Методы активизации профессионального самоопределения

Сразу следует заметить, что разделение психологических мето­дов на «активизирующие» и «неактивизирующие» очень условно. Почти каждая практическая методика обладает определенным ак­тивизирующим потенциалом. Проблема заключается в том, каким именно потенциалом и применительно к каким клиентам (груп­пам клиентов) она обладает, а также готов ли данный психолог умело использовать заложенный в методике активизирующий по­тенциал.

Например, даже такая традиционно считающаяся неактивной форма работы, как лекция, при умелом проведении может заста­вить задуматься слушателей гораздо сильнее и глубже, чем те или иные психотерапевтические упражнения и процедуры. Заметим, что лекция по сравнению со многими традиционно понимаемы­ми играми часто обладает большими импровизационными воз­можностями, а главное — в лекции гораздо солиднее представлен план воображаемого действия. Иными словами, в лекции игро­вой момент может быть представлен даже шире, чем в традици­онной игре, где больше задействован план внешнего действия. Но для активизирующего эффекта на лекции нужны подготов­ленный преподаватель и, главное, подготовленная аудитория (под­робнее об этом уже говорилось в главе 2 настоящего пособия).

Но поскольку большинство школьников не готовы к самосто­ятельной активности, на которую рассчитаны сложные формы пси­хологической работы (типа лекций), то при работе с ними при­ходится использовать методы, рассчитанные на неподготовлен­ные в плане внутренней активности аудитории. Эти методы, как уже ранее говорилось, называются активизирующими, т.е. позво­ляющими постепенно формировать у школьников внутреннюю ак­тивность при рассмотрении и решении своих профориентацион­ных проблем.

В отечественной психологии и педагогике постепенно накап­ливается интересный опыт разработки и использования игровых профконсультационных методов и профориентационных программ с элементами активизации старшеклассников (см.: Дидактический материал..., 1998; Психологическое сопровождение выбора про­фессии, 1998; Самоукина Н.В., 1992; и др.).



Ниже представлены краткие описания основных групп наг авторских активизирующих профориентационных методик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: