Всякого повествования.
Однако именно синтагматический аспект раскрывает
Наиболее глубинные различия между художественным и нехудожественным
Повествова-нием.
Повествовательный нехудожественный текст может быть рассмотрен как
иерархия синтагматических структур. Закономерности последовательности
фонем, морфо-грамматических элементов, частей предложения, предложений и
сверхфразовых единств могут быть рассмотрены для каждого случая отдельно как вполне самостоятельная проблема. При этом каждый уровень имеет
вполне самостоятельную имманентную организацию. Одновременно каждый
низший уровень по отношению к следующему за ним более высокому будет
выглядеть как формальный, а этот более высокий выступит в качестве его
содержания. Так, если мы рассматриваем уровень последовательности морфем
В тексте, фонемная структура будет выступать перед нами как чисто
Формальное построение, содержанием которого окажется развертывание
грамматически значимых элементов. Для сюжетного построения
|
|
нехудожественного типа вся сумма фонологических, грамматических,
Лексических и синтаксических (в пределах предложения) упорядоченностей
Оказывается формальной. В качестве содержательного, то есть значи-мого,выступает последовательность сообщений на фразовом и суперфразовом уровне.
Как только мы переходим к художественному повествованию, все эти
Закономерности оказываются смещенными.
Дело в том, что в нехудожественном повествовании организация планов
Выражения и содержания строится так, что первый подвергается предельной
Автома-тизации: он не несет информации, представляя со-бой выполнение
Заранее известных закономерностей. (87) Предполагается, что слушающий
Рассказ на русском языке, получая информацию об определенных собы-тиях,о самом языке никакой информации не получает. Язык сообщения дан обоим участникам коммуникации заранее. Пользование им настолько
Автоматизировано, что, при правильном употреблении языка, он дела-ется
абсолютно незаметным, "прозрачным" для инфор-мации.
Между тем в художественном сообщении самый язык несет информацию. Выбор
того или иного вида организации текста оказывается непосредственно
зна-чимым для всего объема передаваемой информации.