Упражнение 13

Прочитайте один из мифов Древней Греции и прокомментируйте его с семиотической точки зрения:

Как гласит легенда, афиняне платили дань Миносу, могущественному царю Крита. Раз в девять лет они посылали ему семь юношей и семь девушек, а на Крите молодых афинян запирали в громадном дворце Лабиринте, где их пожирал Минотавр, чудовище с головой быка и туловищем человека.

Уже в третий раз отправляли афиняне дань. Они снарядили корабль под черными парусами в знак скорби по юным жертвам Минотавра. Ведь черный цвет - знак траура, горя, печали...

В числе семи юношей захотел плыть на Крит и сын афин­ского царя Тесей, чтобы там сразиться с Минотавром и осво­бодить Афины от страшной дани. Несмотря на нежелание отца, он настоял на своем. Перед расставанием Эгей сказал Тесею, что черные паруса будут напоминать тому о великой Скорби в сердце Эгея и всех афинян, о несчастье, которое выпало на их долю. Эгей добавил, что он верит в успех своего сына, надеется, что Тесей станет победителем, и попросил в случае удачи, если Тесей убьет Минотавра и останется невредим, заменить черные паруса на белые. Тогда Эгей уже издалека, до прибытия корабля в порт поймет, что Тесей жив, одержал победу и принес Афинам счастье.

Можно сказать, что Эгей и Тесей заключили договор на однократное употребление двух знаков «черный и белый цвет парусов на корабле, прибывающем в Афины». Черный цвет означал поражение и смерть Тесея, смерть остальных юношей и девушек, а также сохранение дани. Белый цвет означал, что Тесей жив, победил Минотавра, спас своих спутников от смерти, а Афины освободил от страшной дани.

Тесей сделал все, что задумал. Дочь критского царя Ариадна влюбилась в него и дала ему волшебный меч и клубок ниток. Этим мечом он убил Минотавра, а с помощью клубка ниток выбрался из запутанного лабиринта. Сам же критский царь Минос отпустил Тесея с его спутниками домой. И освободил афинян от дани. Вместе с Тесеем в Афины отправилась и красавица Ариадна, решившая стать женой.

Но во время остановки на острове Наксос во сне к ним явились боги и приказали расстаться тесею с Ариадной. Тесей, покинув Ариадну, отплыл в Афины. Расстроенный, он забыл об обещании, данном отцу, и не поменял черные па­руса на белые. А афинский царь Эгей в ожидании сына каж­дый день приходил на берег моря и вглядывался в даль. Нако­нец однажды он увидел приближающийся корабль, но паруса его не блестели на солнце, ведь они были черными. Царь при­шел в отчаяние, потому что черный цвет парусов по догово­ренности был знаком смерти Тесея. Не желая жить без сына, Эгей бросился в море (называемое теперь Эгейским) и погиб. Так печально закончился самый известный подвиг Тесея, а случилось это из-за того, что он забыл о договоре с отцом, за­был, что цвета парусов являются для них знаками и непра­вильно использовал эти знаки.

Форма текущего контроля – сообщение

Задание:

Подготовьте сообщение (на 4-5 минут) на одну из предлагаемых тем:

1 вариант готовит сообщение по теме «Модели коммуникации в разных областях культуры»:

- модель Виктора Шкловского (литературная);

- модель Николая евреинова (театральная);

- модель Петра Ершова (театральная);

- модель Владимира Проппа (фольклорная);

- модель Михаила Бахтина (культурологическая);

- модель Цветана Тодорова (нарративная);

- модель Йохана Хейзинга (игровая);

- модель Клода Леви-Строса (антропологическая);

- модель Жана Бодрийяра (вещественная).

2 вариант готовит сообщение об определенных знаках языка:

- язык танца (народного, балета, современного и т.д. (по выбору);

- язык карнавала;

- язык ритуалов;

- язык икебаны;

- язык музыки (любой жанр музыкального произведения по выбору);

- язык религии (христианства, ислама, буддизма, иудаизма (по выбору);

- язык чисел;

- язык фресок;

- язык поэзии (любой жанр поэзии по выбору);

- язык живописи (любой вид живописи по выбору);

- язык прозы (любой жанр прозаического произведения по выбору);

- язык игры;

- язык наскальной живописи;

- язык фотографии;

- язык театра;

- язык кино;

- язык архитектуры и т.д.

Литература для подготовки сообщения:

1. Горбатов, Д. Музыкальная семиотика как проблема гуманитарного знания // Режим доступа: http://lebed.com/2014/art6389.htm.

2. Крейдлин, Г.Е. Семиотика, или Азбука общения: учеб. пособие / Г.Е. Крейдлин, М.А. Кронгауз. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 240 с.:

- параграф 4.1 «Умные числа». – С. 184-203;

- параграф 3.5 «История одиннадцатая. О пчелах». – С. 155-160;

- параграф 4.4 «Язык танца». – С. 22-229;

- параграф 3.5 «История одиннадцатая. О икебане». – С. 152-155.

3. Мечковская, Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций: Учебн. пособ. / Н.Б. Мечковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 432 с.:

- лекция 15 «Художественные семиотики движений человека: танец, игра актеров, пантомима, цирк». – С. 300-313;

- лекция 16 «Семиотика звука. Музыка, самая загадочная и парадоксальная из семиотик». – С. 313-340;

- лекция 17 «Семиотики художественного изображения: скульптура, графика, живопись, архитектура, фотография, кино». – С. 340-357;

- лекция 18 «Семиотики искусного слова: поэзия и проза; эпос, лирика, драма». – С. 357-379.

4. Почепцов, Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. Учебно-справочное издание / Г.Г. Почепцов. – М.: Изд-во «Лабиринт», 1998. – 336 с.:

- глава «Модели коммуникации в других областях гуманитарного знания». – С. 171-228).

5. Розин, В. Семиотические исследования / В. Розин. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – 256 с.:

- глава 2 параграф 4 «Семиотический анализ происхождения наскальной живописи». - С. 58-67;

- глава 3 параграф 2 «Реальность искусства». – С. 93-107;

- глава 3 параграф 3 «Формирование художественной реальности в онтогенезе на материале рисунка и живописи». – С. 107-113;

- глава 6 параграф 1 «Формирование содержания и значений произведений искусства живописи эпохи Возрождения». – С. 183-197;

- глава 6 параграф 2 «Формирование классической музыки». – С. 197-208.

6. Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 702 с.:

- глава 4 - Ц. Тодоров «Понятие литературы». – С. 376-392;

- глава 4 - А. Прието «Из книги «Морфология романа». – С. 392- 423;

- глава 4 - В. Пропп «Структурное и историческое изучение волшебной сказки (ответ К. Леви-Строссу». – С. 453-472;

- глава 4 - А. Белый «Из книги «Поэзия слова» Пушкин, Тютчев и баратынский в зрительном восприятии природы». – С. 480-486;

- глава 4 – Р. Якобсон «Поэзия грамматики и грамматика поэзии». – С. 525-548.

7. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 432 с.:

- А глава 3 «Эстетическое сообщение». – С. 78-97;

- А глава 4 «Кино и современная живопись». – С. 161-172;

- Б главы 1,2,3,4,5,6 «Функция и знак (семиология архитектуры). – С. 203- 258;

- Д глава 2 параграф 4 «Музыкальные коды». – С. 398-399.

Интернет-ресурсы.

Форма текущего контроля – тестирование

Примечание:

- Тесты представлены для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося.

- Выполните тестовые задания по пройденному материалу (в каждом задании выберите один правильный ответ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: