ПТСР сопровождается горем, которое включает в себя широкий спектр клинических, эмоциональных и поведенческих проявлений.
Нормальные реакции горевания:
1. Острое горе (около 4 месяцев)
· Стадия шока.
· Стадия отрицания. Неверие в реальность потери.
· Стадия агрессии (вины). Приписывание вины другим или себе.
· Стадия депрессии (страдания и дезорганизации).
2. Принятие произошедшего (около 1 года)
a) Стадия «остаточных толчков» и реорганизации. Горе возвращается в виде остаточных толчков, как после землятрясения.
b) Стадия завершения.
Болезненные реакции горя:
· Отсрочка реакции.
· Искаженные реакции:
o Повышенная активность без чувства утраты, а скорее с ощущением хорошего самочувствия и вкуса к жизни (человек себя ведет так, как будто ничего не произошло), может проявляться в склонности к занятиям, близким к тому, чем в свое время занимался умерший.
o Появление у горюющего симптомов последнего заболевания умершего.
o Психосоматические состояния, к которым относятся в первую очередь язвенные колиты, ревматические артриты и астма.
|
|
o Социальная изоляция, патологическое избегание общения с друзьями и родственниками.
o Яростная враждебность против определенных лиц (врача); при резком выражении своих чувств, почти никогда не предпринимается никаких действий против обвиняемых.
o Скрытая враждебность. Чувства становятся как бы «одеревеневшими», а поведение — формальным.
o Утрата форм социальной активности.
o Социальная активность в ущерб собственному экономическому и социальному положению.
o Ажитированная депрессия с напряжением, возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности, жесткими самообвинениями и явной потребностью в наказании.
Синдром предвосхищающего горя – переживание от страха потери всех стадий горевания еще до потери (сама потеря воспринимается легче).
Задачи работы горя:
1. Принять реальность потери не только разумом, но и чувствами.
2. Пережить боль потери.
3. Создать новую идентичность, найти свое место в мире.
4. Перенести энергию с потери на другие аспекты жизни.
Горе у детей:
· У детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти.
· Между двумя и шестью годами – умирают не навсегда.
· В ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом (например, приведением), считают собственную смерть маловероятной.
· Мысль о вероятности смерти приходит примерно к 8 годам.
· Патологические реакции горя:
o Длительное неуправляемое поведение;
o Острая чувствительность к разлуке;
o Полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
|
|
o Отсроченное переживание горя;
o Депрессия (у подростков — это гнев, загнанный внутрь).
· Благоприятные условия проживания горя:
o Хорошие отношения с родителем до его смерти;
o Получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
o Участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
o Хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.
Факторы, усугубляющие переживание горя:
· «Вина выжившего»;
· Дополнительная острая психотравма, связанная с невозможностью опознания;
· Невозможность проститься с умирающим в последние минуты его жизни, на похоронах.