Свободный ассоциативный эксперимент /САЭ/

Верифицирует теорию ассоциативного поля как способа организации языкового материала в нашем сознании. Пришел этот метод из психологии, из субедной экспертизы /изучение психически больных - давался набор слов, люди не попадили в стандартные реакции/ Словарь Грейс Хелен Кент и Аарона Розанова, они предложили сто слов - стимулов. У нас существует два словаря ассоциативных норм и форм: Словарь ассоц. норм Леонтьева, Ассоциативный словарь русского языка Караулова, состоит из двух томов - от стимула к реакции, от реакции к стимулу.

Запиши первые ассоциации еа слово медведь - Россия, лес, заяц, орел.

Можно предположить, что ассоциативное поле на слово медведь войдут реакции. отражающие национально-культурные стереотипы, кроме этого в ассоциативном поле будут реакции, отражающие отн. к ''Единой России''.

Ядро: мед, лес - самые стереотипные реакции, ближняя периферия - малина, маша, бурый, берлога - актуальные смыслы, крайняя периферия - единичные реакции.

Методика САЭ - испытуемому дается список слов, на кот. он должен ответить первыми ассоциациями. Совокупность этих реакций позволяет судить не только о собственнолингвистических знаниях респондента, но и о его отношении к эксперименту, каков объем знаний человека / Эксперимент профессора Роуса - рассказ Карла Чапака, профессор помогает полиции раскрыть преступление, слова - стимулы: улица - телега, стакан - пиво, убыстряет темп, слова: дорога - шоссе, спрятать - зарыть, тряпка - мешок, лопата - сад, яма - забор/ Реакции каждого человека индивидуальны, но когда эксперимент на большом количестве людей мы может получить общую картину, выявляется группа стандартных реакций, затем они упорядочиваются по частоте /Лес 758- густой 119, зеленый 72, дремучий 46, деревья 32, темный 33, русский 29, дрова 24, поляна 20, дерево, рубят 15, большой 14, береза, зелень 12, поле 11, бор, сосновый 10, природа, роща 8, елка 7, березовый, грибы, река, рук, хвойный, ягода 6, весенний 5, воздух, голубой, ель, еловый, огромный, опушка, прохлада, шумит 4, деревня, дорога, красивый, листья, молодой, прогулка, сад, солнце, чудесный 3, березовая роща, ''берегите лес'', вырублен, лесник, люблю, рубят - щепки летят, елки-палки, куда ты залез, лед, леший, лук, луч, наше богатство, нечо зеленое и шумящее, уголь, поцелуи, шишкин 1/ Каждая реакция считается самостоятельной в любой словоформе /молодой - молодая/

Три зоны в ассоциативом поле:

- Ядро - самые частотные реакции

- Ближняя периферия

- Дальняя периферия

- Крайняя периферия /единичные реакции/ Бывает нечасто

Далее качественная обработка количественной выборки. Она предполагает интерпретацию связей между стимулом и реакцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: