Задание 15
Какие языки складываются на базе всех семиотических средств культуры - словесных (язык искусства слова), жестомимических (язык танца, пантомимы, актерского искусства), звукоинтонационных (музыкальный язык), пластических (языки живописи, графики, скульптуры и языки архитектуры, прикладных искусств, дизайна)?
А) художественные языки;
В) языки математики;
С) языки музыки;
Д) языки религии.
Задание 16
Что в современной культурологии трактуется как процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования?
А) живопись;
В) социокультурная коммуникация;
С) искусство;
Д) художественные языки.
Семиосфера как пространство реализации коммуникативных процессов современного общества
План темы
1. Специфика организации семиосферы как семиотического образования.
|
|
2. Язык как универсальная знаковая коммуникативная система семиосферы.
3. Реализация семиотических моделей коммуникации в пространстве семиосферы.
Содержание темы
Изучение социальной значимости семиотического уровня коммуникации неизбежно приводит к изучению социального аспекта культуры общества, ибо в её недрах зарождаются и формируются специфические знаковые системы. Семиотика раскрывает все явления культуры общества как знаковые системы, которые также являются феноменами коммуникации и в которых отдельные сообщения организуются и становятся понятными в соотнесении с кодом.
Основная «работа» культуры - в структурной организации окружающего человека мира. «Культура - генератор структурности, и этим она создает вокруг человека социальную сферу, которая, подобно биосфере, делает возможной жизнь, правда не органическую, а общественную». Эта сфера, названная Ю. Лотманом «семиосферой», относится ко «всему семиотическому пространству культуры» в определенный исторический период. Для того, чтобы существовать в социальном мире, человек должен добавить к своему физическому бытию знаковое, поскольку, по словам Р. Барта,«с того мига, как возникает общество, всякое использование чего-либо становится знаком этого использования».