Огюст Конт

(Auguste Comte)(1798-1857)

Основные идеи: закон трех стадий, классификация наук.

Задачей положительного мышления является преодоление узкой специализации, которая свойственна научным исследованиям сегодня. Хотя разделение умственного труда является условием более быстрого и эффективного решения научных задач, оно порождает неудобства благодаря узости идей, занимающих отдельные умы. Чтобы дух человека не потерялся в мелочах, требуется изучение общих положений. Узкая специализация мешает широкому всестороннему взгляду на мир. «Конт полагает, что ученым с «пагубной специализацией» присущи такие недостатки, как «непреодоленное отвращение» ко всякой общей идее, полная неспособность верно оценить какую-либо философскую концепцию, эмпирический дух, подчеркивание исключительно своей профессии».[2]

Изучать общие положения наук могут отдельные ученые, которые, не отдаваясь изучению отдельной области науки, посвятят себя исследованию исключительно общих принципов, определению духа этих наук, сведению этих принципов к немногим, сообразно духу положительной философии. Другие ученые, прежде чем углубиться в свои специальные исследования, будут изучать общие положения наук и исправлять полученные там результаты.

Новая наука – положительная философия должна изучать связи нового открытия с общей системой, преодолевать разрозненность человеческих понятий. Изучение положительной философии дает рациональное средство обнаружить логические законы ума. Надежно обоснованная система знания повлечет за собой преобразование системы воспитания и образования, которые потребуют знания всей совокупности положительных идей по всем основным классам явлений природы. Основанием новой системы образования должна быть естественная философия, которая упорядочивает отдельные науки так, будто они питаются как ветви из одного корня. Отдельные науки должны быть сведены к тому, что составляет их суть, т.е. к главным методам и наиболее важным результатам. Положительную философию одну можно считать прочной основой общественного преобразования, способной преодолеть кризисы экономики и общественного сознания.

Чтобы распространять в обществе новое мировоззрение, Конт считает необходимым обращаться к здравому смыслу. Следует систематически распространять среди активных слоев населения главные научные труды, чтобы создать условия для восприятия позитивной философии. Требуется способствовать выработке новых концепций синтетически цельного направления. Нужно улучшать научное мышление, избавляя его от узкой специализации. Важным делом, по мнению Конта, является расширение народного образование, т. к. именно пролетариат лучше всего способен воспринять новые идеи и новую идеологию.

Закон трех стадий

Человеческое общество в своем развитии проходит через три стадии.

– Теологическая стадия– люди объясняют природу через понятие бога.

– Метафизическая стадия– люди объясняют природу через абстрактные сущности.

– Позитивная стадия– явлениям природы дается научное объяснение.

На теологической стадии дается произвольное объяснение явлений таким образом, будто они управляются не неизменными закономерностями, а волей воображаемых существ, наделенных жизнью и сознанием. Теологическая стадия проходит три фазы: фетишизм, политеизм, монотеизм. Первая фаза характерна тем, что весь мир рассматривается как одушевленный, чувства и эмоции приписываются вымышленным или реальным объектам, явления рассматриваются как происходящие по чьей-то воле. При выработке знаний господствуют инстинкт и чувства. Следующей фазой религиозного сознания является политеизм, включающий понятия о невидимых существах, управляющих целыми особыми классами объектов или явлений. Например, греческие боги отвечали за определенные качества: Афродита – богиня любви и красоты, Гея – богиня земли, Хронос – бог времени, Артемида – богиня охоты и т.д. Наконец на последней фазе множество богов сливается в единого бога, который правит всей Вселенной. «С монотеизма начинается упадок теологической философии, сокращается в разуме господство воображения, на котором невозможно вообще основать какую-либо прочную теорию».[3]

Метафизическая стадия дает абстрактные или метафизические объяснения, где сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами. В качестве причин явлений указываются не земные или небесные существа, но отвлеченные понятия. Сущности, представляющие собой олицетворенные абстракции, неразрывно связаны с различными вещами, которые сами собой производят все наблюдаемые явления. Объяснение явлений состоит в подыскании соответствующей сущности. Растения наделяются растительной душой, животные – энтелехией или движущей силой. Действия и явления объясняются как проявление сути вещей, например помидор красный, потому что ему присуща краснота, вода в насосе поднимается из-за боязни пустоты, тела падают, чтобы занять естественное место и т. д.

