Из цистерны основного запаса 1 (рис. VI. 1, правая часть) тяжелое топливо, перед тем как попасть в свою расходную цистерну 9 проходит процесс специальной подготовки. Этот процесс состоит в отстаивании подогретого топлива и последующей его сепарации.
Из цистерны основного запаса 1, где тяжелое топливо хранится в подогретом состоянии, через приемную трубу и путевой ФГО 4 топливоперекачивающий насос 5 с автономным приводом подает топливо к подогревателю 17, а затем оно сливается в отстойную цистерну 21, вмещающую суточный запас, и отстаивается в течение 24 ч при температуре 30—60° С. Необходимая температура поддерживается установленным в цистерне подогревателем 17. При этом оседают часть механических примесей, вода и растворившиеся в ней химические примеси. После окончания отстаивания осевшая грязь и вода через клапан 10 спускаются в цистерну грязного топлива 20. Окончательная очистка топлива происходит в сепараторах 7, где отделяются примеси и вода. На схеме предусмотрена возможность как последовательного, так и параллельного включения сепараторов. При последовательном включении в первом сепараторе происходит отделение воды — пурификация, а во втором отделение механических примесей — кларификация. При параллельном включении оба сепаратора работают в одном режиме — пурификации или кларификации.
|
|
Очищенное топливо откачивающим насосом сепаратора подается в расходную цистерну тяжелого топлива 9, где необходимая температура поддерживается подогревателем 17. В системе устанавливают не менее двух самоочищающихся сепараторов. Контроль за наполнением расходной цистерны ведется по мерному и переливному устройствам 8. Из расходной цистерны 9 через клапан 11, сдвоенный путевой фильтр грубой очистки 12 и деаэрационную цистерну 19 топливо забирается одним из топливоподкачивающих насосов 18, работающих так же, как в системе легкого топлива. Через подогреватель 17 и регулятор вязкости 15 оно подается к топливным насосам высокого давления 14. При изменении вязкости поступающего топлива регулятор вязкости 15 подает импульс на подогреватель 17, в результате чего изменяется степень подогрева топлива.
Как и в рассмотренной выше системе, избыток топлива из ТНВД по трубопроводу 13 поступает в деаэрационную цистерну 19, где отделяются парогазовые пузырьки, образовавшиеся в процессе подогрева и дросселирования топлива в ТНВД. Избыточное топливо, температура которого выше, чем температура топлива, поступающего из расходной цистерны, смешиваясь с ним в цистерне 19, подогревает его, после чего это подогретое топливо поступает к топливоподкачивающим насосам 18. Наличие деаэрационной цистерны позволяет уменьшить потери теплоты в системе и обеспечить постепенный перевод двигателя с одного вида топлива на другой. Перевод с легкого топлива на тяжелое происходит после полного прогрева двигателя и выхода на постоянный режим.
|
|
В целях уменьшения потерь теплоты от топлива, проходящего подготовку, все трубопроводы и хранилища должны иметь тепловую изоляцию. При использовании очень вязких сортов топлива для поддержания их температуры на пути от расходной цистерны до форсунки параллельно топливному трубопроводу прокладывают трубопровод пара — спутник и заключают их в общий теплоизолирующий кожух. Трассировка спутников показана на рис. VI.1 штриховой линией.
Как видно из рис. VI. 1, топливоперекачивающие насосы 5 в системе легкого и тяжелого топлива кроме подачи топлива в расходные и отстойные цистерны обеспечивают его перекачку из одной цистерны основного запаса в другую. Правила Регистра с удоходства требуют, чтобы эти насосы имели резерв. Допускается использовать в качестве резерва насосы сепараторов. Так, в системе легкого топлива приемный насос сепаратора 7 резервирует топливоперекачивающий насос 5. Для использования в качестве резерва насосов сепараторов 7 в системе тяжелого топлива необходимо соединить трубопроводами с установленными на них клапанами точки /—/ и //—//. Кроме того, если соединить патрубки 2 — 2 и 3—3 в системе тяжелого и легкого топлива, то насосы 5 тяжелого и легкого топлива будут резервировать друг друга. Это позволяет, в частности, оставить один насос 5, зарезервированный сепараторами. Он будет обеспечивать перекачку как тяжелого, так и легкого топлива.
Используя сепаратор в качестве резерва топливоперекачивающего насоса, необходимо учитывать, что при общем приводе барабана центрифуги сепаратора и его насосов выход из строя агрегата весьма вероятен. Поэтому целесообразно подкачивающие насосы сепараторов устанавливать отдельно, с автономным приводом. В этом случае один насос может обслуживать несколько сепараторов, как показано на рис. 2. В данной схеме насосы легкого и тяжелого топлива сепараторов резервируют друг друга и топливоперекачивающий насос, который в свою очередь может резервировать насосы сепараторов. Схема предусматривает возможность работы всех сепараторов на очистку как тяжелого, так и легкого топлива, причем обслуживают их только два подогревателя, один из которых - резервный.
При комплектации системы должны быть предусмотрены приборы и устройства, позволяющие контролировать и поддерживать следующие основные показатели и параметры: количество принятого и остающегося в цистернах топлива; температуру топлива в хранилищах и вязкость его перед ТНВД; вакуум на всасывании и давление в нагнетающих полостях насосов; перепады давлений на фильтрах. В процессе эксплуатации периодически замеряют расход топлива на главном и вспомогательных двигателях.
Основной запас топлива хранится преимущественно в междудонных, бортовых, поперечных, а в некоторых случаях в балластных и дифферентных цистернах. В двух последних случаях принимают особые меры для предотвращения обводнения топлива; топливные цистерны должны быть отделены от водяных коффердамами.
Вне двойного дна, вблизи машинного отделения или в самом МО размещаются отстойные, расходные цистерны, цистерна суточного аварийного запаса топлива, не требующего дополнительной подготовки, а также цистерны сбора грязного топлива и масла из фильтров и из отстойных и расходных цистерн. Отходы сепарации собираются в отдельные (шламовые) цистерны.
Цистерны, размещаемые вне двойного дна, должны устанавливаться с учетом требований Регистра по пожарной безопасности. Не допускается установка их над главным двигателем, газоотводами, трапами, электроприборами, ГРЩ, парогенераторами, постами управления.
|
|
Цистерны основного запаса имеют лазы для осмотра, мойки и ремонта, а также снабжены наливными, переливными, вентиляционными, мерными трубами и трубопроводами для приема, перекачки и очистки топлива. Цистерны тяжелого топлива оборудуются паровыми подогревателями. При относительно небольшой вязкости топлива подогрев может осуществляться только в районе его приема. Давление греющего пара в соответствии с требованиями РМРС не должно превышать 0,7 МПа; обычно его принимают равным 0,3—0,5 МПа. Ориентировочная температура топлива в цистернах основного запаса не превышает 30—60° С в зависимости от вязкости. В некоторых случаях применяют размыв холодного топлива струями горячего топлива (струйный размыв).
Приемно-перекачивающий трубопровод. Топливо подается на судно средствами береговой или плавучей базы через наливные палубные стаканы. В приемной магистрали погрузки установлены фильтры грубой очистки.
На рис. 3 дана схема приемно-перекачивающего топливного трубопровода промыслового судна, а на рис. 4 — сухогруза. В первом случае все цистерны расположены вблизи МО, и управление клапанами при наливе и перекачке осуществляется из одного места. На второй схеме цистерны размещены относительно далеко от МО.
Рис. 3. Схема приемно-перекачивающего топливного трубопровода промыслового судна.
Трубы:----— наливные; — — — — зачистные. 1 — топливные отсеки в двойном дне; 2 — топливоперекачивающий насос; 3 — приемники топлива; 4 — топливные отсечки вне двойного дна
Рис. 4. Схема приемно-перекачивающего топливного трубопровода сухогрузного судна.
1 — кормовые цистерны во втором дне; 2 — групповые клапанные коробки; 3 — приемно-напорная клапанная коробка; 4 — топливоперекачивающий насос; 5 — цистерны в районе МО; 6 — носовые цистерны.
Управление процессом приема или перекачки производится через приемно-напорную коробку 3 и клапаны 2, установленные на приемно-наливных магистралях вблизи цистерн. Управление клапанами может быть как местным, так и дистанционным — из поста управления в МО. Принимаемое топливо через соответствующие клапаны (см. рис. VI.3) или приемно-напорную коробку коробку (рис. 4) распределяется по цистернам. Перекачка топлива из цистерны в цистерну осуществляется топливоперекачивающим насосом 4.
|
|
Контроль за количеством топлива в цистернах в процессе эксплуатации СДУ осуществляется через контрольные трубы футштоком. Кроме того, может быть установлена система дистанционного замера с поста управления в МО.
Одна из возможных систем дистанционного пневматического контроля за уровнем топлива (рис. VI.5) работает следующим
образом. При подаче насосом / воздуха в трубу 2 уровень ртути в правом стекле U-образного манометра повышается до тех пор, пока топливо из трубы 2 не будет выжато давлением воздуха и воздух через конец трубы 3 не начнет поступать в цистерну 4. Столб ртути h в манометре в масштабе покажет количество топлива в цистерне. Кроме пневматической применяются гидравлические и электрические системы.