Позитивизм

1830-е – 1960-е

Общая характеристика течения

Позитивно мыслящих людей объединяла вера в возможности науки сделать жизнь лучше. Позитивным, или положительным, называли научный подход к изучению природы и общества. Слово «позитивное» имеет несколько значений: реальное, полезное, достоверное, точное. Позитивисты считали науку высшей ценностью и стремились оградить ее от нападок со стороны религии и метафизики, а также развить и распространить научный метод. Общее умонастроение, разделявшееся последователями этого направления, может быть обрисовано несколькими положениями.

1. Вера во всесилие науки и человеческой рациональности. Наука считается единственным средством познания мира и решения общественных проблем.

2. Единственным легитимным методом познания считается естественно-научный метод, он должен быть перенесен и в область гуманитарных наук. Ценность имеют факты, а не умозрительные рассуждения.

3. Вера в научно-технический прогресс, в постоянный рост научного знания.

4. Наука является единственным прочным основанием общественной жизни. Требуется уничтожить неравенство и несправедливость, царящую в обществе богатых и неимущих. Наука должна стать условием развития общества, основой для выработки новых законов и отношений.

Система философии позитивизма была заложена трудами мыслителей Возрождения и нового времени. Со стороны науки фундаментальные положения были основаны Кеплером и Галилеем, со стороны философии Бэконом и Декартом. Позитивная философия отличается преобладанием логического и научного подхода. Философские учения должны опираться на факты и достижения конкретных наук. Положительная философия должна предвидеть на основе фактов и законов и иметь отношения к реальному миру. Реальная наука – не простое накопление фактов, а установление эмпирических законов, описывающих связи явлений. Достижения отдельных наук должны быть сведены в единую систему, цель которой – служение человечеству. Социальная направленность важна для философии, которая должна исторически воспринимать открытия и достижения отдельных наук. Положительное изучение природы является рациональным основанием воздействия человечества на внешний мир посредством производства, практики, индустрии. Такое воздействие ведет к практическому улучшению человеческого существования. Оно является преобладающим в современной цивилизации и способствует совершению переворота в мыслях. Промышленная жизнь осуществляется в соответствии с совокупностью реальных законов. Позитивная философия создает идейное основание для общественного обновления.

Социально-исторические предпосылки и теоретические источники позитивизма

Период с 1830-1890 гг. был временем интенсивного развития науки. В области математики в это время работали такие ученые как О. Коши, К. Вейерштрасс, Г. Кантор, Б. Риман, Н. Лобачевский, Г. Гельмгольц и т.д. В физике шла интенсивная разработка электродинамики трудами таких ученых как М. Фарадей, Дж. К. Максвелл, Г. Герц. В биологии Г. Кох и Л. Пастер открыли существование микроорганизмов, Ч. Дарвин создал теорию естественного отбора.

Вместе с тем большое влияние оказывала и идеалистическая философия.

Философское сообщество раскололось на два полярных лагеря: идеалистов, следующих традициям немецкой философии, и материалистов, распространенным учением которых был марксизм. Споры относительно первичности материи или сознания способствовали оттачиванию философских аргументов, но засилье метафизики в университетах препятствовали эффективной разработке науки, в то время как интенсификация промышленного производства требует развития научного знания. Позитивизм стал течением, отказавшимся от участия в метафизических спорах ради разработки научного метода и обоснования новой научной картины мира.

Научный язык того времени был засорен метафизическими, мифологическими и религиозными представлениями. «Новому космополитическому порядку потребовался новый язык, для которого гораздо лучше подходили наработки британских философов. Этот язык был призван уничтожить сорняки религии, оставшиеся на философских грядках после основательной прополки в ходе Реформации и Просвещения. Эти сорняки ассоциировались с так называемой метафизикой, а также с многочисленными высказываниями о ценностях, которые в принципе невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть».[1]

Цель позитивизма – борьба с метафизикой. Под метафизикой понимались гипотетические сущности и утверждения, которые нельзя было проверить опытом (верифицировать). Непроверяемые понятия и принципы должны быть устранены из науки. Кредо позитивизма: наука – сама себе философия.

Задачи позитивизма: элиминация метафизических понятий. Стремление избавить науку от умозрительных построений. Переопределение основных научных терминов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: