• учить Дашу подражать движениям и действиям
взрослого: ходить по прямой дорожке за коляской,
мячом;
• учить ударять по мячу ногой из положения стоя;
• учить подниматься по лестнице и спускаться с нее,
попеременно поднимая ноги;
• учить бросать мячи в цель (в корзину). При затруд
нениях используются совместные действия взрос
лого с ребенком.
Подвижные игры выполняются по подражанию действиям взрослого: «Лошадки», «Котята», «Зайчики
прыгают», «Догони мяч», «Птички полетели», «Проползи через палатку», «Пройдем по камушкам», «Спустись с горки».
Познавательное развитие.
Сенсорное воспитание: развивать ориентировку на свойства и качества предметов.
Развивать ориентировку на форму:
• учить различать кубик от шарика: шарики собирать на поднос, а кубики складывать в коробку; закрывать коробочки разной формы соответствующими к ним крышками (игра «Спрячь игрушки»);
Развивать ориентировку на величину (выбор из двух):
•учить накрывать коробки крышками разных размеров: «Спрячь шарики»; складывать матрешки, кубики-вкладыши, пользуясь методом проб.
|
|
Ознакомление с окружающим. Учить Дашу обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: в доме обращать внимание, где стоят предметы, например телевизор: «Вот телевизор включили, а теперь — выключили». Обращать внимание на лампу: «Вот включили, огонек горит. А теперь выключили, нет огонька — темно». «Вода в кране, включили — вода льется, выключили — воды нет. Дверь открыта — можно войти, дверь закрыта — нельзя войти». Выбирать определенные игрушки по показу («Выберем все колечки», «Расставим матрешек», «Соберем мячики в корзину»). Выделять из нескольких предметов одежду, посуду («Покажи, где твоя тарелка, ложка. Покажи, где твоя куртка»).
На прогулке учить ходить за коляской; катать мяч и ходить за ним. Обращать внимание на явления природы: солнышко светит — тепло; дождик идет — вокруг мокро; ветер дует — холодно; на животных — птицы, собаки, кошки.
Развитие речи и навыков общения. Продолжать формировать эмоциональное общение с близкими взрослыми, формировать активный эмоциональный отклик на происходящее: проводить игры «Ку-ку»,
«Кто там за дверью? Там папа! Кто под платочком? Там тетя!»
• Учить выполнять определенные действия: напри
мер, «ручки хлопают, ножки топают», игра «В ямку
бух», «Сорока» и т. д.
•учить подражать движениям губ — «пи-пи-пи», «му-му», «ам-ам, «ду-ду», улыбаться — делать трубочку (повторить за взрослым); «спрятать язычок — нет язычка, высунуть язычок — вот он», щелкать язычком; учить звукоподражанию и словам (при этом ребенок держит игрушку);
|
|
• учить понимать и произносить слова: стой, иди, не
падай, пить, пока, туда, вот, там; так, идем, хочу,
нет, вода; каша; Ляля.
Формирование предметно-игровых действий.
• учить выполнять предметно-игровые действия с иг
рушками: «Кати-лови», «Покачаем куклу», «Уло
жи спать мишку», «Заинька, баиньки», «Машина
поехала», «Машина би-би», «Ах, какой хороший»
(обыгрывание мягкой игрушки), «Успокой лялю»,
«Споем деткам песенку», «Колыбельная для Ванеч
ки», «Я люблю свою лошадку», «Баю-бай, засы
пай»;
• на занятиях целесообразно выполнять два вида дей
ствий: предметно-практические действия с предме
тами и предметные действия, выполняемые ребен
ком по речевой инструкции;
• учить удерживать предмет в руках более продолжи
тельное время (до 5 мин);
• выполнясь 2—3 элементарных действия с игруш
ками по речевой инструкции «возьми, дай, держи,
кати, лови, брось, принеси».
Элементарные предметно-игровые манипуляции и действия с игрушками.
Задания: «Разбери пирамидку», «Собери матрешку», «Сложи кубики», «Построй башню», «Прокати шарик», «Надень колечко», «Налей водички», «Пусти рыбку в аквариум», «Опусти игрушки в сосуд». «Построй дорожку» (выкладывание из крупной мозаики одного цвета), «Волшебные кирпичики» (выкладывание дорожки из кирпичей), «Закрой коробочку»»
«Накрой кастрюлю крышкой», «Поставь грибочки на место», «Собери грибы», «Посади елочки».
Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.
Лепка — лепить прямыми движениями («Баранки»), учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.
Рисование — развивать интерес к рисованию. Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти). Выполнять задания совместно со взрослым — дорисовывать веревочку к шарику, иголки для ежика, веточки для вишенок, палочку для лопатки и т. д. Учить рисовать клубок.
Конструирование — взрослый строит из разного материала (кирпичиков, палочек, кубиков) лесенку и обыгрывает ее. Затем предлагает ребенку действовать по подражанию.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Индивидуальная беседа с мамой о необходимос
ти включения родителей в коррекционно-воспитатель-
ный процесс; просмотр видеозаписей занятий педаго
га-дефектолога с ребенком; беседа педагога-дефекто-
лога о значимости целенаправленных занятияй для
психофизического развития ребенка (указывается вре
мя и дата).
2. Наблюдение матери за проведением индивидуаль
ного занятия педагога-дефектолога с Дашей; анализ
содержания занятия (какие игры использовались, их
цель, задачи, что удалось добиться, а какие задания
надо повторить дома), анализ педагогических приемов
работы с ребенком.
3. Посещение родителями лекций на темы:
• «Значение режима дня в жизни ребенка». В ходе лекций педагог раскрывает следующие вопросы: как лучше организовать режим прогулки, занятий и отдыха малыша в семье, как развивать самостоятельные действия ребенка в процессе выполнения режимных моментов (указывается время и дата проведения);
•«Роль предметно-развивающей среды в развитии ре
бенка раннего возраста». В лекции будут освещены
следующие вопросы: что такое предметно-развива
ющая среда; значение игрушки для общения ребен
ка со взрослым; как организовать предметно-разви
вающую среду в семье; просмотр видеозаписей о
предметно-развивающей среде для детей раннего
возраста; демонстрация развивающих игрушек
(указывается время и дата проведения).
•«Значение общения в жизни и развитии ребенка ран
него возраста». В ходе лекции раскрываются следую
щие вопросы: виды общения, их роль в психическом
развитии ребенка, когда и как организовать общение
взрослого с ребенком в условиях семьи, как органи
зовать общение взрослого с ребенком на прогулке,
нужно ли ребенку общение с другими детьми. Лек
ция сопровождается просмотром видеозаписей.
|
|
Приложение 4 Примерные конспекты музыкальных занятий
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1. «Как у наших, у ворот...»
Взрослый весело поет русскую народную песню «Как у наших, у ворот...» и, придерживая малыша сзади или держа за руку, помогает ему приближаться и удаляться от другого взрослого, стараясь вызвать радостные эмоции.
«Погремушечка, греми...»
Взрослый гремит «букетом» из ярких погремушек и напевает на мелодию русской народной песни «Как под горкой» следующие слова:
Погремушечка, греми, Наших деток весели! Громко, громко греми, Наших деток весели!
В паузах рассыпает их, вызывая у ребенка желание взять игрушку. Помогает малышу действовать погремушкой под веселую песню.
«Хлоп, хлоп по ладошечке»
Малыш с помощью воспитателя протягивает руки ладонями вверх к музыкальному педагогу. Педагог легко похлопывает по ладошкам малыша, напевая на мелодию русской народной песни «И кумушка, и голубушка» следующие слова:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп по ладошечке, Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп, моя крошечка!
Далее малыш с помощью воспитателя может похлопывать по ладоням музыкального педагога.