№ п/п | Название разделов и тем | Содержание темы | Количество часов | ||||||||
Лекц. | Семин | Само раб | Всего | ||||||||
Раздел I. Философия в исторической динамике культуры | |||||||||||
Философия как феномен культуры | 1. Типы мировоззрения. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения. 2. Специфика и структура философских знаний. 3. Соотношение философии с наукой, искусством, религией. 4. Проблема генезиса философии. Философия и мифология. | -/2* | 2/ 4* | ||||||||
Философия Древнего Востока | 1. Социокультурные особенности древневосточных цивилизаций. 2. Древнеиндийская философия и ее основные школы. 3. Специфика древнекитайской философии, ее морально-политическая направленность. | 4/ 6* | 6/ 8* | ||||||||
Древнегреческая философия | 1. Особенности древнегреческой философии и ее периодизация. 2. Философия досократиков. Проблема первоначала. 3. Философия и жизненный путь Сократа. Знание как добродетель. 4. Философия Платона и Аристотеля: сходство и различия. 5. Философия эпохи эллинизма. | 4/ 6* | 6/ 8* | ||||||||
4,5 | Философия эпохи средневековья и Возрождения | 1. Теоцентризм и символизм средневекового мировоззрения. 2. Основные этапы развития средневековой философии. 3. Проблема соотношения веры и знания. 4. Социально-экономические и духовные предпосылки философии Возрождения. 5. Ренессансный гуманизм. 6. Натурфилософия позднего Возрождения. | 6/ 8* | 8/ 10* | |||||||
6. | Европейская философия XVII- XIX вв. | 1. Социально-экономическая и духовная атмосфера XYII века. 2.Становление экспериментально-математического естествознания. Проблема метода в философии Ф.Бекона и Р.Декарта 3. Учение о субстанции в философии Нового времени 4.Французский материализм эпохи Просвещения: концепции и особенности. 5. Идеология и социальная философия Просвещения. 6. Субъективный идеализм в философии XVIII в 1. Общая характеристика немецкой классической философии. 2. Анализ И. Кантом познавательных способностей субъекта. 3. Философия Гегеля. Система и метод философии Гегеля. 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 1.Философия и эстетика романтизма. 2.Иррациональная философия Ницше и Шопенгауэра. 3. Марксистская философия и ее исторические судьбы | 12/ 14* | 18/ 20* | |||||||
Философия XX в: основные школы и направления. | 1.Феноменология, герменевтика в философии XX в. 2. Интуитивизм, психоанализ 3. Экзистенциализм и философия жизни. 4. Позитивизм и его исторические формы. 5.Современная религиозная философия 6.Феномен постмодернизма в философии | 4/ 4* | 6/ 6* | ||||||||
8. | Философия и национальное самосознание | 1. Специфика и основные черты русской философии. 2. Философская мысль Беларуси: этапы и особенности. | 6/ 8* | 8/ 10* | |||||||
Раздел II. Философские концепции бытия | |||||||||||
9, 10. | Метафизика и онтология. Философия природы | 1. Проблема бытия в различных философских традициях. 2. Проблема субстанции. Понятие материи и его эволюция. 3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи. 4.Пространство и время как формы существования материи. 5.Диалектика как концептуальная система, ее исторические формы. 6.Природа как объект изучения в философских и научных концепциях. 7. Синергетика и ее роль в понимании природы. 8. Биосфера и закономерности ее развития. Понятие ноосферы | 4/ 4* | 6/ 6* | |||||||
Раздел III. Философская антропология | |||||||||||
11, 12 | Философия сознания Проблема человека в философии и науке | 1. Проблема сознания и основные подходы к ее решению. 2. Проблема происхождения сознания. 3. Сознание и мозг. Проблема искусственного интеллекта. 4. Структура сознания. Сознание и язык. Проблема бессознательного. 5. Человек как предмет философского анализа. 6. Концепции антропогенеза. 7. Свобода и творчество как экзистенциальные характеристики человеческого бытия. 8. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества | 4/ 6* | 6/ 8* | |||||||
Раздел IY. Теория познания и философия науки | |||||||||||
13, 14. | Познание как предмет философского анализа. Наука и ее социокультурный статус. | 1. Специфика познавательного отношения человека к миру. 2. Познание как деятельность. Объект и субъект познания. 3. Чувственные и рациональные формы отражения реальности и их взаимоотношение. 4. Проблема истины. 5. Понятие науки. Наука как специфическая деятельность. 6. Предмет философской методологии. 7. Понятие метода. Соотношение метода и теории. Основные методы научного познания. 8.Понятие форм научного познания (факт, проблема, идея, гипотеза, теория). 9. Конструктивно-эвристическая роль философии в процессе перестройки оснований научного познания. | 6/ 8* | 8/ 10* | |||||||
Раздел V. Социальная философия | |||||||||||
15, 16, 17, 18, 19. | Основные проблемы и понятия социальной философии. Общество как саморазвивающаяся система. Философия политики и права. Философия культуры. Философия техники. | 1. Общество как объект философского анализа. Основные концепции социогенеза. 2. Формационный, цивилизационный, культурологический подходы к анализу истории общества. 3. Понятия политики, власти, права в социальной философии. Государство как социальный институт. Культурно-исторические основы идеологии белорусской государственности. 4. Сущность и признаки правового государства 5. Философия культуры: основные концепции и их особенности. 6. Глобальные проблемы современности и кризис техногенной цивилизации. 7. Современные футурологические модели и необходимость оптимизации стратегии человеческой жизнедеятельности в третьем тысячелетии. | 14/16* | 16/ 18* | |||||||
ИТОГО: | 64/82* | 90 108* | |||||||||
3. Учебно - методические материалы по дисциплине и литература
|
|
|
|
3.1.Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов, используемых в учебном процессе
1. Философия. Методические рекомендации для студентов первого курса заочной формы обучения/ Составитель проф. Осипов А.И.- Мн., 2002
2. Философия: Учебное пособие для студентов ИПП/ Сост. А.И. Осипов.- Мн.: ИПП, 2003.- 128с.
3. Кутузова Н.А. Основные направления философии XX в. Учебно- методическое пособие. - Мн., ИПП, 2005.
|
|
3.2. Основная и дополнительная литература
основная:
1. Введение в философию/ Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2003
2. Философия/ Под ред. В.К. Лукашевича - Мн., 2002
3. Философия/ Под ред. Н.И. Жукова. - Мн., 2000
4. Философия/ Под ред. Харина Ю.А.- Мн., 1999
5. Введение в философию: Учебное пособие/ Под ред. Ф.С. Файзуллина.- Уфа: УГАТУ, 1996.- 239 с.
6. Философия. В 2-х ч. Ч. 1: Философия в исторической динамике культуры [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. Я.С. Яскевич. - Мн.: РИВШ, 2004. - 314 с.
7. Философия. В 2-х ч. Ч. 2: Философия бытия, человека, общества [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. Я.С. Яскевич. -Мн.: РИВШ, 2004.-389 с.
8. Философия: учебное пособие для студентов вузов / В.С. Стёпин [и др.]; под ред. Я.С. Яскевич. - Мн.: РИВШ, 2006. - 624 с.
9.Философия в современном мире. Учебно-методический комплекс: учебное пособие для вузов / под ред. А.И. Зеленкова. - Мн.: издательский центр БГУ, 2005. - 215 с.
10. Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие с хрестоматийными извлечениями.- Мн.: Интерпрессервис-Экоперспектива, 2003.- 544с.
11. Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: учебное пособие/ В.В. Ильин, А.В. Машенцев. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
12. Канке В.А. Основные этапы философии: Электронный учебник.- 2001.- 117с.
13. Канке В.А. Философия: Электронный учебник.- М.: 2001.
14. Кисель Н.К. Тесты по философии для студентов вузов/ Н.К. Кисель, И.А. 15. Медведева, Е.И. Янчук; под ред. А.И. Зеленкова. -Мн: Мет, 2001. - 207 с.
16. Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь. Концептуальные основы.- 2-е изд., исправ. и доп.- Мн.: Тесей, 2003.- 240с.
17. Мельник В.А. Государственная идеология: Понятие, элементы, функции.- Мн.: Тесей, 2002
18. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселев С.А. Философия: Вопросы и ответы.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: ТетраСистемс, 2002.- 272с.
19.Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие для вузов.- М.: Высшая школа – Университет, 1997.- 448с.
20. Пигров К.С. Социальная философия: Пропедевтический курс лекций для студентов гуманитарных специальностей (элект.формат)
21.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для втузов.- М.: Гардарики, 2000.- 368с.
|
|
22.Суворова А.Н. Введение в современную философию: Учебное пособие (электр. формат)
23.Философия: Курс лекций (электр. формат)
24. Философия: ответы на билеты (элект.формат)
25.Философия: Учебная программа для высших учебных заведений.- Мн.: РИВШ БГУ, 2000.- 24с.
26. Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина., Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова - М.: 1996.- 432с.
27.Философский энциклопедический словарь.- М., 1994
28. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: Мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты: Учебно-методическое пособие для вузов.- Мн.: РИВШ БГУ, 2003.- 360с.
дополнительная:
1. Антология мировой философии: В 4 т.- М., 1969
2. Асмус В.Ф. Логика. - М., 1947
3. Бибихин А. Язык философии. - М., 1993
4. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII- XVIII вв). Формирование научных программ Нового времени.- М.,1987
5. Герменевтика: история и современность.- М., 1985
6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения.- М., 1980
7. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М.. 1986
8. Гуревич П.С. Философия культуры.- М., 1995
9. Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции- Мн., 1987
10. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т.- Л., 1991
11. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.- М., 1996
12. История восточной философии: Учебное пособие/ Под ред. М.Т. Степанянца.- М.: Институт философии РАН, 1998.- 122с.
41. История западноевропейской философии: Учебное пособие/ Под ред. Н.В. Мотрошилова.- М.: Институт философии РАН, 1998.- 203 с.
42. История русской философии: Учебное пособие/ Под ред. И.Н. Громова.- М.: Институт философии РАН, 1998.- 203с.
43. Короткая Т.П. Религиозная философия в Белоруссии начала 20 в.- Мн., 1983
44. Кутузова Н.А. Философская и политическая мысль Беларуси 16-18 веков: концепции и персоналии: учебное пособие для студентов ИПП- Мн.: ИПП, 2005.- 32с.
45. Козел А.А. История философской мысли в Беларуси (12-20 вв.): Учебное пособие.- Мн.: Академия МВД РБ, 1998.- 143с.
46. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. - М., 1982
47. Лосев А.Ф. Античная философия истории.- М.: Наука, 1977.- 147с.
48. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии (элект.формат)
49. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979
50. Мотрошилова Н.М. Социально- исторические корни немецкой классической философии.- М., 1990
51. Малыхина Г.И. Логика. - Мн., 2003
52. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь.- Мн., 1997
53. Нерсесянц В.С. Философия права.- М., 1997
54. Огородников В.П. Логика. СПб, 2004
55. Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности.- Мн., 1989
56. Памятники философской мысли Белоруссии 12-первой половины 18 веков/ В.В. Дубровский, М.В. Кашуба, С.А. Подокшин и др.- Мн.: Навука і тэхніка, 1991.- 319с.
57. Панарин А.С. Философия политики.- М., 1994
58. Папанасюк В.Ю. История зарубежной философии: Рабочий учебник.- М.: Современный гуманитарный университет, 2001.- 233с.
59. Философская библиотека: Подборка материалов (элект. формат)
60. Философия техники: история и современность.- М., 1997
61. Философия о будущем человечества.- М., 1990
62. Хрестоматия по философии: Учебное пособие/ Под ред. А.А. Радугина.- М.: Центр, 2001.- 426с.
63. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.- М., 1991
64. Чанышев А.И. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991
65. Чуешов В.И. Введение в современную философию.- Мн., 1998
66. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2004. - 120 с.
67. Яскевич Я.С. Аргументация в науке. - Мн., 1992
68. Яскевич Я.С., Кузнецова Л.Ф., Барковская А.В. Ценностные ориентиры современной науки и перспективы цивилизационного развития.- Мн., 1996
3.3. Примерная тематика докладов, рефератов, фиксированных выступлений к семинарским занятиям
К семинару № 1: Философия эпохи средневековья и Возрождения
Вопросы для дискуссии.
1. Теоцентризм и символизм средневекового мировоззрения.
2. Основные этапы развития средневековой философии.
3. Проблема соотношения веры и знания.
4. Социально-экономические и духовные предпосылки философии Возрождения.
5. Ренессансный гуманизм.
6. Натурфилософия позднего Возрождения.
Темы рефератов и докладов
"Проблема универсалий в средневековой схоластике";
"Патристика и ее влияние на западноевропейскую философию";
"Натурфилософия эпохи Возрождения";
"Гуманизм и антропоцентризм в философии и эстетике эпохи Возрождения".
К семинару № 2: Философия и национальное самосознание 1. Специфика и основные черты русской философии. (Философские воззрения западников и славянофилов; философская концепция всеединства; философия русского космизма; русская религиозная философия) 2. Философская мысль Беларуси: этапы и особенности. |
Темы рефератов и докладов.
"Традиции гуманизма в белорусской философской мысли";
"Философия и развитие белорусского самосознания".
К семинару № 3: Философия сознания. Проблема человека в философии и науке
1. Проблема сознания и основные подходы к ее решению.
2. Проблема происхождения сознания.
3. Сознание и мозг. Проблема искусственного интеллекта.
4. Структура сознания. Сознание и язык. Проблема бессознательного.
5. Человек как предмет философского анализа.
6. Концепции антропогенеза.
7. Свобода и творчество как экзистенциальные характеристики человеческого бытия.
8. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества
Темы рефератов и докладов
"Психоанализ: этапы и концепции",
"Философская антропология М.Шелера, А.Гелена и Г.Плеснера",
"Философия экзистенциализма".
К семинару № 4: Познание как предмет философского анализа. Наука и ее социокультурный статус.
1. Специфика познавательного отношения человека к миру.
2. Познание как деятельность. Объект и субъект познания.
3. Чувственные и рациональные формы отражения реальности и их взаимоотношение.
4. Проблема истины.
5. Понятие науки. Наука как специфическая деятельность.
6. Предмет философской методологии.
7. Понятие метода. Соотношение метода и теории. Основные методы научного познания.
8.Понятие форм научного познания (факт, проблема, идея, гипотеза, теория).
9. Конструктивно-эвристическая роль философии в процессе перестройки оснований научного познания.
Темы рефератов и докладов
"Проблема познаваемости мира",
"Наука в системе социальных ценностей".