Содержание дисциплины

№ п/п Название разделов и тем Содержание темы Количество часов  
Лекц. Семин Само раб Всего  
               
Раздел I. Философия в исторической динамике культуры            
  Философия как феномен культуры 1. Типы мировоззрения. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения. 2. Специфика и структура философских знаний. 3. Соотношение философии с наукой, искусством, религией. 4. Проблема генезиса философии. Философия и мифология.     -/2* 2/ 4*  
  Философия Древнего Востока 1. Социокультурные особенности древневосточных цивилизаций. 2. Древнеиндийская философия и ее основные школы. 3. Специфика древнекитайской философии, ее морально-политическая направленность.     4/ 6* 6/ 8*  
  Древнегреческая философия 1. Особенности древнегреческой философии и ее периодизация. 2. Философия досократиков. Проблема первоначала. 3. Философия и жизненный путь Сократа. Знание как добродетель. 4. Философия Платона и Аристотеля: сходство и различия. 5. Философия эпохи эллинизма.     4/ 6* 6/ 8*  
4,5 Философия эпохи средневековья и Возрождения 1. Теоцентризм и символизм средневекового мировоззрения. 2. Основные этапы развития средневековой философии. 3. Проблема соотношения веры и знания. 4. Социально-экономические и духовные предпосылки философии Возрождения. 5. Ренессансный гуманизм. 6. Натурфилософия позднего Возрождения.     6/ 8* 8/ 10*  
6. Европейская философия XVII- XIX вв. 1. Социально-экономическая и духовная атмосфера XYII века. 2.Становление экспериментально-математического естествознания. Проблема метода в философии Ф.Бекона и Р.Декарта 3. Учение о субстанции в философии Нового времени 4.Французский материализм эпохи Просвещения: концепции и особенности. 5. Идеология и социальная философия Просвещения. 6. Субъективный идеализм в философии XVIII в 1. Общая характеристика немецкой классической философии. 2. Анализ И. Кантом познавательных способностей субъекта. 3. Философия Гегеля. Система и метод философии Гегеля. 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 1.Философия и эстетика романтизма. 2.Иррациональная философия Ницше и Шопенгауэра. 3. Марксистская философия и ее исторические судьбы     12/ 14* 18/ 20*  
  Философия XX в: основные школы и направления. 1.Феноменология, герменевтика в философии XX в. 2. Интуитивизм, психоанализ 3. Экзистенциализм и философия жизни. 4. Позитивизм и его исторические формы. 5.Современная религиозная философия 6.Феномен постмодернизма в философии     4/ 4* 6/ 6*  
 
8. Философия и национальное самосознание 1. Специфика и основные черты русской философии. 2. Философская мысль Беларуси: этапы и особенности.     6/ 8* 8/ 10*  
Раздел II. Философские концепции бытия            
9, 10. Метафизика и онтология. Философия природы 1. Проблема бытия в различных философских традициях. 2. Проблема субстанции. Понятие материи и его эволюция. 3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи. 4.Пространство и время как формы существования материи. 5.Диалектика как концептуальная система, ее исторические формы. 6.Природа как объект изучения в философских и научных концепциях. 7. Синергетика и ее роль в понимании природы. 8. Биосфера и закономерности ее развития. Понятие ноосферы     4/ 4* 6/ 6*  
Раздел III. Философская антропология            
11, 12 Философия сознания Проблема человека в философии и науке 1. Проблема сознания и основные подходы к ее решению. 2. Проблема происхождения сознания. 3. Сознание и мозг. Проблема искусственного интеллекта. 4. Структура сознания. Сознание и язык. Проблема бессознательного. 5. Человек как предмет философского анализа. 6. Концепции антропогенеза. 7. Свобода и творчество как экзистенциальные характеристики человеческого бытия. 8. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества     4/ 6* 6/ 8*  
Раздел IY. Теория познания и философия науки            
13, 14. Познание как предмет философского анализа. Наука и ее социокультурный статус. 1. Специфика познавательного отношения человека к миру. 2. Познание как деятельность. Объект и субъект познания. 3. Чувственные и рациональные формы отражения реальности и их взаимоотношение. 4. Проблема истины. 5. Понятие науки. Наука как специфическая деятельность. 6. Предмет философской методологии. 7. Понятие метода. Соотношение метода и теории. Основные методы научного познания. 8.Понятие форм научного познания (факт, проблема, идея, гипотеза, теория). 9. Конструктивно-эвристическая роль философии в процессе перестройки оснований научного познания.     6/ 8* 8/ 10*  
Раздел V. Социальная философия            
15, 16, 17, 18, 19. Основные проблемы и понятия социальной философии. Общество как саморазвивающаяся система. Философия политики и права. Философия культуры. Философия техники. 1. Общество как объект философского анализа. Основные концепции социогенеза. 2. Формационный, цивилизационный, культурологический подходы к анализу истории общества. 3. Понятия политики, власти, права в социальной философии. Государство как социальный институт. Культурно-исторические основы идеологии белорусской государственности. 4. Сущность и признаки правового государства 5. Философия культуры: основные концепции и их особенности. 6. Глобальные проблемы современности и кризис техногенной цивилизации. 7. Современные футурологические модели и необходимость оптимизации стратегии человеческой жизнедеятельности в третьем тысячелетии.     14/16* 16/ 18*  
    ИТОГО:     64/82* 90 108*  
                       

3. Учебно - методические материалы по дисциплине и литература

3.1.Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов, используемых в учебном процессе

1. Философия. Методические рекомендации для студентов первого курса заочной формы обучения/ Составитель проф. Осипов А.И.- Мн., 2002

2. Философия: Учебное пособие для студентов ИПП/ Сост. А.И. Осипов.- Мн.: ИПП, 2003.- 128с.

3. Кутузова Н.А. Основные направления философии XX в. Учебно- методическое пособие. - Мн., ИПП, 2005.

3.2. Основная и дополнительная литература

основная:

1. Введение в философию/ Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2003

2. Философия/ Под ред. В.К. Лукашевича - Мн., 2002

3. Философия/ Под ред. Н.И. Жукова. - Мн., 2000

4. Философия/ Под ред. Харина Ю.А.- Мн., 1999

5. Введение в философию: Учебное пособие/ Под ред. Ф.С. Файзуллина.- Уфа: УГАТУ, 1996.- 239 с.

6. Философия. В 2-х ч. Ч. 1: Философия в исторической динамике культуры [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. Я.С. Яскевич. - Мн.: РИВШ, 2004. - 314 с.

7. Философия. В 2-х ч. Ч. 2: Философия бытия, человека, общества [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. Я.С. Яскевич. -Мн.: РИВШ, 2004.-389 с.

8. Философия: учебное пособие для студентов вузов / В.С. Стёпин [и др.]; под ред. Я.С. Яскевич. - Мн.: РИВШ, 2006. - 624 с.

9.Философия в современном мире. Учебно-методический комплекс: учебное пособие для вузов / под ред. А.И. Зеленкова. - Мн.: издательский центр БГУ, 2005. - 215 с.

10. Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие с хрестоматийными извлечениями.- Мн.: Интерпрессервис-Экоперспектива, 2003.- 544с.

11. Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: учебное пособие/ В.В. Ильин, А.В. Машенцев. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.

12. Канке В.А. Основные этапы философии: Электронный учебник.- 2001.- 117с.

13. Канке В.А. Философия: Электронный учебник.- М.: 2001.

14. Кисель Н.К. Тесты по философии для студентов вузов/ Н.К. Кисель, И.А. 15. Медведева, Е.И. Янчук; под ред. А.И. Зеленкова. -Мн: Мет, 2001. - 207 с.

16. Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь. Концептуальные основы.- 2-е изд., исправ. и доп.- Мн.: Тесей, 2003.- 240с.

17. Мельник В.А. Государственная идеология: Понятие, элементы, функции.- Мн.: Тесей, 2002

18. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселев С.А. Философия: Вопросы и ответы.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: ТетраСистемс, 2002.- 272с.

19.Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие для вузов.- М.: Высшая школа – Университет, 1997.- 448с.

20. Пигров К.С. Социальная философия: Пропедевтический курс лекций для студентов гуманитарных специальностей (элект.формат)

21.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для втузов.- М.: Гардарики, 2000.- 368с.

22.Суворова А.Н. Введение в современную философию: Учебное пособие (электр. формат)

23.Философия: Курс лекций (электр. формат)

24. Философия: ответы на билеты (элект.формат)

25.Философия: Учебная программа для высших учебных заведений.- Мн.: РИВШ БГУ, 2000.- 24с.

26. Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина., Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова - М.: 1996.- 432с.

27.Философский энциклопедический словарь.- М., 1994

28. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: Мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты: Учебно-методическое пособие для вузов.- Мн.: РИВШ БГУ, 2003.- 360с.

дополнительная:

1. Антология мировой философии: В 4 т.- М., 1969

2. Асмус В.Ф. Логика. - М., 1947

3. Бибихин А. Язык философии. - М., 1993

4. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII- XVIII вв). Формирование научных программ Нового времени.- М.,1987

5. Герменевтика: история и современность.- М., 1985

6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения.- М., 1980

7. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М.. 1986

8. Гуревич П.С. Философия культуры.- М., 1995

9. Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции- Мн., 1987

10. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т.- Л., 1991

11. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.- М., 1996

12. История восточной философии: Учебное пособие/ Под ред. М.Т. Степанянца.- М.: Институт философии РАН, 1998.- 122с.

41. История западноевропейской философии: Учебное пособие/ Под ред. Н.В. Мотрошилова.- М.: Институт философии РАН, 1998.- 203 с.

42. История русской философии: Учебное пособие/ Под ред. И.Н. Громова.- М.: Институт философии РАН, 1998.- 203с.

43. Короткая Т.П. Религиозная философия в Белоруссии начала 20 в.- Мн., 1983

44. Кутузова Н.А. Философская и политическая мысль Беларуси 16-18 веков: концепции и персоналии: учебное пособие для студентов ИПП- Мн.: ИПП, 2005.- 32с.

45. Козел А.А. История философской мысли в Беларуси (12-20 вв.): Учебное пособие.- Мн.: Академия МВД РБ, 1998.- 143с.

46. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. - М., 1982

47. Лосев А.Ф. Античная философия истории.- М.: Наука, 1977.- 147с.

48. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии (элект.формат)

49. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979

50. Мотрошилова Н.М. Социально- исторические корни немецкой классической философии.- М., 1990

51. Малыхина Г.И. Логика. - Мн., 2003

52. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь.- Мн., 1997

53. Нерсесянц В.С. Философия права.- М., 1997

54. Огородников В.П. Логика. СПб, 2004

55. Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности.- Мн., 1989

56. Памятники философской мысли Белоруссии 12-первой половины 18 веков/ В.В. Дубровский, М.В. Кашуба, С.А. Подокшин и др.- Мн.: Навука і тэхніка, 1991.- 319с.

57. Панарин А.С. Философия политики.- М., 1994

58. Папанасюк В.Ю. История зарубежной философии: Рабочий учебник.- М.: Современный гуманитарный университет, 2001.- 233с.

59. Философская библиотека: Подборка материалов (элект. формат)

60. Философия техники: история и современность.- М., 1997

61. Философия о будущем человечества.- М., 1990

62. Хрестоматия по философии: Учебное пособие/ Под ред. А.А. Радугина.- М.: Центр, 2001.- 426с.

63. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.- М., 1991

64. Чанышев А.И. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991

65. Чуешов В.И. Введение в современную философию.- Мн., 1998

66. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2004. - 120 с.

67. Яскевич Я.С. Аргументация в науке. - Мн., 1992

68. Яскевич Я.С., Кузнецова Л.Ф., Барковская А.В. Ценностные ориентиры современной науки и перспективы цивилизационного развития.- Мн., 1996


3.3. Примерная тематика докладов, рефератов, фиксированных выступлений к семинарским занятиям

К семинару № 1: Философия эпохи средневековья и Возрождения

Вопросы для дискуссии.

1. Теоцентризм и символизм средневекового мировоззрения.

2. Основные этапы развития средневековой философии.

3. Проблема соотношения веры и знания.

4. Социально-экономические и духовные предпосылки философии Возрождения.

5. Ренессансный гуманизм.

6. Натурфилософия позднего Возрождения.

Темы рефератов и докладов

"Проблема универсалий в средневековой схоластике";

"Патристика и ее влияние на западноевропейскую философию";

"Натурфилософия эпохи Возрождения";

"Гуманизм и антропоцентризм в философии и эстетике эпохи Возрождения".

К семинару № 2: Философия и национальное самосознание 1. Специфика и основные черты русской философии. (Философские воззрения западников и славянофилов; философская концепция всеединства; философия русского космизма; русская религиозная философия) 2. Философская мысль Беларуси: этапы и особенности.

Темы рефератов и докладов.

"Традиции гуманизма в белорусской философской мысли";

"Философия и развитие белорусского самосознания".

К семинару № 3: Философия сознания. Проблема человека в философии и науке

1. Проблема сознания и основные подходы к ее решению.

2. Проблема происхождения сознания.

3. Сознание и мозг. Проблема искусственного интеллекта.

4. Структура сознания. Сознание и язык. Проблема бессознательного.

5. Человек как предмет философского анализа.

6. Концепции антропогенеза.

7. Свобода и творчество как экзистенциальные характеристики человеческого бытия.

8. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества

Темы рефератов и докладов

"Психоанализ: этапы и концепции",

"Философская антропология М.Шелера, А.Гелена и Г.Плеснера",

"Философия экзистенциализма".

К семинару № 4: Познание как предмет философского анализа. Наука и ее социокультурный статус.

1. Специфика познавательного отношения человека к миру.

2. Познание как деятельность. Объект и субъект познания.

3. Чувственные и рациональные формы отражения реальности и их взаимоотношение.

4. Проблема истины.

5. Понятие науки. Наука как специфическая деятельность.

6. Предмет философской методологии.

7. Понятие метода. Соотношение метода и теории. Основные методы научного познания.

8.Понятие форм научного познания (факт, проблема, идея, гипотеза, теория).

9. Конструктивно-эвристическая роль философии в процессе перестройки оснований научного познания.

Темы рефератов и докладов

"Проблема познаваемости мира",

"Наука в системе социальных ценностей".



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: