Лекция 8. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Цель занятия – сформировать у студентов понимание сущности и содержания технологии профессиональной ориентации и ее роли в обеспечении организации персоналом.
Задачи:
- определить сущность профессиональной ориентации и последовательность ее осуществления
- раскрыть содержание субтехнологий технологии профориентации
- выявить возможности профессиональной консультации, порядок ее проведения и возможные результаты
- охарактеризовать процесс профессионального самоопределения личность, выявить влияющие на него факторы и каналы воздействия на процесс выбора профессии.
ПЛАН
8.1. Сущность, субъекты и объекты профессиональной ориентации
8.2. Субтехнологии профессиональной ориентации
8.3. Профессиональное самоопределение личности как управляемый процесс
Сущность, субъекты и объекты профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация – это целенаправленное воздействие определённых социальных институтов на часть экономически активного населения с целью повлиять на процесс профессионального самоопределения личности и принятие решения о выборе соответствующей профессии. В широком смысле это есть управление процессом выбора профессии – профессионального самоопределения.
|
|
В основе научно организованной профессиональной ориентации может лежать следующая логика (шаги):
1. Постановка кадровой проблемы (что необходимо предприятию с точки зрения её кадрового обеспечения)
2. Планирование человеческих ресурсов, включающее формирование кадрового спроса и проведение кадрового маркетинга. Кадровый спрос – потребность работодателя в кадрах, обеспеченная необходимыми финансовыми и материальными ресурсами. Кадровый спрос имеет определенность:
- количественную, понимаемую как объём рабочей силы, необходимый для достижения поставленных кадровых целей
- качественную, рассматриваемую как потенциал эффективной рабочей силы
- временную, под которой понимается спрос на перспективу с учётом всех возможных изменений в различных областях общественной жизни, в условиях и содержании профессиональной деятельности.
Ведущую роль в изучении и формировании кадрового спроса играют кадровые службы, занимающиеся кадровым маркетингом.
Кадровый маркетинг – тщательное и всестороннее изучение и прогнозирование рынка труда, кадрового спроса и предложения, организации кадровой рекламы и т.п.;
3. Определение требований к претендентам на вакантные должности (чёткое представление качеств будущего работника путём анализа рабочего места, должности, описания квалификационных и личностных требований к претенденту, сроков и условий найма);
|
|
4. Определение основных источников поступления кадров и их потенциала, формирование «зон интересов», «горизонтов», учитывающих своеобразие отдельных рынков труда (по специальностям), включая кадровое предложение, т.е. способность рынка труда удовлетворять кадровый спрос различных субъектов;
5. Разработка конкретной программы кадрового обеспечения.
Важным является вопрос о том, кто должен осуществлять профориентационную деятельность, т.е. вопрос о субъектах профессиональной ориентации. К числу таковых относятся:
- Федеральная государственная служба занятости населения России – ее центральный аппарат, центры занятости в субъектах РФ на городском, межрайонном и районном уровне;
- соответствующие структурные подразделения Министерства труда и социальной защиты населения РФ;
- кадровые службы заинтересованных организаций;
- образовательные учреждения, организующие обучение, переподготовку, повышение квалификации;
- специально создаваемые центры профессиональной ориентации и профессионального отбора;
- общественные организации и объединения (например, координационные комитеты содействия занятости населения, включающие в себя представителей органов исполнительной власти различного уровня, работодателей, профсоюзов и работников);
- негосударственные кадровые и рекрутинговые агентства и фирмы (на коммерческой основе по договору с работодателем). Кадровый рекрутинг - это деятельность специалистов в области кадрового менеджмента по поиску, подбору и отбору людей с соответствующими личностно-профессиональными качествами по заказам субъектов рынка труда.
Объектом профессиональной ориентации являются практически все потенциальные и реальные профессионально самоопределяющиеся субъекты рынка труда, а также лица, занятые в той или иной сфере трудовой деятельности, но испытывающие потребность в изменении собственного профессионального статуса, а именно:
- учащиеся старших классов общеобразовательных школ
- студенты профессиональных средних и высших учебных заведений
- представители бизнеса, как правило, мелкого и среднего
- работники, не удовлетворенные сегодняшним местом работы
- безработные
- люди, занятые в домашнем хозяйстве.