Тема 6. Методы и средства обучения (2 часа)

План

1. Понятие и структура метода обучения.

2. Классификация методов обучения.

3. Характеристика словесных, наглядных и практических методов обучения.

4. Эффективность использования методов обучения.

5. Задания для самоконтроля:

- чем обусловлено многообразие методов обучение?

- какие методы обучения применяются при использовании графических средств?

- перечислите методы обучения, используемые на уроках обобщения и систематизации знаний;

- приведите пример урока, на котором метод обучения воплощается в прием и, наоборот;

Основные понятия: метод, средства обучения, словесных, наглядных и практических методов обучения.

Задания творческого характера:

1. В чем заключается различие между понятиями «принцип обучения» и «метод обучения»?

Понятие Общие черты Различия
Принцип обучения (определение)    
Метод обучения (определение)  

2. К какому понятию относятся способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и формируется мировоззрение школьников?

- принцип обучения;

- организационная форма обучения;

- структура урока;

- содержание образования;

- метод обучения;

- методический прием.

Ответ:___________ Собственный вариант ответа: _____________

3. Какие факторы определяют выбор методов обучения?

- психологическое состояние учителя;

- возраст учеников;

- характерные особенности изучаемого предмета;

- учебные цели и задачи;

- способ организации взаимодействия учителя и учащихся;

- уровень экономического и социального развития общества;

- наличие технических средств обучения;

- уровень мотивации деятельности учащихся.

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: ____________________

4.Представьте характеристику «метода проектов» при обучении учащихся Заполните таблицу:

Метод обучения Функции учителя Функции ученика Средства обучения Организационная форма обучения Условия успешного применения
Метод проектов          

5.Можно ли считать анализ, синтез, индукцию и дедукцию методами обучения?

- можно, так как они показывают путь овладения знаниями;

- индукция и дедукция – формы мышления учащихся, посредством которых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть методы обучения;

- анализ, синтез, индукция и дедукция – категории психологии, а не дидактики, поэтому к методам обучения они отношения не имеют;

- анализ и синтез – методы научного исследования, а индукция и дедукция – логические умозаключения, поэтому неправомерно считать их методами обучения;

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: ___________________

6.Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.

Практический метод обучения Общее Различия
Лабораторные опыты    
Работа с учебником  
Работа с дополнительной литературой  
Учебно-производственный труд  

Литература

1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007

2. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007

3. Педагогика: учеб. для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006

4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб. для студ. вузов.- М.: Владос, 2003

5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 10-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2011.

6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002

Электронно – цифровые ресурсы

1. Агеева Л.Г. Психология и педагогика: Учебно-методические указания к семинарским занятиям

http://window.edu.ru/window/library?p_rid=58825

2. Шарохина Е.В., Елисеева Л.В., Буслаева Е.М., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения: конспект лекций Издательство: Эксмо, 2008 г.

http://www. knigafund.ru/books/48514


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: