План
1. Методы педагогического исследования: классификация, общая характеристика.
2. Методы теоретического исследования в педагогике.
3. Методы эмпирического исследования в педагогике.
4. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования.
5. Методы педагогического опыта.
6. Особенности проведения педагогического эксперимента.
Основные понятия: педагогические и фундаментальные исследования, цель исследования, объект, предмет исследования, исследовательские задачи, гипотеза, новизна исследования, теоретическая и практическая значимость, этапы исследования: эмпирический, гипотетический, экспериментально-теоретический, прогностический, наблюдение, метод опроса, анкетирование, изучение школьной документации, эксперимент, теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, регистрация, ранжирование, шкалирование, статистические методы.
Задания творческого характера:
1. Выпишите в порядке значимости причины, обусловившие необходимость научного познания воспитания.
2. Классифицируйте перечисленные методы на эмпирические, теоретические, комплексные и заполните таблицу: Сравнительный анализ подходов к изучению проблемы; наблюдение; педагогический эксперимент; анкетирование; моделирование инновационного педагогического процесса; изучение и обобщение педагогического опыта; статистическая обработка полученных в ходе опроса данных; метод рейтинга; изучение продуктов деятельности; беседа; изучение литературных источников по проблеме; обобщение и систематизация полученных в ходе исследования результатов
Эмпирические | Теоретические | Комплексные |
1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. |
Литература
1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007
2. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007
3. Педагогика: учеб. для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб. для студ. вузов.- М.: Владос, 2003
5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 10-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2011.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002
Электронно – цифровые ресурсы
1. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей.
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=56447
2. Общая педагогика: Конспект лекций Автор: Титов В.А. Издательство: А-Приор, 2008 г.
http://www. knigafund.ru/books/53239