Профессиональное самоопределение личности как управляемый процесс

Субъекты профессиональной ориентации с помощью различ­ных технологий воздействуют на процесс выбора профессии, который носит преимущественно информационно-оценочный характер. Основное содержание процесса выбора профессии человеком – это сбор, переработка, хранение, систематизация информации о профессиях. Условно его можно представить в следующем виде (рис.8.1).

Наличие объективных предпосылок обусловлено тем, что процесс выбора профессии никогда не является чисто индивидуальным волевым актом, а всегда испытывает воздействие внешних факторов, к которым относятся характер и уровень развития общественных отношений, культурно-цивилизационная специфика, традиции, обычаи, потребности общества в той или иной профессиональной деятельности, требования профессии к личностным качествам индивида и пр.

К числу объективно-субъективных предпосылок следует отнести сознательно и целенаправленно создаваемую систему институтов, воздействующих на процесс выбора профессии, которая применительно к самоопределяющемуся индивиду имеет объективный характер; к данному виду предпосылок можно отнести и такое социально-психологическое образование, как престижность той или иной профессии, которая формируется на основе формальных и неформальных ее оценок, а также действий по изменению ее статуса.

Субъективные предпосылки – это разнообразные характеристики личности человека, самоопределяющегося в мире профессий. Они обусловлены ограничениями, в результате которых человек может или не может избрать данный вид профессиональной деятельности. Тенденция в этой области такова, что требования к работнику ужесточаются вследствие усложнения характера и содержания профессиональной деятельности, особенно в сфере управления. Довольно часто человек хочет заниматься той или иной профессиональной деятельностью, но не может этого сделать в силу указанных ограничений.

Рассмотренная совокупность предпосылок представляет собой различные грани, формы проявления необходимости, ограничивающие свободу профессионального выбора. Эти предпосылки динамичны и одновременно устойчивы. Их ясное представление и учет являются условием успешной профориентационной работы.

Рисунок 8.1. Модель процесса самоопределения человека

Большое значение имеет и выяснение основных каналов воздействия на процесс выбора профессии, которые обеспечивают доведение до человека информации о мире профессий, об особенностях и ценностях той или иной профессиональной деятельности.

В настоящее время основными каналами являются:

- средства массовой информации (печатные и электронные,
в том числе Интернет)

- средства искусства (кино, литература, театр и пр.)

- профессиональные клубы и ассоциации

- профессиональная реклама

- личные контакты с представителями избираемой профессии

- ближайшее социальное окружение (родители, другие родственники, друзья изнакомые)

- персонал образовательных учреждений

- работники служб занятости

- должностные лица, специализирующиеся на профессиональной ориентации, и др.

Одной из главных причин подобного положения дел наряду с неудовлетворительным состоянием официальной профориентационной работы является недостаточный учет информационно-оценочного характера процесса выбора профессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: