Игровые профориентационные упражнения и микроситуа! обычно используются в работе с подгруппой (8—15 человек) с малой группой (6 — 8 человек). Многие игры основаны на, вольно эффективной процедурной модели, когда участники саживаются в круг. Это внешне похоже на психотерапевтичесЦ группы. И хотя называть их психотерапевтическими мы бы не < ли (это, скорее, профориентационные группы), но некоторые ]
хОтерапевтические эффекты там все-таки возникают. Поэтому для проведения подобных занятий профконсультант должен обладать чОтя бы минимальным уровнем психотерапевтической культуры <не навязывать своего мнения, всячески демонстрировать свою поддержку и эмпатию участникам, организовывать их реальное рзаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участников группы и т.п.). При разработке данных упражнений мы опирались на богатый опыт конструирования психотерапевтических упражнений Н.В.Цзена и Ю.В.Пахомова (1988), а также на игровые упражнения, представленные в других источниках (см.: рудестам К., 1990; Самоукина Н.В., 1992; и др.).
|
|
Можно назвать следующие игровые профориентационые упражнения: «Профессия на букву...», «Подарок» (как руководство этого упражнения — «Любимое блюдо», «Маскарадный костюм»), «Человек-профессия», «Автопортрет» (профориентационный вариант), «Кто есть кто?», «Самая-самая», «Цепочка», «Ловушки-капканчики», «А вот и Я!», «Звездный час», «День из жизни» («Ночь из жизни») и др. (см.: Пряжников Н.С., 1997а).
Очень популярны среди школьных профконсультантов игровые микроситуации (для 3 — 6 человек), где моделируются различные элементы профессионального общения, связанные обычно с конфликтностью отношений. Например, ситуации из общения продавца с покупателями, инспектора ГИБДД с нарушителями дорожно-транспортного движения, зубного врача с клиентами, продавца-ларечника с рэкетирами, экскурсовода с иностранными туристами и т.п.