Цель: формирование представлений о современных проблемах психологии воспитания и самовоспитания, овладение практическими приёмами и техниками развития различных сфер личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема развития мотивационно-потребностной сферы личности.
2. Проблема развития эмоционально-волевой сферы личности.
3. Проблема развития нравственной сферы личности.
4. Проблемы развития самосознания личности.
5. Понятие о коррекции развития личности. Основные причины отклонений в поведении.
6. Самовоспитание как высшая форма самоуправления.
Темы рефератов:
1. Психологические основы гуманистического воспитания личности.
2. Проблемы развития творческой активности личности.
3. Психологические факторы социального воспитания.
4. Психологические факторы семейного воспитания.
5. Психологические факторы школьного воспитания.
6. Нарушение социализации у детей.
7. Тактика коррекционной работы с трудными подростками.
8. Психологический анализ приёмов самовоспитания.
|
|
Литература:
1. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: Учебное пособие / Ф.И. Иващенко. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 136 с.
2. Казанская, В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 365 с.
3. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания: Учебное пособие / О.В. Лишин. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 256 с.
4. Марищук, Л.В. Психология развития и педагогическая психология: пособие. – Мн.: БГУФК, 2010. – 231 с.
5. Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб.: Питер, 2008. – 414 с.
6. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с.
7. Фридман, Л.М. Психология воспитания / Л.М. Фридман. – М.: Сфера, 1999. – 108 с.
8. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. – Рига: Эксперимент, 1997. – 278 с.
Образовательные технологии: доклады, презентации, дискуссия, метод анализа конкретных ситуаций.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Составить структурно-логическую схему по теме «Психология воспитания и самовоспитания».
2. Проанализировать статьи / книги:
Развитие творческой активности школьника / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – 155 с.
Особенности обучения и воспитания одарённых детей // Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – С. 107-121, 129-139.
Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: «Педагогика», 1972. – С. 7-44.
Особенности воспитания эмоциональной сферы личности // Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – С. 73-83.
|
|
Развитие волевой сферы личности // Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Ин-т практ. психологии, 1995. – С. 302-332.
Лесгафт, П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / П.Ф. Лесгафт; Под ред. М.П. Ивановой. – М.: Ин-т практ. психологии, 1998. – 416 с.
Прихожан, А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников / А.М. Прихожан. – М.: МП СССР, 1980. – 35 с.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка выполнения заданий самостоятельной работы.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: реферат, устный опрос (групповой или индивидуальный), тестирование (письменное или компьютерное), комплексные ситуационные задания.