Переутомление, его профилактика. Сон, его физиологическая сущность

Переутомление развивается, когда учебные нагрузки не соответсвуют уровню морфофункционального развития ребенка. Переутомление – длительное накопившееся утомление.

Начальные признаки в переутомлении – изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных расстройств, могут наблюдаться некоторые вегетативные расстройства, особенно со стороны ССС.

Обучение в школе связано с напряженной и сложной умственной работой, в процессе выполнения которой постепенно развивается утомление, снижающее качество усвоения преподаваемого материала. Утомление - естественное следствие любой работы особенно однообразной и монотонной. Объективно оно характеризуется снижением работоспособности (главным образом, со стороны органов и систем, несущих основную нагрузку во время занятий), субъективно проявляется усталостью. В детском возрасте в ЦНС преобладают процессы возбуждения над процессами активного торможения, имеет место повышенная подвижность нервных процессов (быстрая смена очагов возбуждения и торможения), склонность процессов возбуждения к иррадиации, большая выраженность ориентировочного рефлекса "что такое?" Все эти особенности ЦНС выражены более четко у детей младшего школьного возраста, и они должны обязательно учитываться при организации учебных занятий с целью профилактики переутомления учащихся.

Поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение недели способствуют соответствие величины учебной нагрузки возрасту ребенка, правильный режим занятий (построение расписания на учебный день и неделю), методика проведения уроков и перемен. Обусловленная особенностями высшей нервной деятельности недостаточная длительность активного внимания у детей младшего школьного возраста (15-20 мин) вызывает необходимость использования разнообразных методик преподавания и включения пауз, заполненных физическими упражнениями (физкультминутки, активный отдых на переменах), которые способствуют перемещению очагов возбуждения в коре головного мозга и отдыху первично возбужденных центров. Преобладание у младших школьников первой сигнальной системы (восприятие с помощью органов чувств) требует применения в учебном процессе различных наглядных пособий. Зрительная работа при недостаточном или нерациональном освещении снижает умственную работоспособность, вызывает перенапряжение органа зрения и способствует развитию близорукости.

Занимаясь с компьютером, учащиеся могут регулировать темп работы в соответствии с индивидуальными возможностями усвоения учебного материала, при необходимости вновь обращаться к тому или иному разделу программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: