает и увиденная проблемная ситуация. В соответствии с замыслом журналист выбирает форму отражения действительности и систему профессиональных приемов воздействия на аудиторию.

ИДЕЯ. Идея – смысл и образный ориентир для аудитории. Перед читателем она предстает как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы.

Идея журналистского произведения предполагает решение следующих задач:

1. предварительное определение проблемы, нуждающейся в общественном внимании.

2. Определение адреса конкретной реальной ситуации, нужной для исследования сегодняшнего состояния проблемы и демонстрации путей ее разрешения.

3. Обоснование возможных вариантов отношения конкретной реальной ситуации к проблеме.

4. Планирование дальнейшей работы.

5. Организационно-практической обеспечение хода деятельности.

В качестве важнейшего источника сведений, необходимых при решении задач, для журналиста выступают документы, специальные досье и картотеки, научная и справочная литература.

Идея журналистского произведения имеет большое значение для создания определенного духовного настроя, тональности. Идея предполагает активную позицию адресанта по отношению к адресату. Цель произведения журналиста не только донести до читателя какую-то идею, но и добиться положительной реакции на нее.

СЮЖЕТ. Часто журналисты используют сюжетные приемы построения произведений.

В журналистике под сюжетом понимают «движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Именно сюжет дает публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними». В отличие от литературного сюжета журналистский «более “собран”, не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью. Сюжет вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист». А цели и задачи при сюжетном построении материала могут быть самыми разными. В одних случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других – показать становление характера героя произведения, в третьих – отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвертых – осветить проблему. Во всех этих случаях журналист выбирает те приемы и средства сюжетного построения, которые наиболее выгодно для идеи произведения способны высветить объект или предмет описания.

ТЕМА. Обычно рождается из двух ситуаций — либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пытаешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важно реально себе представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке.

На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты. При затасканности тем по городским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т. д. — иногда появляются какие-то новые факты, которые могут повернуть тему с новой стороны. Поэтому главное — найти эти факты.

Процесс работы над произведением не обязательно должен включать в себя эти этапы в жесткой последовательности. Журналист может возвращаться в своей работе и добирать недостающую информацию, перепроверять свои данные, менять рабочую идею. Но в целом, все этапы работы должны быть выполнены эффективно — без этого конечное произведение рискует оказаться неубедительным, поверхностным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: