Специфика деятельности менеджеров определяется сущностью управления как деятельности, которая направлена на постановку целей и объединение усилий множества сотрудников для их своевременного и эффективного достижения.
Под процессом управления понимают осознанную целенаправленную деятельность человека, при помощи которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды [3]. Процесс управления может проистекать в технической, государственной, социальной, хозяйственной и др. сферах.
Для обозначения процесса управления в настоящее время часто используется понятие менеджмента. Исследователи выделяют ряд подходов к данному понятию [5]:
·непосредственно сам процесс принятия управленческих решений;
·учебная дисциплина;
·высшее руководство компании;
·сама наука и искусство управления;
·процесс управления конкретным видом деятельности;
·общность научных знаний и практического опыта в данной сфере и др.
С точки зрения практической реализации менеджерами предпринимательских и управленческих функций возможно рассмотрение данного процесса в двух плоскостях:
|
|
·управление предприятием, функционирующим в рыночных условиях, которое связано с необходимостью принятия самостоятельных управленческих решений;
·управление самостоятельным видом деятельности, которое не всегда предполагает открытие предприятия и руководство своими подчиненными (например, концертный менеджмент).
На данный момент исследователи не пришли к единому мнению по поводу того, самостоятельная ли наука - менеджмент, есть ли у него собственный предмет изучения или он только интегрирует положения других наук, практический опыт менеджеров и личное искусство каждого.
В процессе управления прослеживаются три аспекта [2]:
·институциональный (объект и субъект управления);
·функциональный (процесс осуществления управление и его влияние на субъект);
·инструментальный (при помощи чего происходит управление).
Таким образом, суть деятельности менеджера предприятия заключается в реализации им определенных целей, выполняющих главные задачи в процессе управления:
·сравнение реальной ситуации с желаемой;
·руководящие требования к действиям;
·направления принятия решений;
·методы и средства контроля.
Под функциями менеджера понимается определенный вид управленческой деятельности, который согласован с принципами организации работы и производится специальными приемами и способами.
Исследователи выделяют пять основных функций менеджмента и, соответственно, менеджера [3]:
·планирование;
·организация;
·мотивация;
|
|
·координация;
·контроль.
Менеджер может оказывать воздействие на коллектив двумя основными способами: принуждением (заставляет коллектив выполнять то, что от него требуется) и побуждением (коллектив практически сам выполняет требуемое по причине своей заинтересованности).
Исследователи выделяют в деятельности менеджера следующие методы управления:
· регламентирующие (в данную группу методов входят организационные и административные методы управления);
Данная группа методов формирует требования, которые направляют дальнейшее функционирование и развитие фирмы (как пример можно назвать методы формирования управленческих структур, создания трудовых коллективов, подготовки и проведения общественных мероприятий и др.).
Следующая группа методов - административные - в основе своей имеют опору на власть менеджера, на его права, установленные в фирме дисциплину и ответственность. Административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект посредством приказов, распоряжений, оперативных указаний (письменных, устных), контроля за их выполнением, системы административных средств поддержания трудовой дисциплины и др. Данная группа методов обеспечивает организационную четкость и дисциплину труда и регламентируется трудовым и хозяйственным законодательством.
· стимулирующие (к данной группе относятся экономические и социально-психологические методы управления).
Главным методом управления является система заработной платы и премирования, при этом она должна быть максимально привязана к результатам деятельности работника. Другими словами, своевременное и качественное выполнение поставленных перед работником задач вознаграждается различными денежными выплатами. Так как величина выплат непосредственно зависит от показанного результата, персонал фирмы напрямую экономически заинтересован в его улучшении.
Под социально-психологическими методами понимается совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Данная группа методов управления осуществляется через усиление мотивации, согласование целей личности с целями организации, формирование общих с организацией ценностей.
Таким образом, данная группа методов рассматривает два аспекта воздействия на поведение сотрудника и повышение его трудовой активности.
Выделяют три основных стиля управления:
·авторитарный;
·демократический;
·либеральный.
В настоящее время обществу нужны менеджеры, которые умеют осознавать, принимать, и определять задачи деятельности на всех этапах ее осуществления, а также владеющие основами управленческой деятельности, осуществляемой в соответствии с принятыми или самостоятельно выработанными установками и задачами. Также менеджер должен осознавать собственную значимость для других людей; ответственно относиться к результатам деятельности; быть способным к выбору верного решения в спорных ситуациях. Поэтому менеджер в современных условиях должен иметь:
·активную позицию личности, начиная от осознанной постановки целей, диалектического оперирования до конструктивной корректировки способов деятельности;
·постоянное стремление и способность инициативно и критически анализировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений;
·направленность на реализацию самовоспитания, самообразования, самоанализа, саморазвития, самоопределения, самодетерминации;
·способность вносить самостоятельно коррективы в свою управленческую деятельность, обстоятельства, ей сопутствующие, с учетом поставленной цели;
·независимость от внешней среды, влияний, независимость не в смысле их игнорирования, а в смысле устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, мотивов, их коррекции, изменения;
|
|
·обладание значимыми процессуальными характеристиками профессиональной деятельности (разносторонность умений, самостоятельность, творческий потенциал);
·высокий уровень развития личности менеджера, которые являются основой для плодотворных межсубъектных отношений, стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению.