Глава II. Договор имущественного страхования 5 страница

Безусловно, выгодоприобретатель по договору имущественного страхования, как всякий субъект гражданского права, должен быть правоспособным лицом, и как всякое третье лицо - живым. Когда юридическое лицо ликвидировано, а физическое лицо умерло, они не могут занимать место выгодоприобретателя в заключаемом договоре страхования, эту функцию могут выполнить другие юридические и физические лица, имеющие соответствующий страховой интерес, с учетом которого и может быть заключен договор имущественного страхования с участием этого выгодоприобретателя. Только при действии договора личного страхования в случае смерти лица, застрахованного по договору (выгодоприобретателя), в котором не назван иной выгодоприобретатель, наследники умершего лица могут быть признаны новыми выгодоприобретателями (п. 2 ст. 934 ГК РФ).

Понятие "застрахованные лица" применимы лишь к сфере личного страхования (ст. 934 ГК РФ), когда по договору личного страхования страховщик обязуется за страховую премию выплатить страховую сумму в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или названного в договоре гражданина (застрахованного лица). Только в ст. 955 ГК РФ, регулирующей замену застрахованного лица, речь идет о возможности появления такой фигуры, как застрахованное лицо по договору страхования риска ответственности лица за причинение вреда, когда вместо страхователя застрахована ответственность иного лица.

Таким образом, по существу застрахованными лицами могут выступать все лица (страхователи, выгодоприобретатели, иные лица), имеющие интерес к страховому риску и к страховому событию и участвующие тем или иным образом в конкретном страховом договорном правоотношении, за исключением фигуры страховщика.

Страховщиками могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законом порядке. Они осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), инвестируют активы, определяют размер убытков (ущерба), производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия <1>. Как указано в ст. 938 ГК РФ, заключать договоры страхования в качестве страховщика могут юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Предъявляемые к страховым организациям требования, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законодательством о юридических лицах, о страховании и лицензионной деятельности.

--------------------------------

<1> См.: Статья 6 Закона о страховании.

Самым распространенным участником страховых отношений со стороны страховщиков, безусловно, являются коммерческие страховые организации, т.е. организации, преследующие в силу ст. 50 ГК РФ основную цель своей деятельности - извлечение прибыли. В отличие от многих других коммерческих организаций они обладают (наравне с коммерческими унитарными предприятиями и некоторыми другими коммерческими организациями) специальной правоспособностью и призваны заниматься на основании лицензии лишь страховой деятельностью, т.е. деятельностью для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования. Страховая деятельность <1> относится к разновидности коммерческой деятельности, т.е. самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности в сфере страхования (перестрахования), направленной на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Однако предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность <2>.

--------------------------------

<1> Как отмечено в п. 2 ст. 2 Закона о страховании, страховая деятельность (страховое дело) - это сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

<2> См. подробнее: Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. М., 2003. С. 236 - 242; Она же. Правосубъектность юридического лица. М., 2005.

В конечном итоге, страховая предпринимательская деятельность имеет следующие особенности по сравнению с общепринятой предпринимательской деятельностью, вытекающие из страхового законодательства: 1) лицензирование каждого вида страхования; 2) наличие государственного контроля со стороны уполномоченного федерального органа исполнительной власти; 3) осуществление страховой деятельности организациями, имеющими специальную правоспособность (правосубъектность), и не обладающими правом заниматься иным видом предпринимательской деятельности; 4) деятельность страховых организаций связана с формированием страховых органов, средства которых могут размещаться страховыми организациями в приносящие доходы активы; 5) переложение убытков от страхования на всех участников страхования; 6) страховая деятельность связана с принятием страховыми организациями на себя самых различных рисков <1>.

--------------------------------

<1> См.: Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2005. С. 740 - 741.

Страховые организации (как, впрочем, и унитарные предприятия, банки, иные кредитные организации) не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. В случае совершения таких сделок они являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 9.

Большинство коммерческих страховых организаций выступают на рынке страховых услуг в форме акционерных обществ <1>. Реже в роли страховщиков участвуют общества с ограниченной ответственностью, а иные организационно-правовые формы практически не применяются <2>. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) <3> особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения таких акционерных обществ определяются специальными федеральными законами, и согласно п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 18 ноября 2003 г. N 19 "Об акционерных обществах" <4> необходимо иметь в виду, что специальные нормы законодательства и иных правовых актов, касающиеся акционерных обществ, названных в пунктах 3 и 4 ст. 1 Закона об акционерных обществах, действуют лишь в части, регулирующей перечисленные в законе и Гражданском кодексе РФ особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения. Во всем остальном на эти общества распространяется действие Закона, включая содержащиеся в нем нормы о гарантиях и способах защиты прав акционеров, о порядке проведения общего собрания акционеров, формирования других органов управления общества <5>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право" (том 4) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

<1> Крупнейшей страховым акционерным обществом открытого типа является Ингосстрах (САО "Ингосстрах"), осуществляющий все виды страхования и перестрахования как в Российской Федерации, так и за границей. Он представляет собой мощный страховой комплекс (концерн) в числе общепризнанных страховых компаний мира. См. подробнее: Гражданское право: В 2 т.: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2005. Т. 2. Полутом 2. С. 156; Российская государственная страховая компания "Росгосстрах" также создана в форме открытого акционерного общества. См.: Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1992 г. N 76 "О создании Российской государственной страховой компании" // СП РФ. 1992. N 7. Ст. 37.

<2> Ю.Б. Фогельсон отмечает, что нет прямых правовых запретов для хозяйственных товариществ, унитарных предприятий и производственных кооперативов выступить в роли страховых компаний при соблюдении ими соответствующих условий страхования. См.: Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М., 2002. С. 180.

<3> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; N 25. Ст. 2956; 1999. N 22. Ст. 2672; 2001. N 33. Ч. 1. Ст. 3423; 2002. N 12. Ст. 1093; N 45. Ст. 4436.

<4> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004. N 1.

<5> Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" в настоящее время не действует.

Так, согласно п. п. 1 - 3 ст. 25 Закона о страховании страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного настоящим законом минимального размера уставного капитала. В свою очередь, минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и следующих коэффициентов: - для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктом 2 п. 1 ст. 4 настоящего Закона; 1 - для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктом 2 п. 1 и (или) пунктом 2 ст. 4 настоящего Закона; 2 - для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктом 1 п. 1 ст. 4 настоящего Закона; 2 - для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 п. 1 ст. 4 настоящего Закона; 4 - для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием. Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода. Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.

Оценивая вышеизложенные правовые нормы, М.И. Брагинский совершенно справедливо замечает, что такие меры публично-правового характера в отношении частных организаций - страховщиков вызваны доверительным (фидуциарным) характером страховых правоотношений, аккумулированием денежных средств страхователей у страховщиков, озабоченностью государства в сохранении финансовой устойчивости этих видов коммерческих организаций, выполняющих большую социальную функцию публичного характера, включающую в себя как публичные, так и частные интересы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 527.

Страховые резервы и собственные средства страховщика <1> должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности. Правовому режиму страховых резервов, как средств обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию, в Законе о страховании посвящена специальная статья (ст. 26), согласно которой страховые резервы формируются для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщиками в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат. Страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования. Страховая организация вправе формировать фонд предупредительных мероприятий в целях финансирования мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев.

--------------------------------

<1> Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль (п. 2 ст. 25 Закона о страховании).

Закон о страховании требует от страховщиков соблюдения установленных настоящим Законом и нормативными правовыми актами органа страхового регулирования положений о финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" <1> предусматривает отдельные особенности банкротства страховых организаций, установленные в ст. ст. 180 - 186 этого Закона. Эти особенности относятся к особенностям рассмотрения дел о банкротстве страховой организации, о продаже имущественного комплекса страховой организации, о праве требования страхователей в случае банкротства страховых организаций, об удовлетворении требований кредиторов третьей очереди.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Так, согласно ст. 183 комментируемого Закона при рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью. Заявление о признании страховой организации банкротом может быть подано в арбитражный суд должником, конкурсным кредитором, уполномоченным органом.

Согласно ст. 184 Закона о банкротстве продажа имущественного комплекса страховой организации может быть осуществлена в ходе внешнего управления по правилам, предусмотренным ст. 110 настоящего Закона, и с учетом требований федеральных законов, регулирующих страховую деятельность. При проведении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом. Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования. В случае продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления к его покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил на дату принятия указанного решения, прекращаются, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 184 Закона о банкротстве. Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, прекратившимся по вышеизложенным основаниям, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, если иное не предусмотрено федеральным законом. Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать осуществления страховой выплаты (ст. 185 Закона о банкротстве).

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке: в первую очередь - требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования; во вторую очередь - требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования; в третью очередь - требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования, в том числе требования, предусмотренные п. 2 ст. 185 настоящего Закона; в четвертую очередь - требования иных кредиторов. Требования кредиторов, обеспеченные залогом имущества должника, удовлетворяются в порядке, установленном ст. 138 настоящего Закона (ст. 186 Закона о банкротстве).

Анализируя законодательство о банкротстве страховых организаций, можно сделать вывод о том, что оно направлено на гарантированную защиту имущественных прав (интересов) страхователей.

Некоммерческие организации могут в рамках п. 3 ст. 50 и п. 2 ст. 298 ГК РФ заниматься страховой деятельности, но лишь в целях взаимного страхования в форме обществ взаимного страхования, так как согласно п. 2 ст. 968 ГК РФ этими обществами могут быть только некоммерческие организации <1>.

--------------------------------

<1> К сожалению, до настоящего времени не принят закон о взаимном страховании, на который ссылается п. 2 ст. 968 ГК РФ и который более подробно регулировал бы особенности правового положения обществ взаимного страхования.

В настоящее время правом быть страхователем могут обладать не только российские, но и иностранные организации. Тем не менее российский законодатель посчитал необходимым предусмотреть некоторые ограничения для проникновения иностранного капитала на российский страховой рынок.

Так, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам <1> (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование объектов личного страхования, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций <2>.

--------------------------------

<1> Иностранными инвесторами в данном случае признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, инвестиции на территории Российской Федерации в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации (п. 3 ст. 6 Закона о страховании).

<2> Изложенные ограничения не распространяются на страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) на день вступления в силу Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 204-ФЗ, если при этом осуществление соответствующих видов страхования разрешено им лицензиями, выданными до указанного дня (Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. N 204-ФЗ).

В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49% <1>.

--------------------------------

<1> Указанный выше размер (квота) рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций.

Страховая организация обязана получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ. В указанном предварительном разрешении не может быть отказано страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), или имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, или становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) не будет превышен при их совершении.

Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.

Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, могут открывать свои филиалы на территории Российской Федерации, участвовать в дочерних страховых организациях после получения на то предварительного разрешения органа страхового надзора <1>.

--------------------------------

<1> Все изложенные ограничения не распространяются на страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) государств - членов Европейских сообществ, являющихся сторонами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г., или имеющие долю таких иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49% (п. 5 ст. 6 Закона о страховании).

Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации, а лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Спецификой правового положения страховщиков и их страховой деятельности является и то, что их деятельность контролируется антимонопольными органами с позиции соблюдений норм Федерального закона от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" <1>, в соответствии с которыми в состав финансовых услуг вошли и страховые услуги. Этим Законом предписано признавать недействительными сделки, направленные на ограничение конкуренции на рынке соответствующих услуг. Федеральным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления запрещено препятствовать деятельности финансовых организаций на рынке финансовых (страховых) услуг, устанавливать правила, ограничивающие потребителям право выбора исполнителей услуг, необоснованно препятствовать созданию новых организаций.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3174.

По обоснованному выводу М.И. Брагинского, к числу специфических черт страховой деятельности страховщиков, их правового положения относятся также стремление российского законодателя ограничить право отдельных категорий страховщиков заключать, в частности, определенные договоры имущественного страхования, невозможность изъятия средств страховых резервов страховщиков в федеральный бюджет <1>.

--------------------------------

<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 529 - 531.

Как уже отмечалось, страховая деятельность осуществляется на основе лицензии. Осуществление страховой деятельности без соответствующей лицензии запрещено. Необходимо подчеркнуть, что лицензия выдается для страхования определенной группы рисков, и осуществление, например, страхования имущества при наличии лицензии на страхование предпринимательского риска недопустимо. Для этого требуется самостоятельная дополнительная лицензия по страхованию риска сохранности (порчи) имущества. Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденные Приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 18 мая 1994 г. N 02-02/08 (в дальнейшем - Условия) <1> предусматривали до принятия второй части ГК РФ такие виды имущественного страхования, прилагаемые к лицензии, как страхование средств наземного транспорта, средств воздушного транспорта, средств водного транспорта, страхование грузов, страхование финансовых рисков. К страхованию ответственности Условия относили страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование гражданской ответственности перевозчика, страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности, страхование профессиональной ответственности, страхование ответственности за неисполнение обязательств, страхование иных видов гражданской ответственности. Получение лицензии необходимо как для страхования, так и для перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности.

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. N 11.

Как известно, в настоящее время Закон о страховании предусматривает следующие виды имущественного страхования (и тем самым соответствующие лицензии для этих видов страховой деятельности): страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта); страхование средств железнодорожного транспорта; страхование средств воздушного транспорта; страхование средств водного транспорта; страхование грузов; сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных); страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования; страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств; страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта; страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта; страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта; страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты; страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг; страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам; страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору; страхование предпринимательских рисков; страхование финансовых рисков (п. 1 ст. 32.9).

Порядок (условия) предоставления, действия и отзыва лицензий на ведение страховой деятельности предусмотрен ст. ст. 32, 32.1 - 32.8 Закона о страховании, Условиями лицензирования страховой деятельности. Безусловно, лицензионные нормы, содержащиеся в этих нормативно-правовых актах, должны корреспондироваться с нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с последующими дополнениями и изменениями) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.

Так, статьей 32 Закона о страховании предусмотрено, что для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора: 1) заявление о предоставлении лицензии; 2) учредительные документы соискателя лицензии; 3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица; 4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии; 5) сведения о составе акционеров (участников); 6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере; 7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит; 8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии <1>; 9) сведения о страховом актуарии; 10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим законом, с приложением образцов используемых документов; 11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок; 12) положение о формировании страховых резервов; 13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: