Цель: изучение психологических феноменов и закономерностей учебной деятельности, развития субъектов образовательного процесса, формирование умения проводить психолого-педагогический анализ образовательных процессов, овладение навыками проектирования образовательного процесса на основе теоретических знаний.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие учебной деятельности и её основные характеристики.
2. Предметное содержание и структура учебной деятельности.
3. Мотивы учения и их классификация.
4. Обучающийся как субъект учебной деятельности.
5. Общая характеристика обучаемости и обученности школьников.
6. Показатели умственного развития и обучаемости.
7. Типы неуспевающих школьников.
8. Анализ причин неуспеваемости школьников. Направления работы по преодолению неуспеваемости.
Темы рефератов:
1. Психологические условия оптимизации деятельности ученика.
2. Психологические условия оптимальной деятельности учителя.
3. Общая характеристика усвоения учебного материала.
|
|
4. Приёмы и техники управления учащимися на уроке.
5. Возрастная динамика мотивов учебной деятельности.
6. Мотивация достижения и избегания в учебной деятельности.
7. «Обученная беспомощность» и её последствия.
8. Возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости школьников.
Литература:
1. Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие / Т.В. Габай. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.
3. Марищук, Л.В. Психология развития и педагогическая психология: пособие. – Мн.: БГУФК, 2010. – 231 с.
4. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
5. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
6. Педагогическая психология: Учебник / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
7. Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб.: Питер, 2008. – 414 с.
8. Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.
9. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 544 с.
10. Схемы по педагогической психологии: пособие / Сост. О.Г. Ксёнда. – Мн.: БГУ, 2008. – 115 с.
Образовательные технологии: доклады, презентации, «мозговой штурм», метод анализа конкретных ситуаций.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Составить структурно-логические схемы по теме «Учебная деятельность в структуре педагогического взаимодействия».
|
|
2. Проанализировать статьи / монографии:
Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности // Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – С. 153-157. или Эльконин, Д.Б. Содержание и структура учебной деятельности // Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. академия, 1995. – С. 160-165.
Фридман, Л.М. Мотивация учения // Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991. – С. 192-194.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Акимова, М.К. Умственное развитие и его связь с учебной деятельностью / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2000. – С. 6-15. или Акимова, М.К. Неуспевающие и педагогически запущенные дети. Природные особенности ребенка и трудности учения // Акимова, М.К. Рабочая книга школьного психолога / М.К. Акимова, В.Т. Козлова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – С. 183-196, 203-208.
Характеристика интеллектуально пассивных детей // Бардин, К.В. Если Ваш ребенок не хочет учиться / К.В. Бардин. – М.: Знание, 1980. – С. 24-65. или Характеристика неуспевающих школьников // Славина, С.Л. Трудные дети / С.Л. Славина; Под ред. В.Э. Чудновского. – М.: Ин-т практ. психологии, 1998. – Глава 1, 3.
Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
Волков, К.Н. Возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости школьников // Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1981. – С. 42-49.
Прим.: дополнительный источник – Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка выполнения заданий самостоятельной работы.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: реферат, устный опрос (групповой или индивидуальный), тестирование (письменное или компьютерное), комплексные ситуационные задания.