Явления объясняются предположениями о наличии абстрактных стремлений и склонностей в природе, которая хотя и рассматривается как безличная, но считается действующей по определенным мотивам, аналогично с сознательными существами. На этой стадии прекращается господствующее положение чистой фантазии, усиливается роль аргументации и растет преобладание наблюдений. «В метафизической стадии умозрительная часть оказывается сначала чрезвычайно преувеличенной вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать, – стремления, которое во всех областях обыкновенно характеризует метафизический образ мышления».[4] Происходит постепенное подчинение различных сущностей единой общей сущности – природе, как единственному источнику всех явлений. Критический дух философии приводит к динамической смене различных концепций, что знаменует отход от религиозного догматизма. Тем не менее, философский дух не способен создать что-либо положительное.

Позитивная или научная стадия представляет собой новый эмпиризм, согласно которому сбор и накопление фактов должен осуществляться в соответствии с системой, которая, в отличие от метафизики, призвана не проникать в сущность вещей, а описывать закономерности процессов. Основным признаком положительной стадии является постоянное подчинение воображения наблюдениям. Объяснение явлений есть только установление связей между отдельными различными явлениями и общими фактами.

«Основная доктрина истинной философии, по мнению Конта, равно как и характер его определения позитивной философии, могут быть кратко выражены таким образом: мы познаем одни только феномены, да и знание наше о феноменах – относительно, а не абсолютно. Мы не знаем ни сущности, ни даже действительного способа возникновения ни одного факта: мы знаем только отношения последовательности или сходства фактов друг к другу. Эти отношения постоянны, т. е. всегда одни и те же при одних и тех же обстоятельствах. Постоянные сходства, связывающие явления между собой, и постоянная последовательность, объединяющая их в виде предшествующих и последующих, называется законами этих явлений. Законы явлений – вот все, что мы знаем относительно явлений. Сущность их природы и их первичные, деятельные или конечные причины остаются нам неизвестными и для нас недоступными»[5]. Все явления признаются подчиненными только естественным законам, открытие которых и составляет цель всех усилий. Наблюдения являются единственно возможным основанием доступных нам знаний, принципы логики есть общее и абстрактное выражение реальных конкретных фактов.

Классификация наук

Создавая классификацию наук, Конт исходит из ряда принципов.

1. существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку – с другой.

2. природу нужно разделить на органическую и неорганическую.

3. философия природы подготовляет социальную философию и является введением к последней.

4. науки можно сгруппировать в виде трех пар: начальной, математико-астрономической, конечной – биолого-социальной, и промежуточной физико-химической.

В основе классификации наук лежит выделение предмета изучения: мир, Земля и человек. Конт рассматривал науки конкретные и абстрактные. Конкретные науки описывают действительное существование растений, животных, неживых объектов, рассматривая существование данного вида в полном объеме и с привлечением множества разнообразных законов. Абстрактная наука занимается естественными законами по отдельности, но рассматривает его во всех видах и проявлениях. Отличительные особенности обоих видов наук Конт выражал следующим образом: наука конкретная ведает существа или предметы, наука абстрактная – явления.

Конкретные науки отстают в своем развитии от абстрактных, ибо требуют полного знания законов, разрабатываемых последними. Поэтому Конт рассматривает только абстрактные науки, которых он насчитывает шесть. Отношения между родами различных явлений позволяют выстроить науки в определенном порядке в восходящий ряд по сложности изучаемых явлений. Всякая следующая наука ставит более трудные задачи, чем предшествующие, но достичь цели она может, лишь опираясь на истины всех предшествующих наук.

Конт выделял в своей классификации следующие науки.

• Математика

• Астрономия

• Физика

• Химия

• Биология

• Социология (социальная физика)

Данный порядок есть следствие основного закона эволюции, согласно которому порядок расположения наук должен быть таков, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла последующую. Каждая последующая наука зависит от законов предшествующих наук и вводит в рассмотрение новые законы. Поскольку числовые отношения верны для любой области науки, математика может изучаться без отношения к какой-либо другой науке. Математика, по Конту, включала три последовательных раздела: науку о числах, геометрию и механику. Астрономия предполагает выполнение числовых и пространственных отношений, а также законы движения и равновесия тел. Явления астрономии зависят также и от закона тяготения, которые они добавляют к математическим отношениям. Физика предполагает математические науки и астрономию, поскольку земные явления подлежат влияниям, исходящим от движения земли и притяжения небесных тел. В физике Конт выделял пять частей, выстраивая их по принципам возрастающей специализации и сложности: науку о тяготении, науку о теплоте, акустику, оптику, науку об электричестве. Последняя является переходом от физики к химии, зависящей от всех предыдущих законов особенно от законов термодинамики и науках об электричестве. Явления биологии и физиологии зависят от всех предыдущих законов и от своих собственных. Явления человеческого общества определяются законами как живой так и не живой природы, создающими физические условия среди которых формируется и развивается общество.

О. Конт является основателем социологии – позитивного учения об обществе. Человечество является конечной целью всякой теоретической системы, отдельные науки нужно рассматривать как составные элементы единой науки – науки о человечестве. Следуя идеям эпохи Просвещения о необходимости сделать общественную жизнь болееразумной, он первый предложил использовать для объяснения развития общества естественные законы. Именно знание научных законов дает человеку господство над природой и, чтобы организовать порядок в общественном устройстве, необходимы знания.

Но нельзя подходить к социальному, как к неживой природе. Уже в «Рассуждении о методе» Р. Декарта явления неживой природы признаются подчиняющимися действиям математических законов. Но для органической природы математика неприменима. Декарт избегал толковать факты органической жизни, а его попытка распространить свои математические объяснения на органическую природу привела к тому, что животных стали отождествлять с автоматами. Его последователи Гоббс и Спиноза пытались по подобию геометрии строить этику и политику. Оба писателя пришли к радикально противоположным взглядам на происхождение государства и нравственности, что показывает неприменимость математических методов к общественным наукам.

Политэкономия содержала предпосылки научного подхода к обществу, поскольку, согласно политэкономии, и в обществе, и в истории существуют единые закономерности развития. Для открытия закономерностей требуются наблюдения, эксперименты, сравнительный метод.

Рассматривая социологию как социальную физику, О.Конт выделил социальную статику (общественные институты и отношения, например: индивид, семья, общественные объединения, разделение труда и частная собственность) и социальную динамику – общественный прогресс, происходящий по закону трёх стадий. Цель социологии заключалась в улучшении человеческой природы с научной точки зрения, что представляло собой сложную задачу.

Последовательный ряд наук должен быть в большинстве случаев их общим порядком исторического развития, а также порядком их правильного усвоения. Самые сложные науки нуждаются не только в результатах предшествующих наук, но и в их методах. Тренировку ума следует начинать с элементарных истин, обучаясь искусству доказательства и правилам исследования, которые должны служить основой и для изучения объектов более сложных.

Конт указывает и на наличие обратной связи, когда науки более ранние нуждаются в помощи наук более поздних, которые снабжают первые эмпирическими данными. Но отдельные изолированные наблюдения не составляют еще науки, должна быть установлена связь с другими законами природы, а факт должен быть помещен в систему, где истинность частных суждений зависит от истинности более общих. Переход от донаучного состояния к науке не может быть достигнут до того, как были разработаны более простые и общие науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: