Краткое описание проекта

ИДЕЯ ПРОЕКТА возникла на основе результатов тестирования и анкетирования учащихся школ, а также безработной молодежи с учетом статистических данных по уровню безработицы среди молодежи. Изучение состояния профориентации в старших классах методами анкетирования и бесед показало, что 55% опрошенных девятиклассников не определились в мире профессий, 10% - даже не думали об этом, 5% - никакая профессия не интересует. Из учащихся 11 классов за несколько месяцев до выпускных экзаменов 7,4% опрошенных ни одна профессия глубоко не заинтересовала, 9,6% - до сих пор серьезно не думали о выборе профессии, 27,6% не смогли определиться, что им больше нравится. В беседе со школьниками часто выяснялось, что они не представляют процесс труда по избранной специальности, содержания требований к работнику, условий труда. Многие учащиеся не знают, где можно получить профессию. Эти цифры говорят о необходимости активной и более профессиональной профориентационной работы среди учащихся.

Молодой человек любого общества должен уметь отвечать на 3 вопроса:

1) кто я?

2) кем могу стать?

3) что для этого надо сделать?

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ЗАДАЧА должна стать важнейшим звеном функционирования общества, в том числе и библиотеки, так как профориентация - комплекс психолого-педагогических, медицинских и государственных мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, жизненного пути в соответствии с желаниями личности, ее склонностями, способностями и с учетом потребности в специалистах в народном хозяйстве. Проблема на сегодняшний день заключается в том, что нет полного просчета ситуации, нет плана, сколько нужно обучить и каких специалистов. Многие молодые люди определились, чего хотят, но не знают, справятся ли?

В профориентационной работе можно выделить несколько звеньев. В библиотеке можно использовать некоторые их них:

ПРОФИНФОРМИРОВАНИЕ - это система знакомства с основными профессиями и специальностями, их содержанием, условиями труда, его организацией, а так же формами и сроками освоения профессий, возможностями трудоустройства и профессионального роста. Данное направление легко можно реализовать в библиотеке, но для этого нужна информационная база (книги, справочники, диски с тестами и профкартами).

Информированность может быть МАКРОинформированностью (о многих профессиях) и МИКРОинформированностью (об одной профессии). ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - своей основной задачей имеет формирование профессиональной направленности или профессиональное самоопределение личности.

В РАБОТЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

- Информированность о мире профессий.

- Наличие сформированности профплана (чего бы подросток хотел?).

- Состояние здоровья.

- Отношение старших (родителей, педагогов, психолога).

- Общий уровень развития.

Для оказания помощи в выборе профессии, жизненного пути необходимо знать интересы или группы интересов. Методы изучения интересов разнообразны: АНКЕТИРОВАНИЕ, БЕСЕДА, НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ, ТЕСТИРОВАНИЕ ("Карты интересов", например) и т.д. Все эти направления можно реализовать в психолого-педагогическом отделе библиотеки, так как есть профессиональные психологи и необходимая техника.

Можно изучить склонности и способности личности.

СКЛОННОСТИ - это устойчивое стремление личности к занятиям определенного рода, которое привлекают не столь результатом, сколько самим процессом.

Профнаправленность личности определяет взаимосвязь и взаимообусловленность интересов, склонностей, способностей. Способности развиваются на базе задатков именно в результате проявления склонностей. Способности у творческой личности развиваются на основе склонности, а не наоборот. Склонности интереса можно выразить словом "хочу", способности - словом "могу".

СПОСОБНОСТИ - это совокупность свойств личности, которые определяют успешность в умственной и практической деятельности, возможность усовершенствования. Выделяют общие и специальные способности.

Способности можно изучить, например, НАБЛЮДЕНИЕМ,

естественным и лабораторным ЭКСПЕРИМЕНТОМ, СПЕЦИАЛЬНЫМИ

МЕТОДАМИ ДИАГНОСТИКИ. Эти методы можно использовать совместно с учебными заведениями и с приглашением специалистов.

Актуальной является деятельность по реализации программы профориентационного кружка «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ!» для учащихся Вечерней (сменной) общеобразовательной школой № 7, тем более такой кружок уже существовал в прошлом году.

План-график мероприятий

Проведение городского конкурса творческих работ «Призвание – Педагог» по 4 номинациям, приуроченного ко Всемирному дню учителя, в том числе в номинации «Найди своё призвание» (положение о конкурсе прилагается ниже) Октябрь 2008 г. Спицына Е.А. и члены жюри
Индивидуальное профориентационное тестирование с последующим консультированием старшеклассников и всех желающих по вопросам выбора профессии: · компьютерное · бланковое В течение всего периода Спицына Е.А. Софьина Г.А.
Экскурсии по предприятиям города с целью ознакомления с особенностями профессий В течение всего периода Спицына Е.А. Софьина Г.А.
«Секреты мастерства» - проведение цикла мероприятий для разных возрастных категорий по профориентации (62 урока о профессиях и мастерах по книге А.Лопатиной и М. Скребцовой «Секреты мастерства») В течение всего периода Спицына Е.А. Софьина Г.А.
Предоставление в психолого-педагогическом отделе в пользование читателям литературы по выбору профессии и справочников для поступающих в учебные заведения,подписка отдела на издания «Абитуриент», «Обучение и карьера»,«Справочник для поступающих в учебные заведения» В течение всего периода Спицына Е.А. Софьина Г.А.
Использование читателями отдела дисков с тестами по изучению личностных характеристик, работа с электронными программами «Профессиокарты» по рабочим специальностям. В течение всего периода Спицына Е.А. Софьина Г.А.
«Гордость нашего города» - организация встреч с выдающимися людьми в своей профессии для старшеклассников и студентов с целью профориентации В течение всего периода Спицына Е.А.
«Моя будущая профессия» - групповое бланковое тестирование с последующей индивидуальной консультацией по выбору профессии В течение всего периода Спицына Е.А.
«Уроки нравственности-1, 2» по диалогам Альберта Анатольевича Лиханова с выдающимися людьми России: «Пытливость», «Упорство», «Искренность», «Терпимость», «Порядочность», «Вдохновенность», «Милосердность», «Сострадание», «Совестливость», «Патриотизм», «Убеждённость», «Интеллигентность», «Спасительность», «Мужественность», «Стойкость», «Отважность», «Верность», «Образованность», «Настойчивость». На опыте известных людей России можно научиться преодолению жизненных преград, самореализации и самосовершенствованию. Ежемесячно и по заявкам Спицына Е.А.
Накопление информ-досье в психолого-педагогическом отделепо темам: «Молодёжные проблемы», «Профкарты», «Учебные заведения Кирова и Кировской области» В течение всего периода Спицына Е.А. Софьина Г.А.
Организация сотрудничества с Федеральной государственной службой занятости населения РФ по предоставлению информации о востребованных профессиях на рынке труда и статистике по трудоустройству в г. Кирове. В течение всего периода Спицына Е.А.
Обслуживание детей-инвалидов на дому (книжная передвижка, тестирование и консультирование) В течение всего периода Спицына Е.А.
Использование Интернет и справочной системы «КонсультантПлюс» для получения информации о законах, решениях и постановлениях, принятым по вопросам труда и учебным заведениям В течение всего периода Спицына Е.А.
Дни информации - предоставление информации по психолого-педагогическому отделу: услугам отдела, направлениям деятельности отдела, обзоры по книжным и периодическим изданиям, касающимся вопросов профинформирования и профконсультирования Ежеквартально и по заявкам Спицына Е.А.
«Найди своё призвание» - организация книжных выставок и стендов для ознакомления с миром профессий Ежемесячно Спицына Е.А. Софьина Г.А.
«Все работы хороши!» -профориентационный кружок для учащихся общеобразовательной вечерней школы № 7 по авторской программе (прилагается) Ежемесячно Спицына Е.А.

Планируемый результат проекта

Планируется, что программа «Делай то, для чего ты рождён», рассчитанная на 2008 – 2010 годы, будет выполнена полностью в соответствии с целями и задачами. В результате будут привлечены новые читатели в библиотеку и оказана профессиональная помощь в выборе профессии и становлении личности молодых людей, вступающих на самостоятельный жизненный путь. Библиотека располагает литературой и информацией на электронных носителях в этом направлении, но в недостаточном количестве. Есть авторская программа по профориентации «Все работы хороши!», тесты на дисках и бланковые, профессиограммы, методические разработки мероприятий, налажено сотрудничество с организациями и специалистами разного уровня. Большая помощь оказывается в предоставлении информационных услуг, в которых очень нуждается молодёжь. А также неоценимой помощью для людей, ищущих своё место в жизни, явится духовно-нравственное воспитание молодых людей: обучение умению оценивать окружающую действительность, ставить правильные жизненные цели, учиться самореализации через жизненный опыт выдающихся людей, через получение навыков коммуникабельности, умение определять свои чувства и настроения и руководить ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: