11. Развитие – это:
а) подготовка к выбору профессии;
б) увеличение роста и массы тела ребенка;
в) стихийный процесс, независимый от воли человека;
г) приспособление к условиям жизни;
д) количественные и качественные изменения в организме человека.
12. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
а) овладение основными навыками чтения и счета;
б) развитие у ребенка мелкой моторики;
в) желание ребенка ходить в школу;
г) зрелость психических функций и саморегуляция;
д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
Критерии оценки:
Тестирование на бумажных носителях осуществляется во время аудиторных занятий в течение 15 минут. В тесте 12 вопросов. Каждый оценивается в 2 балла.
24 - 23 баллов – оценка «5»;
22 - 21 баллов – оценка «4»;
20 - 19 баллов – оценка «3»;
18 - 0 баллов – оценка «2».
Тесты по теории обучения
Вариант 1
1.Установите соответствие характеристик понятиям.
1. Дидактика | А. Система знаний о природе, обществе, человеке, а также соответствующих умений, навыков, овладение которыми обеспечивает гармоническое развитие личности учащихся. |
2. Процесс обучения | Б. Способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке. |
3. Принципы дидактики | B. Усвоение учащимися под руководством учителя знаний, умений, навыков; развитие у них познавательных способностей, культуры учебного труда, качеств воспитанности. |
4. Содержание образования и обучения | Г.Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования, воспитания, развития. |
5. Формы организации учебной деятельности | Д. Исходное, руководящее положение, определяющее деятельность учителя и характер познавательной деятельности школьников. |
6. Методы обучения | Е. Наука об обучении, образовании, их целях, содержании методах, средствах, организации достигаемых результатах |
Ответ: 1______; 2_____; 3_____; 4____; 5_____; 6_____.
|
|
2. Выделите процессы усвоения.
1. Заучивание 2. Восприятие 3. Память 4. Закрепление 5. Понимание | 6. Обобщение. 7. Высказывание. 8. Осмысление. 9. Применение. 10 Воображение |
Ответ:__________________
3. Инструкция. Установите соответствие систем и видов обучения с их характеристиками.
1. Сообщающее | А. Относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений. |
| Б. Учитель излагает задания в обработанном «готовом» виде. |
| В. Создаются условия. Обеспечивается формирование умственных действий. |
| Г. Обучение уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, ситуация, гипотеза и т.д. |
Ответ: 1____; 2____; 3____; 4____.
|
|
4. Допишите понятие:
1. Направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов — это _________________________.
2.Выделите современные технологии обучения.
a. Практические.
Развивающие.
b. Наблюдательские.
Игровые.
c. Личностно-ориентированные.
d. Коммуникативного обучения.
5.Укажите слева (А) закономерности, справа (Б) основанные на них принципы обучения:
1. Процесс обучения соответствует уровню развития науки.
2. Принцип сознательности и активности в обучении школьников.
3. Потребность в обеспечении единства теории и практики, подготовки учащихся к самостоятельной жизни.
4. Принцип научности в обучении.
5. Потребность в обеспечении единства обучения, воспитания и развития.
6. Принцип воспитывающего обучения.
7. Взаимосвязь преподавания и уровня интенсификации. обучения школьников.
8. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
Ответ: А__________ Б________
Вариант 2
1. Установите соответствие характеристики понятий:
A. Конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. | 1. Преподавание |
Б. Составная часть метода, разовое действие, отдельный шаг. | 2. 2. Учение |
B. Материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимися и использован для усвоения знаний. | 3. 3. Прием |
Г. Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта, возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные | 4. Средство |
Д. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения. | 5. Урок |
Е. Организация обучения с группой, одного возраста, постоянного состава, по твердому расписанию и единой для всех программой обучения. | 6. Результат |
Ответ:А_____, Б___, В___, Г__ _, Д__, Е___.
2. Укажите слева (А) принципы развивающего обучения Л.В. Занкова, справа (Б) - В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
1. Обучение на высоком уровне трудности.
2. Раскрытие ведущих положений в учебном материале.
3. Усвоение практических умений и навыков на базе соответствующих теоретических знаний.
4. Необходимость описания действий по усвоению материала.
5. Обучение в быстром темпе.
6. Ведущая роль теоретических знаний.
7. Включение заданий и упражнений, выполнение которых обеспечивает открытие новых свойств материала.
Ответ: А_________ Б____
3. Кто является основоположником классно-урочной системы. Выделите правильный ответ.
1. К.Д. Ушинский.
2. Н.И. Пирогов.
3. Ж.-Ж. Руссо.
4. Я.А. Каменский.
5. Л.Н. Толстой.
6. В.А. Сухомлинский.
Ответ: _______________
4. Установите соответствие классификации методов обучения:
| А. методы стимулирования методы организации деятельности методы контроля и самоконтроля методы дидактических игр |
| Б. словесные наглядные практические игровые объяснительно-иллюстративные |
| В. проблемные частично-поисковые исследовательские |
| Г. методы изучения новых методы закрепления знаний методы контроля |
Ответ: 1.___; 2.___; 3.___; 4.___.
5. Установите соответствие. К какой группе относятся эти типы уроков (А).
А
Комбинированный урок, урок формирования новых знаний | 1. По содержанию и способу проведения |
уроки изучения новых знаний, уроки обобщения, и систематизации изученного | 2. По содержанию и характеру познавательной деятельности |
уроки контроля и коррекции, уроки практического применения знаний и умений | 3. По дидактическим целям |
Ответ: ____________________
6. С каким этапом педагогического анализа соотносятся указанные показатели и приемы?
|
|
1. Организация начала урока.
2. Проверка знаний, умений, навыков.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Объяснение домашнего задания.
Приход учащихся на урок и их готовность к занятиям. Организация учащихся на работу (привлечение их внимания, проверка готовности рабочего места, наличие учебников, тетрадей, письменных принадлежностей).
Ответ: ____________________
Вариант 3
1. Установите соответствие. Кому из представителей классической педагогики принадлежат данные высказывания.
1. Я.А. Каменский | А. «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению». |
2. А.Дистервег | Б. «Для того чтобы ученик учился хорошо нужно, чтобы он учился охотно». |
3. К.Д.Ушинский | В. «Обучать - это означает побуждать к тому, чтобы он поучал сам себя. Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить. На уроке должно царить мышление, следовательно - вопросы и ответы, искание и нахождение». |
4. Л.Н.Толстой | Г. «Ученикам следует передать не только те самые или другие познания, но и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания». |
Ответ: 1. ___; 2. ___; 3. ___; 4. ___.
2. Укажите последовательность:
А - формы обучения
Б - методы обучения
В - методы контроля
1.Устный контроль | 12. Решение поисковых проблемных задач, ситуаций |
2. Урок | 13. Иллюстрации |
3. Экскурсия | 14. Письменный контроль |
4. Рассказ | 15.Программированный контроль |
5. Наблюдение | 16.Практический контроль |
6 Объяснение | 17.Дополнительные занятия |
7.Кружковая работа | 18.Внеклассные чтения |
8.Домашняя самостоятельная работа | 19.Беседа |
9.Самоконтроль | 20.Работа с книгой |
10.Консультация | 21.Упражнения |
11.Самооценка | 22.Лабораторные работы |
Ответ: А____________________________________
Б____________________________________
В___________________________________
3. Структура какого урока дана ниже:
♦ урок закрепления учебного материала;
♦ урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;
♦ урок объяснения нового материала.
1. Организация начала урока.
2. Подготовка к усвоению материала: проверка ранее усвоенного при помощи специальных вопросов, заданий или опроса.
|
|
3. Постановка задач урока.
4. Объяснение нового материала.
5. Вопросы, задания, упражнения и практические работы с целью анализа усвоения нового материала и закрепления.
6. Подведение итогов урока и задание на дом.
Ответ: _______________________________
4. Установите соответствие. Какие формы обучения даны ниже.
А. Индивидуальная форма | 1. Группа учащихся получает познавательную задачу, инструктаж о последовательности работы, обсуждает учебное задание, планирует, и распределяют задание внутри группы, участвует в решении познавательных задач, проблемной ситуации, выводит правило на основе анализа фактов, обсуждает и сообщает о результате работы, о достижении поставленной цели. |
Б. Парная форма | 2. Обеспечивается одновременное участие всех учащихся класса в выполнении общих задач в процессе объяснения, рассказа учителя с применением наглядности, ТСО, работе с учебником, исправлении ошибок в ответах товарищей. |
В. Групповая форма | 3. Каждый из учащихся по заданию учителя или по собственной инициативе готовит ответы на вопросы, выполняет упражнения, работу творческого характера, решает примеры, задачи, осуществляет самопроверку. |
Г. Общеклассная форма | 4. Организуется помощь более сильного ученика слабому или распределяются обязанности между учениками на равных основаниях. Обеспечивается взаимообучение, усвоение учебной информации, взаимопроверка результатов учения. |
Ответ: А. ___; Б.___; В.___; Г.___.
5. Установите последовательность методов контроля:
А - устный
Б - практический
В - письменный
Г - графический
Д - машинный, программированный
1. Компьютерная программа. 2. Индивидуальный опрос. 3. Диктант.
4. Схемы. 5. Опыты. 6. Решение задач, примеров. 7. Перфокарты.
8. Таблицы. 9. Графические опоры. 10 Сочинение. 11. Практические работы. 12. Изложение. 13. Фронтальный опрос. 14. Уплотненный опрос.
15. Беседа. 16. Изготовление изделий. 17. Трудовые операции. 18. Кадры диафильма. 19. Диапозитивы. 20. Карточки с печатной основой.
Ответ: А______________
Б_________________
В_________________
Г_________________
Д_________________