Критерии оценки знаний

Минимум рейтинговых баллов, достаточных для допуска студента к рубежному контролю (зачёту) – 40 рейтинговых баллов по дисциплине, максимальный рейтинговый балл за текущую работу в семестре – 80 баллов.

Рубежный рейтинг по дисциплине у студента на зачёте менее чем 10 баллов считается как незачёт (независимо от рейтинга студента по дисциплине в семестре). В этом случае в зачётно-экзаменационную ведомость студенту в графе «Аттестационная оценка» проставляется «незачтено».

Полнота и качество усвоения теоретического материала осуществляется при контроле ответа на теоретический вопрос билета.

Для расчета рейтинговой оценки студента по дисциплине в аттестационную оценку действует следующая шкала:

Аттестационная оценка Сумма рейтинговых баллов Рейтинговый балл за зачёт
«незачтено» 0-49 баллов 0-9 баллов
«зачтено» 50-100 баллов 10-20 баллов

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Анамнез – совокупность сведений о состоянии и условиях жизни, получаемых при опросе испытуемого (субъективный) или лиц, знающих его (объективный), необходимых для прогноза нормативного развития или превенции возможных отклонений.

Биографический метод – сбор и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности.

Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований на конкретной ступени психического развития.

Воспитание – процесс сознательного и целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитывающихся с целью освоения последними необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у них личностного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, проявляющегося в убеждениях и привычках поведения.

Воспитуемость – восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности, возможности ребёнка к личностному росту во взаимодействии со взрослыми.

Воспитанность – сформированность личностного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, проявляющегося в мировоззрении как отражении внутренней культуры и привычках поведения.

Готовность к обучению в школе – интегральная характеристика, включающая уровень морфофункционального, физического и психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающий успешный переход к организованному школьному обучению.

Дидактическая технология – совокупность приёмов, способов и их последовательность для достижения поставленной дидактической цели, выступающей её системообразующим фактором, представляет собой субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающегося, комплексно воздействующее на потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую и гностическую сферы личности. Механизмом обратной связи является прогнозируемый и диагностируемый результат применения технологии.

Движущие силы психического развития – факторы, являющиеся его причинами, содержащие побудительные и направляющие источники этого развития; возникновение и разрешение противоречий, являющихся результатом развития ребёнка на предыдущих возрастных стадиях, что приводит к возникновению новых качеств, новых видов деятельности, новых характеристик сознания и особенностей личности ребёнка.

Естественный эксперимент проводится в обычных условиях трудовой и учебной деятельности человека, в которых проявляются привычные способы выполнения действий. Испытуемый не подозревает, что он представляет для кого-то интерес. Вмешательство исследователя в условия, в которых изучается испытуемый, не обнаруживается (например, в условиях образовательного процесса).

Имидж педагога – целенаправленно сформированный образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психо­логическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ»; «набор определенных качеств, ассоциируемых с определенной индивидуальностью».

Индивидуальный стиль – относительно устойчивая индивидуально-своеобразная организация деятельности, складывающаяся в результате усилий личности по наилучшему достижению целей в конкретных внешних (выполнение деятельности) и внутренних (осознание собственных сильных и слабых сторон) условиях.

Компетентность – умение, понимаемое как способность осуществлять автоматизированную деятельность на основе наличествующих знаний и сформированных навыков.

Констатирующий эксперимент – устанавливает актуальное состояние исследуемого объекта, выявляя определенные психические особенности либо уровень развития соответствующего качества. Констатирующий эксперимент не позволяет отследить динамику изменений исследуемого объекта.

Контроль – это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса, благодаря соотнесению результатов выполнения учебных действий с требованиями учебной задачи.

Контрольный эксперимент – завершающий этап формирующего, включающий сопоставление результатов констатирующего (исходного этапа) и формирующего (итогового этапа) экспериментов, проведённых на одной выборке испытуемых с целью проверки эффективности использованного метода формирования либо условий, способствующих развитию искомого качества или процесса.

Метод изучения продуктов деятельности – метод, позволяющий собрать факты, опираясь на анализ материализованных продуктов психической (учебной, игровой, творческой и др.) деятельности.

Наблюдение – целенаправленное, специальным образом организованное восприятие изучаемого объекта, полное и точное его описание и психологическое толкование.

Наказание – метод воспитания, воздействующий и на когнитивную (объяснение проступка), и на эмоциональную (приведение примеров последствий проступка) сферу личности, применение метода является дискуссионным.

Научение – спонтанный процесс приобретения индивидуального опыта (знаний, навыков и умений), неосознаваемо протекающей интериоризации информации (уяснение содержания материала и сохранение его в опыте индивида и личности) с целью адаптации к условиям жизнедеятельности. Термин применяется также в зоопсихологии.

Образование – процесс достижения определенного обществом уровня культуры и усвоения заданного объёма знаний, навыков и умений в ходе воспитания и обучения в учреждениях образования с целью индивидуального развития и приобретения социального опыта.

Обучение – процесс взаимодействия обучающегося с обучающим и другими обучающимися, целью которого является управляемое познание явлений окружающего мира, их закономерностей и истории развития; равно как освоение способов приобретения знаний в соответствии с ведущей деятельностью, в ходе которого осуществляется развитие личности, характеризуемое психическими новообразованиями, формируются её познавательные потребности. Должно быть ориентировано на «зону ближайшего развития».

Обучаемость – восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития; зона ближайшего развития.

Обученность – совокупность наличных знаний, навыков и умений обучающегося в соответствии с образовательным стандартом определенной ступени обучения.

Опросные методы обеспечивают получение информации в процессе непосредственного (беседа, интервью) или опосредованного (анкетирование, опрос) общения.

Освоение – процесс приёма, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач.

Отметка – это результат процесса оценивания, количественное выражение оценки учебных достижений учащегося в 5-ти или 10-ти балльной шкале.

Оценка определяет учебную успешность, включая темп и степень прилежания и индивидуальное своеобразие учебной работы; сопоставление полученных результатов с целью обучения.

Педагогическая деятельность – это сложная, многогранная, комплексная деятельность педагога, направленная на формирование личности учащихся и их обучение в соответствии с нравственными устоями и социально-экономическими условиями жизни общества, уровнем развития науки, техники, культуры через определенную организацию образовательного процесса.

Педагогическая компетентность – интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями.

Педагогическая направленность – интегральная характеристика труда педагога, выражаемая стремлением педагога к самореализации, росту и развитию в сфере педагогической деятельности.

Педагогическая психология – это отрасль психологии, изучающая факты, механизмы, закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в условиях образовательного процесса.

Педагогические способности – индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения педагогической деятельности и проявляющиеся в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности.

Педагогические технологии – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Педагогический коллектив – группа совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели и реализующих структуру межличностных взаимоотношений для достижения этих целей.

Педагогическое взаимодействие – это преднамеренные контакты обучающего (педагога) с обучающимся (ребёнком, учащимся, студентом) (длительные или временные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях обоих субъектов взаимодействия. Педагогическое взаимодействие включает педагогическую активность обучающего (его влияние на обучающегося), восприятие ими друг друга и собственную активность обучающегося. Активность проявляется как совершенствовании самого себя, так и в воздействии на партнера по взаимодействию.

Педагогическое общение – форма учебного взаимодействия, учебного сотрудничества обучающего и обучающихся, педагогов между собой, условие оптимизации обучения и развития личности субъектов педагогического процесса.

Поощрение – метод воздействия на эмоциональную сферу личности, стимулирующий деятельность и выражаемый в признании достоинств и заслуг.

Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием учебного материала, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить творчески.

Программированное обучение – обучение в условиях жёсткого управления с оперативным контролем и самоконтролем, передачей учебного материала фиксированными дозами, каждая предшествующая из которых служит основой для усвоения последующей с применением обучающих устройств, позволяющих индивидуализировать познавательную деятельность обучающихся.

Профессиональное мастерство – это высокое умение исполнения педагогической деятельности на основе профессионально-педагогических знаний, навыков и умений, позволяющих быстро и безупречно решать педагогические задачи.

Психологический климат – это система относительно устойчивых психических состояний, типичных и значимых для данного коллектива и их деятельности, отражается в эмоциональной окраске взаимодействия в коллективе, которая основана на близости, сплочённости и общности.

Развивающее обучение – использование специальных педагогических средств на основе знаний закономерностей развития в целенаправленной работе обучающего по формированию мыслительных способностей обучающихся в процессе изучения ими основ наук.

Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных (рост) и качественных изменений в организме и психике (психические новообразования) человека; освоение растущим человеком внутреннего (индивидуально психологического) и внешнего (общечеловеческого) потенциала возможностей с целью их актуализации в деятельности, в становлении субъектности и индивидуальности.

Самовоспитание – осознанная и целеустремленная деятельность человека с целью самосовершенствования нравственных качеств, проявляющихся в отношениях, поведении и деятельности в принимаемой обществом системе ценностей.

Самоконтроль – особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности, общения и самопознания.

Самообразование – процесс самостоятельного освоения системы научных знаний, профессионально значимых навыков и умений с целью самореализации и самоактуализации.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка в учебной деятельности – это оценка обучающимся правильности решения учебной задачи.

Саморегуляция – управление своим психическим состоянием с целью оптимизации деятельности.

Самостоятельная работа – это разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся в учреждениях образования без непосредственного участия педагога, но под его контролем.

Сенситивный (повышенной чувствительности) период – наиболее благоприятный для развития той или иной психической функции, физического качества период, когда научение и обучение осуществляются легче и проще и по окончанию которых научение и обучение затрудняются либо становятся невозможными.

Синдром профессионального (эмоционального) выгорания – динамический процесс нарастания состояния эмоционального истощения (хронической усталости), имеющего конкретные стадии (напряжение, резистенция, истощение) и характеризуемого формированием отрицательных установок на профессиональную деятельность.

Созревание – процесс, зависящий от индивидных (биологических) свойств человека, состоящий в последовательности генетически запрограммированных изменений его внешнего вида, сложности, интеграции, организации и функций организма. Для разных органов и функций уровень зрелости может быть различным.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений; включение его в социальную практику; развитие саморегуляции и становление самосознания в процессе расширения сферы общения и деятельности.

Социометрия – теория и метод, позволяющие эмпирически выявить, схематически (в виде социограммы) представить и интерпретировать структуру межличностных отношений в малой группе.

Субъектность – самостоятельное и осознанное построение перспективы собственного развития в избранной сфере деятельности и жизни в целом, адекватная рефлексия «образовательного маршрута», принятие на себя ответственности за его результат.

Тесты – метод психологического измерения, состоящий из серии кратковременных, одинаковых для всех испытуемых, заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности качеств, свойств и состояний личности.

Убеждение – это метод воспитательного воздействия на когнитивную сферу, выступает в виде суждений, аргументаций, мнений, советов, рекомендаций.

Умственное развитие – это совокупность изменений количественного и качественного характера, происходящих в сознании в связи с изменением возраста и обогащением опыта.

Упражнение – это воспитательное воздействие, обеспечивающее реальные практические действия ребёнка, материализующие его внутренние отношения.

Урок – форма организации образовательного процесса в учебных заведениях, для реализации совместной деятельности учителя и учащихся одного возраста в постоянном составе в течение определённого времени.

Усвоение – это механизм формирования индивидуального опыта через приобретение общественно-исторического опыта как совокупности знаний, обобщённых способов действий (навыков и умений), нравственных норм и правил поведения.

Учебная деятельность – это деятельность субъекта по освоению обобщённых способов действий в сфере научных понятий, саморазвитию обучающегося благодаря решению посредством учебных действий специально поставленных преподавателем учебных задач, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Учебная задача – это основная единица учебной деятельности, представляющая собой единство цели и условий ее достижения.

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включённой в учебную деятельность, побуждаемой иерархией мотивов, в которой доминирует познавательный.

Учебная ситуация – это ситуация «направляемой познавательной активности», пробуждающая и формирующая необходимые влечения и ценности обучающегося, направляющая его деятельность на отбор, переработку и использование требуемой информации и действий.

Учебная успешность – это темп, степень прилежания и индивидуальное своеобразие учебной работы, отражаемые в содержательной педагогической оценке.

Учебное действие – это совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение учебной цели и решение учебных задач.

Учебное сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и учителя, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.

Учение – процесс целенаправленного усвоения обучающимся знаний, формирования навыков и умений, целью которого является освоение опыта, накопленного человечеством, приобретение компетенции и квалификации, необходимых для продуктивного труда, самореализации личности и формирования её субъектности.

Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент – целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определённых качеств, может иметь обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Отслеживается продвижение испытуемого в приобретении заявленного целью эксперимента качества, прогнозирования его успешности. В ряде случаев рассматривается как разновидность естественного эксперимента.

Образовательный процесс – специально организованное в образовательном учреждении взаимодействие (цепочка взаимодействий) обучающего и обучающегося. Целью такого взаимодействия является передача обучающим (преподавателем) и освоение обучающимися (студентами) социального опыта (усвоение знаний и способов их приобретения, формирование навыков и умений, развитие психических и физических качеств личности), необходимого для жизни и труда в обществе.

Эксперимент – метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор активно воздействует на изучаемое явление (независимую переменную) и регистрирует изменения его состояния (зависимой переменной).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: