Итоговый контроль: экзамен - 2 семестр


Кутузова Н.А.

Основные направления философии XX в.

Учебно- методическое пособие

Минск 2005

Содержание

Неокантианство с.3

Позитивизм и его исторические формы с.5

Традиции скептицизма в философии. Неоскептицизм с.12

Философия жизни с.15

Феноменология с.18

Герменевтика с.20

Экзистенциализм с.22

Прагматизм с.25

Мироззренческие основания синергетики с.27

Философская антропология с.31

Постструктурализм с.32

Постмодернизм с.34

Неотомизм с.39

Литература с.41

Предисловие

XX век вызвал к жизни множество философских течений, отражающих духовные поиски мира в условиях глубоких социально- экономических и политических потрясений. Философские направления XX в. принято называть собирательным термином "постклассическая философия". Важной особенностью новых направлений является их плюрализм, фрагментация проблемного поля философии, рефлексия идей предыдущего периода, поиск новых средств познания, новых типов реальности, в том числе виртуальной, языковой реальности и других. Напряженность философских исканий обуславливалась нарастанием глобальных кризисов как в самих основах человеческого существования, так и во взаимоотношениях человека и природы.

Реальность XX в. заставила со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории философии сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление философской антропологии, экзистенциализма, "философии жизни", задачей которых стало создание целостного "образа человека" в свете опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Новые исторические формы позитивизма своими методологическими и конкретно-научными исследованиями внесли серьезный вклад в развитие математической логики, семантики, оснований математики и логики науки. Неотомизм выдвинул принцип "гармонии разума и веры", а также использовал достижения наук для доказательства существования Бога. Прагматизм рассматривает философию не просто как размышление о мире, началах бытия и сознания, философия должна стать общим методом решения тех практических проблем, которые возникают ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях.

На рубеже третьего тысячелетия в философии возникают герменевтика, в центре которой стоит проблема понимания, постструктурализм - новая программа исследования социогуманитарного знания, неоскептицизм, основанный на гносеологическом плюрализме. Философия постмодернизма -- философия множественности, рассматривает мир как плюралистичный и фрагментарный. Картина мира в новейших философских направлениях основана на концепции симулякров, она лишена центра и периферии, основополагающих дискурсов, открывает безграничные возможности для реализации человеческой свободы. Синергетика как междисциплинарное направление и комплексная научная теория, основанная на идеях самоорганизации мира, приобретает сегодня статус нового мировоззрения.

НЕОКАНТИАНСТВО

Неокантианство - философское направление, основанное на сугубо идеалистическом толковании учения Канта. Возникло в 60-х годах XIX в. Его расцвет относится к 1890-1920-м годам, когда неокантианство господствовало в ряде немецких университетов, и распространилось во Франции, России и других странах. Зарождение неокантианства связано с провозглашением и обоснованием лозунга "Назад к Канту", который выдвинул философ Отто Либман в работе "Кант и эпигоны" (1865 г.). В 1865 г. вышла книга Фридриха-Альберта Ланге "Рабочий вопрос", где содержалась социальная программа неокантианства. Ланге доказывал, что социальная революция не тождественна политической революции. Он выступил против марксистской теории пролетарской революции. Ланге объявил сущностью предлагаемого им преобразования общества повышение нравственного и культурного уровня рабочего класса, его самовоспитание, усиление чувства собственного достоинства и т.д. Идеи Ланге легли в основу будущей программы лидеров II Интернационала.

В последующие десятилетия сформировались две основные школы неокантианства: марбургская и баденская.

Марбургская школа

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА - течение в неокантианстве, исходящее из трансцендентально-логического истолкования учения Канта. Основные представители - Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер. Представители марбургской школы считают неправомерной попытку философии стать учением о мире. Философия должна исследовать сам процесс научного познания, быть своего рода наукой о науке или наукоучением, логикой науки. Образцом науки является математика и физика. Процесс познания отождествляется с процессом логического конструирования объектов науки. Понятие истины теряет черты отражения объективной действительности. Истина целиком растворяется в процессе поиска того, что принципиально никогда не может быть найдено.

КОГЕН Герман (1842-1918) - немецкий философ, глава марбургской школы неокантианства. Основные работы: "Теория опыта Канта" и трилогия: "Логика чистого познания", "Этика чистой воли", "Эстетика чистого чувства". Сохраняя характерный для Канта приоритет практического разума, Коген утверждает примат этики над наукой в логическом отношении. Его теория "этического социализма" была популярна среди немецких социал-демократов.

Концепция "этического социализма" была применена к проблемам социал-демократического движения Эдуардом Бернштейном: он выдвинул тезис о фактической недостижимости социалистического идеала, который в философии Когена выступает в абстрактно-гносеологической форме. Понятие этики Коген сводит к понятию права. В области права Коген абсолютизирует понятие государства. Этическая личность сводится у Когена к абстракции юридического лица. В свою очередь высшая форма юридического лица - юридическая абстракция государства.

Коген развивает теорию социализма, для которой не создал ни экономического, ни политического, ни социологического обоснования, это этическое учение, движение к идеалу социализма бесконечно. Социализм всегда остается недостижимым, но движение к нему вечно. В этом смысле человек сам по себе есть цель, или самоцель. Коген считал, что только социализм придает личности ее истинное достоинство.

НАТОРП Пауль (1854-1924) - немецкий философ, ученик Когена. Наторп уделял большое внимание проблемам социальной педагогики, которая была связана с идеей "этического социализма". Основные работы Наторпа: "Логические основания точных наук", "Социальная педагогика".

КАССИРЕР Эрнст (1874-1945) - немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. Профессор (1919-33) и ректор (1930-33) Гамбургского университета. В начале своей деятельности занимался философскими проблемами естествознания, после 1920 г. создает оригинальную философию культуры. Главные работы: "Познание и действительность", четырехтомный труд "Проблема познания в философии и науке новейшего времени", трехтомная "Философия символических форм".

Баденская школа

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА (фрейбургская школа) - течение в неокантианстве, исходящее из "трасцендентально-психологического" истолкования учения Канта. Характерна ориентация на социальные науки. Основатели баденской школы - В.Виндельбанд, Г.Риккерт.

ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм (1848-1915) - немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. В трудах по истории философии ("История древней философии", 1888; "История новой философии",1880) рассматривал философские учения прошлого с кантианских позиций. Учение Виндельбанда о разделении наук оказало значительное влияние на философию, социологию и историографию.

В выступлении "История и естествознание" Виндельбанд предложил положить в основу классификации наук различие между науками не по предмету, а по методу: одни - науки о законах, другие - науки о событиях. Первые учат тому, что всегда имеет место, последние - тому, что однажды было. Первый тип мышления Виндельбанд называет "номотетическим" (законополагающим). Второй тип- "идиографическим" (описывающим особенное). Это различие лежит в основе разницы между естествознанием и историей. Но целостное познание должно строиться на основе этих двух методов.

РИККЕРТ Генрих (1863-1936) - немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Основные работы: "Границы естественнонаучного образования понятий", "Философия истории".

Метод естествознания Риккерт называет "генерализующим" (обобщающим), метод истории - "индивидуализирующим". Логически они диаметрально противоположны и взаимно друг друга исключают. История, по Риккерту, возможна как наука в силу того, что наряду с природой существует культура как особый объект или особая сфера опыта. Для характеристики культурных объектов, определения их специфики по сравнению с природными объектами, Риккерт вводит понятие " ценность " (или смысл), которое является важнейшим в его философии культуры, в философии истории и логике исторических наук. Именно это понятие дает принцип, с помощью которого историк отделяет "существенное" от "несущественного".

Философия как наука начинается там, где кончается сфера чистой действительности, и на первый план выступают проблемы "ценности". В концепции Риккерта в иерархии ценностей высшее место принадлежит религии.

Вопросы к теме

Кто выдвинул лозунг "Назад к Канту"?

Назовите основоположников неокантианства.

Как рассматривается цель философии в работах представителей марбургской школы?

В чем суть концепции "этического социализма" и кто ее автор?

Какой принцип лежит в основе классификации наук в концепции В. Виндельбанда?

Как рассматривается цель и назначение философии в работах представителей баденской школы?

ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ПОЗИТИВИЗМ (от латин. positivus - положительный) – философское направление, основанное на утверждении, что подлинное знание может быть получено лишь научным путем, а философское исследование реальности не имеет права на существование. "Позитивная наука" противопоставляется философии, которую позитивисты понимают как метафизику. О.Конт поставил своей задачей создание философии нового типа - позитивной философии.

Позитивизм О.Конта, Д.Милля, Г.Спенсера.

Представители первой формы позитивизма XIX века - О.Конт, Дж. С.Милль, Г.Спенсер.

КОНТ Огюст (1798-1857) - французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. В 1817-1822 был секретарем Сен-Симона, затем - экзаменатором Политехнической школы в Париже. Основные сочинения Конта: "Курс позитивной философии" (1830), "Система позитивной политики" (1851-54). Главное произведение О.Конта "Курс позитивной философии" в шести томах издавалось в 1830-1846г.г., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, позитивной философии. Конт обосновывал свое учение классификацией наук, "законом трех стадий" развития человеческого познания, а также созданием науки об обществе - социологии.

"Закон трех стадий", согласно Конту, определяет этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии. Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего развития, человек объясняет все явления вмешательством сверхъестественных сил. Вторая стадия - метафизическая. Объяснение явлений мира основывается на псевдотеориях о различных выдуманных первосущностях, которые якобы даны человеку априорно. Третья стадия, по Конту, - позитивная, где основную роль играет позитивное знание, которое дают науки. Универсальным методом приобретения знаний является наблюдение, поэтому суть позитивной науки состоит в описании. Главной же функцией науки, по Конту, является предвидение.

Конт формулирует "энциклопедический закон" классификации наук, согласно которому науки дифференцируются в зависимости от их предмета и от характера их содержания. Классификация, предлагаемая Контом, выглядит следующим образом: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социальная физика (социология), мораль. Образцом науки для Конта является естествознание. Методы и приемы естествознания позитивисты переносят на общественные и гуманитарные науки, специфика которых не учитывается.

Конт стремится создать "позитивную" науку об обществе - социологию (сам этот термин - его изобретение). Социология Конта представлена в трех разделах: учение об условиях существования общества (в нем рассматриваются основные социальные институты - семья, государство, церковь, при этом базовой ячейкой общества Конт считает семью), учение об изменении социальных систем ("социальная динамика"), программа социального действия. Представление об общественном прогрессе является ведущим в "социальной динамике" Конта. Развитие и здесь совершается по "закону трех стадий". Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной: здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка. Начало XIX века - рождение "позитивной" стадии, превращение "позитивной философии" в универсальную религию.

МИЛЛЬ Джон Стюарт (1806-1873) - английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. Основное сочинение Милля "Система логики" (1843), в которой логике дается психологическое обоснование. Источником нового позитивного знания, по Миллю, является индуктивное рассуждение. В политической философии Милль прославился защитой буржуазного индивидуализма и либерализма, представительного правления. Его очерк "О свободе" в англоязычных странах считается классическим и переиздается до сих пор.

СПЕНСЕР Герберт (1820-1903) - английский философ и социолог, основоположник органической школы в социологии, которая рассматривает общество по аналогии с живым организмом. Для учения Герберта Спенсера было характерно соединение основных принципов позитивизма с идеей эволюции. Эволюция, согласно Спенсеру, является всеобщим элементом опыта, который дает возможность понять любые явления. Этика основана на идеях утилитаризма и гедонизма.

Позитивизм Э.Маха и Р.Авенариуса.

"Вторым позитивизмом" называется философское учение, воспринявшее ряд основных идей Конта, Милля и Спенсера, но создавшее на их основе другой вариант позитивистской философии. Основателями "второго" позитивизма (махизма, эмпириокритицизма) были: Э.Мах, Р.Авенариус.

МАХ Эрнст (1838-1916) - австрийский философ и физик, ему принадлежит ряд важных физических исследований. Философские работы Маха получили широкую известность в конце XIX - начале XX вв. благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической физики.

АВЕНАРИУС Рихард (1843-1896) - швейцарский философ, один из основоположников эмпириокритицизма. Центральное понятие философии - опыт, основное учение - о "принципиальной координации" ("без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта").

Второй позитивизм не только сохранил установку первого позитивизма на то, что действительным знанием является содержание положительных наук, но и усилил этот тезис. Была поставлена задача отбора материала и критериев научности. Программа "очищения опыта" стала важнейшим составным элементом философии эмпириокритицизма. При этом "опыт" эмпириокритики рассматривали исходя из неразрывной связи субъекта с объектом, их принципиальной координации.

Анализируя опыт, эмпириокритики вводят понятия "элементов опыта", т.е. его составных частей. "Элементы опыта", согласно эмпириокритикам, являются нейтральными, но человек, познавая мир, стремиться разделить их на физические и психические, субъективные и объективные. Такой подход эмпириокритики признают неправильным и предлагают "очищение опыта" на основе "принципа экономии мышления" (Мах). "Экономное мышление" рассматривается как "чистое описание", тем самым эмпириокритицизм проявил себя как радикальный философский эмпиризм.

Неопозитивизм

Неопозитивизм - третья форма позитивизма. В структуре неопозитивизма выделяется логический позитивизм и лингвистическая философия. С 50-х годов понятие неопозитивизм заменяется понятием аналитическая философия, частью которой является лингвистическая философия.

Логический позитивизм - течение, возникшее в 20-х годах XX века на основе Венского кружка, основным объектом изучения в рамках этого течения является логический анализ языка науки. Логический позитивизм возник на основе идей Б.Рассела, Л. Витгенштейна и был развит в трудах участников Венского кружка, в который входили М.Шлик, Р.Карнап, Х.Рейхенбах и др.

РАССЕЛ Бертран (1872-1970) - английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель, создатель концепции логического атомизма и основоположник философии логического анализа. Большое место в его трудах занимает разработка философских вопросов математики. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1950).

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (1889-1951) - австрийский философ, логик и математик. В "Логико-философском трактате" (1921) выдвинул концепцию логического анализа языка. Взгляды Витгенштейна, нашедшие выражение в его труде "Философские исследования" (опубл. в 1953), оказали влияние на развитие лингвистической философии.

ШЛИК Мориц (1882-1936) - австрийский философ и физик, основатель Венского кружка. Шлик одним из первых сформулировал принцип верификации, занимался проблемами философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности) и этики.

КАРНАП Рудольф (1891-1970) - немецко-американский философ и логик. Предметом философии науки считал анализ структуры естественнонаучного знания, а основные понятия науки пытался объяснить с помощью аппарата математической логики. Участвовал в Венском кружке.

РЕЙХЕНБАХ Ганс (1891-1953) - немецкий философ и логик. Статистическую интерпретацию вероятности применил к логике и теории познания. Собственный вариант многоязычной логики, построенной как специальный случай вероятностной, использовал для интерпретации логико-философских проблем квантовой механики.

Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает математическая логика. Все суждения, которые когда-либо высказывались людьми, логические позитивисты делят на два взаимоисключающих класса: осмысленные высказывания, т.е. те, которые могут быть выражены в логически совершенном языке, и бессмысленные высказывания, в которых нарушаются правила логики. Осмысленные высказывания делятся на аналитические (высказывания логики и математики), которые не несут содержательной информации, и синтетические (все положения опытных наук). Вопрос об истинности высказываний может решаться двумя способами: путем логического анализа их языковой формы без обращения к фактам, и через непосредственное или опосредованное сопоставление их с данными чувственного опыта. Верификация высказывания (проверка его истинности) заключается в получении конечного числа высказываний, фиксирующих данные наблюдений (множества так называемых протокольных предложений), из которых логически следует данное высказывание.

Философия для неопозитивистов - аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий, методом философии является формальная логика.

В 20-30-х годах неопозитивисты опирались на редукционистскую модель научного знания, согласно которой все теоретические положения конкретных наук полностью редуцируемы (сводимы) к протокольным, т.е. к эмпирическому базису. Однако впоследствии неопозитивистами была выдвинута гипотетико-дедуктивная модель научного знания, по которой: научные обобщения - по сути гипотезы, их выдвижение - психологический процесс, а процесс выбора, принятия теории происходит чисто логически путем сравнения с фактами.

В 50-60-х годах господствующей идеей неопозитивизма стала идея не логического анализа языка науки, а анализа естественного разговорного языка, которая была реализована в лингвистической философии.

Лингвистическая философия, философия обыденного языка - течение аналитической философии. Получила развитие в Великобритании и США в 30- 60-х годах. Идейными истоками являются философия "здравого смысла" Дж. Мура и взгляды Л.Витгенштейна. Лингвистические неопозитивисты выступили против культа научного знания, отстаивали "естественное" отношение к миру, выраженное в обыденном языке.

МУР Джордж (1873- 1958)- британский философ, автор тезиса о независимом существовании реальности и ее познаваемости. Философия "здравого смысла" основана на убеждении в том, что объекты ложных суждений не существуют как факты. Истина должна состоять в соответствии суждения факту, а задача философии - анализировать природу суждений. В этике просматривается близость идеям интуитивизма.

Постпозитивизм

Постпозитивизм - философское направление 1960-70-х годов, которое выступает против неопозитивистского понимания задач методологического анализа науки. Основными представителями постпозитивизма являются: К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд, С.Тулмин.

ПОППЕР Карл Раймунд (1902-1994) - английский философ и социолог. Свою философскую концепцию - критический рационализм, теорию роста научного знания, фальсификационизм - построил как антитезу неопозитивизму. Проблема демаркации - понятие философской концепции К.Поппера, ее суть состоит в отделении научного знания от ненаучного, и эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии. Методом демаркации Поппер считал принцип фальсификации, который был предложен в противовес неопозитивистскому принципу верификации. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, которое относится к науке. Принцип фаллибилизма - принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. Теория "трех миров" - теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.

ЛАКАТОС Имре (1922-1974) - английский философ науки, представитель методологического фальсификационизма - направления в англо-американской философии науки, ориентирующегося на изучение закономерности развития научного знания. Концепцию И.Лакатоса можно охарактеризовать с помощью следующих основных понятий: научно-исследовательская программа; "жесткое ядро" исследовательской программы; "защитный пояс" гипотез; гипотеза ad hoc; положительная и негативная эвристики.

Научно- исследовательская программа - центральное понятие философии науки Лакатоса, которая предполагает исследование роста "зрелой" (развитой) науки как смену исследовательских программ, связанных между собой. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" (структурный элемент программы, включающий ее условно неопровергаемые фундаментальные допущения) и "защитный пояс" гипотез (структурный элемент программы, состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность "жесткого ядра" программы от опровержений). По Лакатосу, "защитный пояс" гипотез может быть частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами. Гипотеза ad hoc - в методологии научно-исследовательских программ Лакатоса - гипотеза из "защитного пояса", относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая "жесткое ядро" программы от определенного контрпримера. Положительная и негативная эвристики - понятия методологии Лакатоса, обозначающие перспективные или негативные пути дальнейшего исследования. Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской программы можно выделить 2 основные стадии - прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии "положительная эвристика" активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание. Однако в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется, ее "положительная эвристика" теряет эвристическую мощь, в результате чего возрастает число ad hoc гипотез.

КУН Томас Сэмюэл (род.1922) - американский историк и философ науки, один из лидеров исторической школы в методологии и философии науки. Наиболее известна работа "Структура научных революций" (1963), где была предложена концепция исторической динамики научного знания. Для концепции Т.Куна характерны следующие основные понятия: парадигма, дисциплинарная матрица, нормальная наука, задачи-головоломки, несоизмеримость парадигм.

Парадигма - основное понятие концепции исторической динамики научного знания Т.Куна. В основе развития науки лежит конкурентная борьба между научными сообществами. Парадигма - определенная модель научной деятельности, совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок. Понятие "дисциплинарная матрица" в основном тождественно понятию парадигмы.

Нормальная наука - понятие концепции Куна, которое обозначает период господства некоторой парадигмы. Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий" (проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, и наступает новый "нормальный" период, таким образом, весь процесс повторяется заново. Решение з адач-головоломок, по мнению Куна, способствует постепенному накоплению научного знания. Несоизмеримость парадигм - тезис концепции Т.Куна, утверждающий, что невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Кун утверждает, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Ученые работают "внутри парадигмы", "видят мир" сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. Кун отрицает преемственность в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.

ФЕЙЕРАБЕНД Пол (род.1924) - американский философ, представитель философии науки. Концепцию П.Фейерабенда, названной им "эписте-мологическим анархизмом", можно кратко охарактеризовать с помощью следующих понятий: принцип пролиферации теорий, плюрализм в методологии науки, анархизм в методологии науки.

Принцип пролиферации (размножения) теорий - принцип методологической концепции П.Фейерабенда, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать новые теории, несовместимые с существующими. Создание альтернативных теорий будет способствовать их взаимной критике, и ускорять развитие науки. Плюрализм в методологии науки необходим для развития науки. Соединение у Фейерабенда плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий в итоге порождает анархизм, согласно которому каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. По Фейерабенду, деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки иррационально, и наука ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии. Поэтому следует освободить общество от "диктата науки", отделить науку от государства и предоставить науке, мифу, магии, религии одинаковые права.

ТУЛМИН Стивен Эделстон (род.1922) - американский философ, представитель постпозитивистского течения в англо-американской философии науки. Концепцию С.Тулмина характеризуют следующие понятия: стандарты рациональности и понимания, матрица понимания, концептуальные популяции.

Стандарты рациональности и понимания - основное понятие в концепции С.Тулмина. По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. Рациональность научного знания, по Тулмину, есть соответствие принятым стандартам понимания. Стандарты рациональности меняются с изменением научных теорий непрерывного процесса отбора концептуальных новшеств. Матрица понимания - еще одно понятие из концепции С.Тулмина. По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. То, что не укладывается в "матрицу понимания", считается аномалией, устранение которой (т.е. улучшение понимания) выступает как стимул эволюции науки. Концептуальные популяции - понятие из концепции С.Тулмина, который рассматривает содержание теорий не как логические системы высказываний, а как своеобразную популяцию понятий. Согласно Тулмину, основные черты эволюции науки сходны с дарвиновской схемой биологической эволюции. Содержание концептуальных популяций (аналог биологических видов) подвержено изменению, что влечет за собой изменение методов и целей научной деятельности; возникновение концептуальных новшеств балансируется процессом критического отбора (аналог биологической мутации и селекции). Этот двойственный процесс приводит к заметному изменению лишь при определенных условиях (аналог выживания или вымирания видов в борьбе за существование); сохраняются те концептуальные варианты, которые лучше адаптируются к требованиям интеллектуальной среды.

Вопросы к теме

Назовите основоположника позитивизма?

Как О.Конт называл позитивную науку об обществе?

Что такое "эмпириокритицизм"?

Объясните суть принципа "экономии мышления".

Что такое "верификация"?

Каков основной метод философии в неопозитивизме?

Назовите и объясните основные понятия постпозитивизма.

ТРАДИЦИИ СКЕПТИЦИЗМА В ФИЛОСОФИИ.

НЕОСКЕПТИЦИЗМ.

Скептические мотивы в истории философской мысли обнаружили себя уже в глубокой древности. Основателями скептицизма принято считать древнегреческого мыслителя Пиррона из Элиды, его ученика Тимона, Гекатея Абдерского и учителя Эпикура Навсифана. Их скепсис не самоцель, а средство обретения душевного покоя. Общепринятые ценности и стереотипы человеческого существования рассматриваются ими всего лишь как "наваждение". Идеи скептицизма были восприняты в платоновской Средней Академией в лице Аркесилая и Новой Академии в лице Карнеада Киренского. Их академический скепсис был более радикален, он отрицал возможность адекватного познания и стал близок агностицизму. Лишь в I веке до нашей эры Энесидем из Кносса возродил скептицизм как самостоятельное направление. В начале нашей эры его последователями были Агриппа и Менодот. Последним скептиком стал Секст Эмпирик. На протяжении следующих тысячи семисот лет можно встретить лишь скептические мотивы, отдельные скептические идеи в контексте других систем: Пьер Абеляр, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Агриппа Неттесхеймский, Мишель Монтень, Жан Боден, Пьер Шаррон, Пьер Бейль, Рене Декарт, Вольтер, Дени Дидро, Дэвид Юм, Иммануил Кант, позитивисты – вот далеко не полный список выдающихся мыслителей, отдавших дань скептицизму.

Скептицизм является одним из фундаментальных направлений философии, он никогда не замыкался в чистой теории, а выступал как практическое учение. Древние скептики отрицали возможность объективного критерия истины, поскольку для выбора критерия необходим критерий выбора. Скептики разрабатывали условия, соблюдение которых повышает вероятность знания, доставляемого наблюдением и экспериментом. Но главные принципы поведения выводились древними скептиками из их основной идеи: если мы ничего не можем сказать о нашей жизни, значит, мы ни к чему не можем стремиться и ничего не будем избегать. Поэтому мудрец должен быть невозмутим и бесстрастен, и такого рода внутреннее состояние Пиррон называл блаженством. Но Пиррон считал возможным и необходимым искать истину.

Недоступность истины и равносильность различных мнений – это основа скептицизма. Однако если древний скептицизм был пассивен, то скептицизм XVII-XVIII вв. активен. Если нет возможности адекватно познать мир, значит, надо сделать все, чтобы эту возможность получить. Формула активности в рамках нового скепсиса такова: мы не знаем, чего мы достигнем и к чему надо стремиться, поэтому сделаем все, чтобы получить возможность это узнать. Д. Юм обнаружил недоказуемость представления о причинности, созерцая столкновение бильярдных шаров. В соответствии с лучшими традициями скептицизма Юм не утверждал и не отрицал объективного существования причинности, но полагал, что оно недоказуемо: то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, и не похоже на нее. И. Кант называл свою систему скептическим идеализмом и сделал вывод, что многие необходимые представления, заложенные в человеческом разуме, даны до всякого опыта (априорны) и, более того, являются условием самого этого опыта. Но, вместе с тем, человек должен развиваться и расширять границы своего познания. Достижение цели в познании происходит в условиях полной неопределенности: человек живет затем, чтобы узнать, зачем он живет.

Скептицизм может вести к отрицанию науки и религии, но, с другой стороны, убеждение в истинности науки или религии может повлечь за собой отрицание философии. Позитивизм, например, есть отрицание философии на почве уверенности в непогрешимости научного знания. Мистицизм религиозного и квазирелигиозного происхождения ведет также к отрицанию философии и вообще всякого рационального взгляда на мир. Успехи науки XX в., как это ни странно, помогли создать не лишенную внешней убедительности теорию паранормальных явлений. Эти явления связываются с влиянием человека на энергетическое состояние окружающего нас космического вакуума и с обменом особыми видами энергии с этим вакуумом. Взаимосвязь человека и Космоса является основой многих древних религий и философских систем. Все идеи мистиков, космистов почерпнуты оттуда, но широко используют современную научную терминологию, придавая наукообразный вид квазирелигиозным и паранаучным верованиям.

Неоскептицизм как целостное мировоззрение, методология и исследовательская практика существует с 70х годов XX в. В 1976 г. был основан международный Комитет по научному исследованию паранормальных явлений (CSICOP), который сейчас имеет подразделения почти во всех странах мира. Комитет объединяет ученых разных специальностей, в том числе и философов, на общей скептической платформе, которая допускает, что в мире может существовать все, что не противоречит законам природы. Существует также направление "Деятельного скептицизма" в России. Российское гуманистическое общество существует с 1995 года, имеет многочисленные региональные отделения, издает журнал «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов». Материалы журнала являются источником информации по философии, психологии и педагогике гуманизма и свободомыслия. В структуре Общества – Центр исследований и Центр образования. Среди членов Общества и авторов журнала академики В.Л.Гинзбург, Н.Н.Моисеев, Г.И.Абелев, Э.П.Кругляков, профессора С.П. Капица, Ю.Н.Ефремов, М.Н. Грецкий, В.С.Хазиев, Д.И.Дубровский, В.А.Кувакин, З.А.Тажуризина, А.Ф. Зотов, Н.Н. Воронцов, В.А. Бочаров, В.А. Ляшенко, Ю.В. Тихонравов.

"Новые скептики" высказываются за необходимость экспериментального подтверждения любой гипотезы и независимого повторения экспериментов в любой точке земного шара. Они работают над популяризацией своих достижений путем разработки и внедрения в учебный процесс образовательных учреждений разного уровня и профиля учебных пособий, новых образовательных технологий, которые побуждают студента (ученика) к самостоятельной интеллектуальной и экспериментальной работе. "От интерпретаций и компиляций к первоисточнику (либо явлению)!"- так можно сформулировать суть нового скептицизма.

Последовательный скептицизм не принимает на веру представлений о причинности. При этом он является целостной жизненной позицией, содержащей оригинальные практические рекомендации относительно нравственных, социальных и политических проблем. Скептики не могут доказательно судить о том, существует ли необходимая связь между поступками и их результатами, равно как и том, какова вообще эта связь. Любое действие рассматривается как риск.

Современный скептицизм диктует равно относиться ко всем возможным версиям – ни одной из них не верить, но ни одну и не отвергать. Каждая версий имеет равное право на существование, любая может оказаться истинной, так же как и ложной. Сомнение - сущность скептицизма, означает, что нельзя однозначно соглашаться с каким-либо суждением, но при этом нельзя однозначно отвергать. Скептицизм не утверждает, что окончательную истину найти невозможно, а основывает свои суждения на уверенности в том, что она пока не найдена, но надо искать ее.

Последовательный скепсис диктует совершать преимущественно те поступки, результат которых наиболее предсказуем. К таковым относятся, в первую очередь, те, которые сами в себе уже содержат некий искомый результат. Жизнь сама по себе должна иметь ценность даже в том случае, если цели, преследуемые этой жизнью, окажутся либо ложными, либо недостижимыми. Поэтому следует совершать поступки, которые ведут к желаемому результату кратчайшим способом. Это значит не столько упрощение планов, сколько переориентацию их на самих себя. Конечная цель человека – это некое гармоничное состояние (блаженство, счастье, нирвана, комфорт и т.п.). Поэтому следует, прежде всего, работать над собой, направлять свои усилия на самих себя, а уже потом на внешнюю реальность. Следуя скепсису, индивид должен развивать свои познавательные способности и преодолевать свою ограниченность, чтобы увеличить свои шансы сделать правильный выбор.

Последовательный скепсис диктует также необходимость координировать свой опыт с чужим опытом и свою деятельность с деятельностью других людей. Критическое сопоставление своей точки зрения с как можно большим числом иных точек зрения увеличивает шансы найти истину. Главной сферой внимания неоскептиков являются способы развития и изучения разных форм познания (магия, генная инженерия, медитация, интуиция).

Современные скептики, как и их предшественники, пытаются преодолеть недостоверность и односторонность знания, а также использовать все разнообразие форм и средств познания. Истинны только сами переживания и опыт скептика. Таким образом, скептика можно даже назвать творцом особой скептической реальности, которая является альтернативой для общепринятых стереотипов. Скептик умышленно создает "поле неопределенности" ("истина где-то рядом"), ситуацию игры, диалога. В конечном итоге скептический научный и творческий поиск обогащает определенные отрасли науки и культуры, создавая новые стереотипы, которые, в свою очередь, также будут развенчаны скептиками.

Принципами нового скептицизма стали: терпимость к любым заявлениям (любая версия может оказаться истинной), самосовершенствование, особенно в отношении развития познавательных способностей, отказ от стереотипов, активная жизненная позиция, критическое отношение к себе и к чужому опыту и высказываниям, а также демократизм.

Вопросы к теме

Назовите этапы развития скептицизма и охарактеризуйте их.

Назовите основные принципы неоскептицизма.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Философия жизни - иррационалистическое философское направление конца XIX - начала XX веков, главным понятием которого является "жизнь". "Жизнь" выступает здесь как некая интуитивно понимаемая целостная реальность. "Философия жизни" не является однородным течением, а скорее совокупностью концепций. Биологически-натуралистическое толкование жизни характерно для последователей Ницше. Философия истории и культуры в рамках философии жизни (Дильтей, Зиммель, Шпенглер) исходит из утверждения о том, что непосредственное внутреннее переживание раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. "Пантеистический" вариант философии жизни связан с истолкованием жизни как некой космической силы, "жизненного порыва" (Бергсон).

Наибольшего влияния философия жизни достигла в первой четверти XX века. В дальнейшем она растворяется в других направлениях философии XX века. Основными представителями философии жизни являются: В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер.

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833-1911) - немецкий историк культуры и философ. Представитель философии жизни, основоположник понимающей психологии. Задача философии, по Дильтею, состоит в том, чтобы "понять жизнь" исходя из нее самой. В связи с этим Дильтей выдвигает метод "понимания", который противопоставляет методу "объяснения", применимому в "науках о природе". Понимание по отношению к культуре прошлого выступает как метод интерпретации, названный Дильтеем герменевтикой. Гуманитарное знание, в том числе и историческое, Дильтей называет науками о духе и противопоставляет их наукам о природе. Понимание жизни является достоверным, но интуитивным; понимание же природы - это предметное знание, содержащее рациональное объяснение, основанное на логических категориях. Но понимание природы гипотетично и не является достоверным.

Универсальную методологию изучения жизни Дильтей нашел в описательной психологии, которая, по его мнению, лишь достоверно описывает переживаемые человеком душевные состояния, потаясь вскрыть причинную связь психических явлений. Основа метода описательной психологии - понимание. Следовательно, решению многих проблем может служить герменевтика, которая, по мнению Дильтея, может дать возможность реконструировать и восстановить реальность прошлого на основании документов, источников, исторических памятников и произведений, запечатлевших эту историческую реальность. Герменевтика у Дильтея становится универсальным методом философии. Задачи философии Дильтей сводит к герменевтической расшифровке "знаков" таинственной "жизни".

ЗИММЕЛЬ Георг (1858-1918) - немецкий философ и социолог. Разрабатывает преимущественно проблемы философии культуры. "Жизнь" понимает как процесс творческого становления, постигаемый интуитивно. По мнению Зиммеля, переживание "жизни" объективируется в многообразных формах культуры.

БЕРГСОН Анри (1859-1941) - французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. В 1900-1914 - профессор Коллеж де Франс; с 1914 - член Французской академии. Лауреат Нобелевской премии (1927). Бергсон утверждал в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, сущность которой может быть постигнута только с помощью интуиции. Жизнь - это некий метафизический, космический процесс, "жизненный порыв" или "творческая эволюция". Понимание "жизни" ускользает от человека, так как обычно мы пытаемся познать ее интеллектуальными средствами, по мнению Бергсона, это похоже на попытку зачерпнуть воду решетом. Теоретическая реконструкция "жизни" невозможна. Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью интуиции. Философскую концепцию Бергсона называют интуитивизмом. Интуицию Бергсон противопоставляет интеллекту, считая, что при помощи интеллекта люди способны лишь "расчленять" мир, познавая его фрагменты. Интуиция же, непосредственное знание - переживание дает целостную картину мира.

В работе "Длительность и одновременность" Бергсон анализирует физическое понятие времени и "качественное, живое время" и приходит к выводу о том, что "сущностью" мира является "качественное, живое" время, которое радикально отличается от механическо-физического времени.

Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им "творческой эволюцией". В своей последней крупной философской работе "Два источника морали и религии" Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа морали: закрытая и открытая. "Закрытое общество" возникает на основе принуждения с целью сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры. "Открытое общество" должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из "духовного порыва", раскрывающего перед избранными личностями мир свободы и любви.

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) - немецкий философ, представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного успеха главного труда "Закат Европы" (1918-1922). Значительное влияние на Шпенглера оказала философия Ницше. Шпенглер рассматривает историю как совокупность циклов, которые проходит вся культура. Она совершает предназначенный ей судьбой цикл рождения, расцвета и умирания. Западная культура, согласно Шпенглеру, вступила в последнюю стадию этого процесса и близится к своей гибели. Культуры трактуются Шпенглером как "организмы", каждому из которых отмерен определенный срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.

Исходным понятием для Шпенглера, как и для всей философии жизни, является понятие "жизнь", под которым Шпенглер понимает некое творческое жизненное начало. История, по Шпенглеру, это само живое бытие. Понять исторический процесс, усвоить уроки истории могут лишь избранные, а большинству остается только воспринимать их переживания- откровения.

Вопросы к теме

Назовите представителей философии жизни.

Назовите "универсальный метод" философии в концепции В.Дильтея.

Назовите основоположника интуитивизма.

Как может быть постигнута сущность жизни по А.Бергсону?

Как Бергсон назвал свою концепцию развития?

Какие Бергсон выделил типы общества и морали?

В чем суть философии культуры О.Шпенглера?

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Феноменология- направление в современной философии. Основатель - Э.Гуссерль, последователи М.Мерло - Понти, М.Дюфрен и другие. Главная мысль - возможность описания спонтанной смысловой жизни сознания, а также неразрывность и нередуцируемость (несводимость) человеческого сознания и предметного мира.

ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859 – 1938) – немецкий математик, логик и философ. Первая его книга "Философия арифметики" была написана в 1891 году. "Картезианские размышления" – это последняя из опубликованных при его жизни книг, в которой подводятся итоги философского пути. Феноменология - это философский метод или философская система, предложенная Гуссерлем в его работе «Логические исследования», которую он опубликовал в трех томах с 1900 по 1913 года. Термин «феноменология» уже использовался в философских кругах с 1700 года. Тогда он означал абстрагирование сознания и опыта от реальности, а также он обозначал исторические исследования в области самоосознания, начиная от первичных чувств и заканчивая разумной мыслью. Тем не менее, именно Гуссерль придал феноменологии форму, которая существует и в настоящее время. Он определил феноменологию как философский метод для изучения сущностей и акта введения этих сущностей в повседневный опыт. Он считал ее трансцендентальной философией, которая имеет дело лишь с тем, что остается после редукции. Он называл эту редукцию словом epoche, что означает заключение мнений в скобки или откладывание суждений.

" Назад к предметам " - девиз Гуссерля, когда он говорил о каких-либо философских или научных предметах. Для того чтобы вернуться к предметам, Гуссерль предполагал вводить в любой философский предмет, в виде его целостной части такую редукцию, которая утверждала бы существование мира до того, как начинается рефлексия. Он предполагал феноменологию как метод достижения живого опыта, как он возникает во времени и пространстве, это попытка напрямую описать опыт так, как он происходит, без остановки для определения его происхождения и объяснения его причин.

Гуссерль показал, что, во-первых, то, о чем говорится, нетождественно тому, что утверждается (равноугольный и равносторонний треугольник: один и тот же объект имеет разные значения); во- вторых, переживание значения возможно вне коммуникации, следовательно, языковое выражение нетождественно значению; в- третьих, нет тождества между значением и наглядным образом.

"Значение предмета" в понимании Гуссерля, есть " ноэма " (от греч.:"noema" - "мысль"), т.е. предметное содержание мысли. Один и тот же предмет, например, "конь", может иметь в различных высказываниях различные, даже противоположные, смыслы (значения): 1) конь - это Пегас, крылатый конь, который родился из туловища Медузы Горгоны, после того, как Персей отсек ей голову; 2) конь - это и любой конь, даже кляча. Различные смыслы могут быть не только у общих понятий, таких, как "конь". У единичного понятия "Пегас" также можно выявить различные смыслы, например: 1) Пегас - это конь поэтов, потому что он смог ударом копыта выбить источник на Геликоне - месте обиталища муз; 2) Пегас - это конь, подносящий Зевсу, на Олимп, молнии и гром.

Лозунг "Назад, к предметам!" обозначает, что наука должна пользоваться только "очищенными" понятиями о предметах. Понятие о предмете должно быть очищено от причинно- следственных связей с другими предметами, отделено от целей человека. Понятие о предмете - это и есть совокупность признаков предмета, причем признаков существенных и необходимых. Эти фиксируемые в понятии признаки представляют собой свойства исследуемых предметов, их способности вступать в определенные отношения с другими предметами. Исходной и фундаментальной характеристикой сознания является предметность. Сознание предметно потому, что оно интенционально (intentio - стремление), т.е. направлено на предмет.

Феноменология фиксирует многообразные способы смыслоформирования: от простой констатации пространственно- временного положения объекта до рассмотрения идеальных объектов и смысловых основ культуры.

МЕРЛО-ПОНТИ Морис (1908–1961), французский философ, выдающийся представитель феноменологической школы. Важнейшие идеи Мерло-Понти были высказаны еще в его диссертациях – "Структура поведения" (1942) и "Феноменология восприятия" (1945). Анализ ключевых феноменов поведения и восприятия служит Мерло-Понти поводом для разработки новой феноменологии тела, использующей не только идеи Гуссерля, Шелера и Хайдеггера, но и представителей гештальтпсихологии (В.Кёлер), медицинской антропологии (Э.Штраус), невропатологии (К.Гольдштейн), теории поведения (Ф.Бётендейк).

Феноменология тела Мерло-Понти основана на утверждении, что тело не есть ни чистое сознание, ни естественная, природная вещь, оно между природой и культурой. Феномены человеческой жизни – прикосновения руки, слова, искусство – являются и естественными, и искусственными. Смысл, проявляющийся в телесном поведении, характеризуется незаконченностью, многозначностью и неопределенностью. Поэтому он зависит от наших ответов на его запрос и развертывается в диалоге с миром.

В 1950-е годы акценты в творчестве Мерло-Понти смещаются в сторону структурной феноменологии. Под влиянием структурной лингвистики и структурной антропологии философ приходит к концепции непрямого характера смысла. Смысл возникает только между знаками. Это означает, что не только старое и новое, но и чужое и собственное, чужая речь и собственная речь тесно связаны друг с другом.

Последние работы Мерло-Понти были посвящены искусству: "Око и дух" (1961), "Видимое и невидимое" (1964). Завершающим этапом интеллектуальной эволюции Мерло-Понти стало создание непрямой (косвенной) онтологии. В видимом напоминает о себе порядок невидимого, в сознании есть темное, несознаваемое пятно. Дальность и отсутствие, невидимое и неслышимое вписаны в видимый и слышимый мир. Задача феноменолога – с помощью слов делать явным то, что ускользает от взгляда и прикосновения.

ДЮФРЕН Микель (р. 1910)- французский философ и эстетик. Использовал феноменологический метод Гуссерля для анализа искусства и эстетического опыта. Основная работа "Феноменология эстетического опыта" (1953), в которой была исследована специфика художественно- эстетического отношения человека к миру и чувственного смыслового уровня субъективности.

Вопросы к теме

Как называется философское направление, целью которого является описание смысловой жизни сознания?

Что, по мнению феноменологов, отражается в сознании?

Как правильно звучал лозунг феноменологии?

Кто является основоположником феноменологии? Назовите представителей феноменологии.

Какой вклад внесла феноменология в теорию познания?

Каковы возможности использования феноменологического метода в философии искусства?

ГЕРМЕНЕВТИКА

Герменевтика- теория и практика истолкования текстов; течение в современной философии. По своему первоначальному определению герменевтика есть искусство изъяснять и передавать информациюпутем интерпретации. Герменевтика названа по имени Гермеса, "переводчика" и интерпретатора божественных посланий. Герменевтика связана с языковыми явлениями, переводом с одного языка на другой и, значит, с отношениями между языками. Поскольку переводить с одного языка на другой можно лишь тогда, когда понятен смысл сказанного, его можно заново выстроить в среде другого языка. Подобное языковое явление предполагает в качестве предварительного условия понимание. Всякое истолкование того, что подлежит пониманию другими, имеет языковой характер. В этом широком смысле герменевтика вбирает в себя эстетику. Герменевтика близка языку искусства, который предполагает "увеличение" смысла, которое происходит при восприятии произведения.

Герменевтика как теоретико-методологическая концепция была обоснована в рамках историко-филологической науки конца XVIII века. Основы герменевтики как теории интерпретации заложили Ф.Шлейермахер, В. Дильтей. Трансформация герменевтики в философию стала возможной благодаря феноменологии. Сознание в концепции феноменологии является полем смыслов, отсюда и возможность их интерпретации. Герменевтический круг - одно из основных понятий, обозначающее циклический характер понимания: для понимания целого необходимо понимание частей и наоборот.

Основные представители: М.Хайдеггер, Г.Г.Гадамер, П.Рикер и другие. Метод герменевтики используется в различных концептуальных направлениях: "философии жизни", экзистенциализме, структурализме (постструктурализме), психоанализе и др.

ГАДАМЕР Ганс Георг (1900- 2002)- основоположник философской герменевтики, ученик М.Хайдеггера. Основные работы: "Истина и метод" (1960), ряд специальных работ, посвященных герменевтике - "Философия и герменевтика", "История понятий как философия", "Язык и понимание", "Семантика и герменевтика", "Актуальность прекрасного", "Эстетика и герменевтика".

Концепцию герменевтики Гадамера невозможно изложить в строгой логической конструкции. В его работах нет четкого определения философской герменевтики или определения содержания герменевтического метода. "Истина и метод" посвящена демонстрации того, что нет и не может быть метода, обеспечивающего истину. Особенностью философского стиля Гадамера является вытеснение утвердительной формы вопросительной. В его сочинениях много вопросов и почти никогда нет прямых ответов. Ответы, по его мнению, может дать только жизнь.

Традиционно основной целью герменевтики считалось проникновение интерпретатора текста в мир его творца (в идеале перевоплощение в последнего). Задача заключается, таким образом, в преодолении барьера, отделяющего одну культурную ситуацию от другой. В герменевтике Гадамера дистанция, разделяющая "настоящее" и "прошлое", "свое" и "чужое" подлежит продумыванию. Вывод Гадамера состоит в том, что основной герменевтической процедурой является не перемещение, а "применение". Дело заключается не в том, чтобы отождествить себя с автором и тем самым преодолеть дистанцию между его и своим опытом, а в том, чтобы применить опыт автора к себе. Таким образом, термины "продумывание и понимание" у Гадамера являются главными. В течение жизни человек накапливает опыт, большую часть которого составляет опыт, наработанный другими поколениями, вносит свой вклад в этот коллективный опыт через тексты. Гадамер отличает тексты, всегда допускающие интерпретацию, во-первых, от антитекстов, которые осмысленны, если их обсуждают. Например, иронические тексты, понимание которых предполагает, что известны определенные культурные системы значений, являются такими несамостоятельными сущностями. Во-вторых, он отличает тексты от псевдотекстов, которые не передают никакого смысла, а являются чисто риторическим фигурами. И, в-третьих, он дисквалифицирует как предтексты разного рода мечты и идеологические утверждения, которые означают нечто другое и противоположное тому, что они говорят.

Передача опыта от поколения к поколению осуществляется благодаря языку. Понимание этого языка - главная задача философии и способ существования человека.

РИКЕР Поль (р.1913)- французский философ, представитель религиозной феноменологической герменевтики. Центральное понятие в его философии - личность. Личность он рассматривает как творец всей человеческой культуры. Цель философии должна состоять в разработке метода понимания человеческой субъективности. П.Рикер предлагает "регрессивно- прогрессивный метод", суть которого состоит в понимании человека сквозь призму его прошлого, настоящего и будущего. Изначальным условием человеческого опыта П.Рикер считает язык, выраженный в культурном творчестве. Язык символичен. Задача герменевтики состоит в интерпретации этих символов и анализе культурных текстов.

Вопросы к теме

Назовите представителей философской герменевтики.

Назовите и объясните основные понятия герменевтики.

В чем состоит главная задача философии с точки зрения герменевтики?

В чем сущность "регрессивно- прогрессивного метода" П.Рикера?

Каков метод поиска истины по Г.Гадамеру?

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Экзистенциализм (от латин. существование), или философия существования - иррационалистическое направление современной философии, возникшее после I-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс) и в период II-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, Камю). В 40-50-х гг. и позже получил распространение в других европейских странах, в 60-х - также и в США. Предметом изучения является человек, его проблемы, трудности, существование. Философская программа экзистенциализма строится на признании уникальности человеческой личности, противоречии между внутренним миром человека и окружающей средой, одиночества человека, бессмысленности жизни, поиска человеком своего "я" и внутреннего выбора.

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) - немецкий философ-экзистенциалист. Основные работы: "Бытие и время" (1927), "Основные проблемы феноменологии" (1927), "Бытие и истина" (1933-1934).

В "Бытии и времени" Хайдеггер определяет свой метод как герменевтическую феноменологию. Понятие феномена Хайдеггер противопоставляет понятию явления, утверждая, что феномен по своему значению изначальнее, чем явления. Явление указывает на нечто, лежащее за ним - сущность, а феномен - на самого себя. Феномен - цель познания, его познание - непосредственное интуитивное. Такой философский метод ближе к художественному способу рассмотрения мира, чем к научному. Хайдеггер настаивает на том, что истинное мышление не руководствуется принципом очевидности, а определяется как "вслушивание", "прислушивание".

Понятия, посредством которых описывается структура бытия человека, Хайдеггер именует экзистенциалами. Структуру человеческого бытия в ее целостности Хайдеггер обозначает как заботу. Она представляет собой единство трех моментов: "бытия-в-мире" (модус прошлого), "забегания вперед" (модус будущего) и "бытия-при-внутримировом-сущем" (модус настоящего). В зависимости от временных модусов Хайдеггер различает два способа существования человека - подлинный и неподлинный. Для неподлинного существования характерны следующие черты: перевес моментов настоящего; "мир вещей" заслоняет от человека его конечность; бытие целиком поглощено своей средой, предметной или социальной; возникает объективный взгляд на личность, феномен усредненности: "средний", простой человек ставится на место действительного человека и принимается за такового; индивиды полностью "взаимозаменяемы". Подлинное существование, по Хайдеггеру, характеризуется следующими чертами: перевес моментов будущего; направленность к смерти; осознание человеком своей историчности, конечности и свободы; бытие достижимо только перед лицом смерти.

Неподлинное существование, по Хайдеггеру, влечет за собой также неподлинный способ философствования - метафизику. Метафизика трактуется им как источник всей современной европейской культуры и современного уклада жизни, основа современной науки и техники, современного искусства. Метафизика - это, по Хайдеггеру, такое восприятие окружающего мира, при котором любая действительность воспринимается как нечто предметное.

" Домом бытия ", по Хайдеггеру, является язык. Язык живет в поэтических произведениях. Хайдеггер стремился разрушить понятийный способ мышления, он считал, что не научное мышление, не логика понятий, а поэтические символы могут открыть доступ к бытию.

ЯСПЕРС Карл (1883-1969) - немецкий философ-экзистенциалист, психиатр. Основные работы: "Общая психопатология" (1913), "Психология мировоззрений" (1919), "Истоки истории и ее цель" (1952).

По мнению Ясперса, человека необходимо рассматривать как экзистенцию. Важным понятием философии Ясперса является свобода. Экзистенция для него - это и есть свобода. Вступление в экзистенциальную коммуникацию является условием свободы личности. Экзистенциальная коммуникация дает возможность быть понятым, услышанным и является критерием, по которому свободу и экзистенцию можно отличить от произвола и своеволия. Коммуникация - это и способ отличения истины от иллюзии. Истина находится в коммуникации. Ясперс придерживался принципа множественности истин. Коммуникативный характер истины Ясперс непосредственно связывает с е


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: