Характерно, что проявление профессиональных деформаций особенно усиливается в условиях кризиса и дефицита финансовых ресурсов организации, невозможности обеспечить гарантии и компенсации, сохранить рабочие места для конкретных работников, несоответствия между профессионально-квалификационными и возрастными характеристиками работника и требованиями организации. Эти характеристики искажают восприятие работниками своей роли в организации и ведут к неадекватной ответной реакции. Внешне это выражается в «иссушении» личной энергии, потере жизнерадостности, развивающемся несоответствии рабочей среде.
Необходимо уметь устранить напряженность, способствовать принятию работниками инноваций, формированию у них способности поощрять и мотивировать свою команду к успешной работе, решать технические проблемы, быстро реагировать на изменение ситуации. Управление в этих условиях требует тонкости, организованности, конструктивности, высокого уровня коммуникативности, умения видеть перспективу, принимать иногда жесткие автократические решения, способности мыслить целостно, правильно распределять время, не создавать стрессов и самому выдерживать стресс, быть эмоционально устойчивой личностью. Эмпирические исследования, проведенные на основе конкретных психологических методик и опросников, обнаружили статистически значимые показатели деформации менеджеров, связанные с исполнением профессиональной роли (2). Среди них наиболее значимыми оказались:
|
|
1. Авторитарность, проявляющаяся в единоличном принятии управленческих решений, склонности использовать наказания в качестве главного инструмента мотивации персонала, недопустимости критики, проявлении неуважения и высокомерия к окружающим;
2. Демонстративность, проявляющаяся в доминировании эмоционально окрашенного поведения и склонности к внешне эффектным поступкам;
3. Профессиональный догматизм, проявляющийся в самоуверенности, склонности упрощать проблемы, игнорировать инновации;
4. Доминантность, связанная с темпераментом и проявляющаяся в чрезмерном стремлении к властвованию, подавлении других и личностном самоутверждении за счет других;
5. Профессиональная индифферентность, связанная с равнодушием, отсутствием эмпатии;
6. Консерватизм, проявляющийся в настороженном отношении к творческим работникам;
7. Профессиональная агрессия, приверженность карательным воздействиям;
8. Ролевой экспансионизм, проявляющийся в жестком ролевом поведении, чрезмерной склонности к обвинительным и назидательным высказываниям;
9. Социальное лицемерие, выражающееся в неискренности чувств и отношений;
|
|
10. Поведенческий трансфер – перенос черт, интонаций и сверхконтроля подчиненных в свою деятельность.
Преодолеть профессиональные деформации можно на основе правильной организации труда и отдыха, формирования у работников навыков аутотренинга, использования тренингов управления временем и учета собственных индивидуальных особенностей личности и ее ресурсов. Снизить влияние социальных факторов взаимодействия возможно на основе тренингов коммуникативной компетентности. В качестве профилактических средств можно также использовать техники музыкотерапии и развития креативности.