Реакции

1. Парадигматические. Отраж. системные отношения языка. Сходство и различие признаков. Прадигматическими назыв. такие реакции кот. относятся к той же части речи, что и стимул и вступают со словом стимулом в слуд. виды смысловых отношений:

- Субординации - родо-видовые отношения /дерево -роща/

- Координации - видо-видовые - стимул - реакция находятся в отношении синонимии, онтонимии /Шкаф -тумба, черный - белый/

- Отношения суперординации - стимул - родовое понятие, реакция - видовое /Лес - природа/

2. Синтагматические. Отраж. системные отношения языка. Сочетаемость валентностей слова. Реакции другой части речи, чем стимул или другая словоформа и может составить со словом стимулом грамматически оформленное словосочетание /улица - моя, густой лес, лес рук/

3. Тематические. Они по содержанию соотносятся с конкретной ситуацией совместного проведения /поляна - лес, уголь - лес, поцелуи - лес/.

Также выделяют цитатные ассоциации и формальные ассоциации - фонетические или буквенные ассоциации /лес- куда ты залез, лес - лед/ Считается что они могут возникать в состоянии усталости, их большое наличие может говорить о патологиии респондента. Иногда эти ассоциации возникают как промежуточный вариант к реакции.

Выделяют словообразовательные ассоциации - реакции составляют со словом- стимулом деривационную пару /лес - леший, лес - лесник/

Паронимические ассоциации /комичный -комический/

Цитатные или клешированные ассоциации /лес рубят - щепки летят/

Следующий этап - последний. Не обращая внимания на частотность ассоциации пытаетесь составить общую характеристику полученного ассоциативного поля через выделение ассоциативных или тематических доминант этого поля. Выделение тематических рядов. Процедура категоризации.

САЭ на слово ''Игра'' - вид деятельности, виды игр, азарт, игроки, место, поле. По сути дела - концептуальный анализ. Одна из методик написания концепта.

2. Направленный ассоциативный эксперимент /НАЭ/

Для более направленного взгляда на объект вводится такой метод НАЭ, в отличие от САЭ - вводятся ограничения либо в стимул, либо в реакцию, либо и в стимул и реакцию одновременно.

В стимуле:

- конкретная словоформа, словосочетание, текст

- конкретная словоформа

В реакции:

- частеречное ограничение /Россия - патриот, Родина, страна; Советская Россия - тирания, мощь, Сталин, Россия - разваливающаяся/

НАЭ включает фактор рефлексии.

Когда весна Пасха. Весной тепло. Весна - краса.

01.03.2013


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: