Современный этап развития общества отмечен увеличивающейся ролью Интернета в жизнедеятельности человека. С другой стороны, Интернет, с расширением его аудио-визуальных и мультимедийных возможностей всё более формирует культуру отдельно взятого человека, причём, содержание Глобальной сети коммерчески обусловлено потребностями её посетителей.
Интернет характеризуется как всемирная сеть «компьютерно-спутниковых коммуникативно-информационных служб, к которой могут подключаться миллионы пользователей, живущих в разных странах мира и имеющих для этого соответствующие аппаратно-технические и материальные условия».
Техническая база развита сегодня до такой степени, что создано новое пространство коммуникаций людей, обладающее своей системой ценностей, эстетических норм, традиций, системами знаков, символов и смыслов, культурой обмена и хранения информации в нём, культурой взаимодействия пользователей, т. е. интернет-культурой.
Один из вариантов изучения интернет-культуры - семиотический подход, предполагающий, что Интернет можно рассматривать как вторичную моделирующую систему, где под «вторичными моделирующими системами» подразумеваются «такие семиотические системы, с помощью которых строятся модели мира или его фрагментов». Описание интернет-культуры с точки зрения семиотического подхода может быть основано на анализе её трёх уровней:
|
|
- субтекстовых сообщений;
- культуры как системы текстов;
- культуры как набора функций, обслуживаемых текстами.
Подход к рассмотрению интернет-культуры в качестве семиотической системы предполагает изучение её в синхроническом и диахроническом аспекте. Синхронический аспект связан с изучением многообразия сайтов как текстов интернет-культуры, отражающих ценности современного посетителя Интернета, его принадлежность к различным группам населения, а диахронический подход включает изучение быстро меняющихся тенденций в Сети.
Изучая интернет-культуру в качестве семиотической системы, выделим ряд её основных характеристик.
Основные характеристики современной интернет-культуры:
1. Динамичность. Одной из основных особенностей интернет-культуры является её динамичность, система меняется очень высокими темпами и распространяется вширь далеко за пределы реальной возможности сё аналитического рассмотрения. Многие сайты существуют в режиме реального времени: информация на некоторых из них может обновляться каждые несколько минут; ресурсы, содержащие новости, могут работать в круглосуточном режиме, комментарии к наиболее актуальным новостям увеличиваются в таких количествах, что ориентироваться в них можно только с помощью поисковых запросов. С точки зрения изучения постепенных процессов в сравнении с взрывными, интернет-культура состоит в своём развитии только из взрывных процессов, или постепенные процессы можно вычленить в достаточно короткий промежуток времени.
|
|
Динамика системы интернет-культуры включает также своеобразные соотношения старого и нового, причём старое, т. е. отсутствие изменений в текстах, как правило, свидетельствует о том, что они устарели, потеряли актуальность, стали невостребованными, о том, что организация - заказчик перестала существовать или испытывает определённые проблемы. К примеру, хорошим показателем на сайте практически любой организации является постоянное обновление новостей. Веб-ресурсы постоянно обновляются или исчезают, пользователь достаточно часто встречается с сообщением «Ошибка 404», означающим, что запрошенному URL не соответствует никакая страница.
2. Интерактивность. Система интернет-культуры развивается, опираясь на принципы интерактивности, гипертекстуальности и мульти-медийности, обеспечивающие активное и разнообразное взаимодействие системы с пользователем. Именно принцип интреактивности, в первую очередь, обеспечивает формирование системы отдельным пользователем, взаимодействие пользователей друг с другом и с системой внутри всеобщего коммуникативного пространства Интернета. Благодаря интерактивности, каждый адресант может обратиться к своему адресату напрямую, т. е. без посредников, избавляясь от необходимости переводить своё сообщение из одной системы в другую (как например, происходило при отправлении писем, издательстве книг, перенесении сообщений на носители и т. д.).
Одним из свидетельств интеракгивности интернет-культуры является широкораспространённая, разнообразная и разноплановая блогосфера, формируемая по интересам, темам, разделам.
Интсрактивность обеспечивает увеличение возможностей для творчества, интернет-культура обеспечивает индивидуальное творчество практически неограниченными и не поддающимися цензуре средствами, обусловленными не только размещениями для широкой аудитории различных текстов, но и возможность их обсуждения, со-творчества.
3. Вариативность. Вариативность целей создания и контингента посетителей сайтов настолько велика, что система представляет собой не только широкую полосу структурной нейтрализации между полюсами (от высокого до низкого, от официально-делового до шутливо-развлекательного, от воспитательного, развивающего до приносящего вред, от созидающего до разрушительного и т. д.), но и вариативность в пределах одного сайта, где пользователь может менять настройки, подключать модули, выбирать дизайн, различные версии сайта (интересен пример с дизайном сайта zabspu.ru - пользователь может выбирать между старой и новой версией). Такое разнообразие свидетельствует о возрастающей функциональности Интернета.
4. Особое соотношение неоднородности и единства. С технической точки зрения, Интернет представляет собой единую Глобальную сеть, доступ к которой теоретически должен быть осуществим из любой точки планеты (различные технические неисправности, как правило, устранимы и имеют локальный характер). Высокий уровень новейших технологий создаёт базу для обеспечения связи между всеми жителями земли (в идеале), причём связь эта отмечена всё новыми и новыми достижениями: (к примеру, сегодня можно осуществить трансляции видеосвязи с помощью «Scype» в режиме реального времени). Отметим, что сегодняшний этап создания единого интернет-пространства отмечен различной степенью проникновения в Глобальную сеть и различные центры её развития: по данным «Internet World Stats», наибольшее количество пользователей Интернета в следующих странах (в млн): Китай 420 (31,6 % от населения страны), США - 239,9 (77,3 %), Япония - 99,1 (78,2%), Индия - 81,0 (6,9%), Бразилия - 75,9 (37,8%), Германия - 65,1 (79,1 %), Россия - 59,7 (42,8%), Великобритания - 51,4 (82,5%), Франция - 44,6 (68,9 %), Нигерия 44,0 (28,9 %).
|
|
С другой стороны, внутреннему содержанию интернет-культуры присуща некоторая неоднородность: пространство Интернета состоит из отдельных веб-страниц и многостраничных веб-порталов; личных сайтов и сайтов сообществ, социальных сетей; ресурсов, выполненных в строгом стиле, принадлежащих серьёзным организациям, и сайтов развлекательного содержания; популярных сайтов, зарабатывающих на пестроте рекламы, и строго информативных (учебных заведений) и т. д.
Современная интернет-культура ориентирована на следующие принципы, взаимосвязанные с современной культурой вообще:
- монтажность, отразившаяся практически во всех жанрах и языках искусства;
- клиповость, обусловленная удобными для современной культуры форматами, техническими средствами и условиями коммуникации;
-увеличение количества сообщений, во многих случаях коротких, сокращённых, заменённых символами;
- умножение числа текстов, связанное с безграничными возможностями хранения увеличивающихся объемов информации, отсутствием художественного, смыслового, ценностного отбора, когда каждый пользователь Сети хранит множество личных фото, видео и другой информации;
- установка на получение готовых сообщений, информации в готовом виде.
5. Частое и быстрое перемещение сущностей от периферии к ядру. Лидирующие позиции в поисковых системах определенные сайты занимают в результате роста количества ссылок на него с других сайтов, индекса цитирования, сообщений на форумах, определяемых счётчиками, увеличения количества посещений, тонкой работы оптимизаторов. Причём, явления, приходящие с периферии, способны с высокой скоростью занять положение, близкое к центру. Указанную характеристику хорошо иллюстрирует современная тенденция распространения сайтов с увеличивающимся числом участников так формируются социальные сети, растёт их функциональность, это разные журналы, блоги. К примеру, таким образом ведущие позиции по просмотру видео стал занимать «You Tube».
|
|
Сам Интернет, став общедоступным в 1991 г., за достаточно короткий срок вырос от средства передачи научной информации до общемировой многофункциональной системы. Организация пространства Интернета предполагает, возможно, не только одно ядро и периферию, а центры разработки передовых сетевых технологий, как например, «Abilene», «National LambdaRail», «Abilene Network», «GEANT», «GLORIAD». Пространство интернет-культуры предполагает несколько отличную организацию, также с несколькими центрами распространения моды, тенденций, стилей.
6. Активное взаимодействие с вне-системой. Одна из причин высоких темпов роста популярности Сети может быть объяснена её открытостью вне-системе - пространству, лежащему за пределами Сети, вовлекаемому вовнутрь. Границы, предполагающие место перевода текстов из вне-системы, продолжают расширяться: усовершенствование технической базы, использование мобильных телефонов для выхода в Интернет, оцифровка данных, переход на цифровые технологии взамен аналоговых, распространение рекламы, переход к электронным системам в различных сферах жизнедеятельности, перенос общения, обучения, приобретения товаров в систему интернет-культуры. Система ценностей и интересов интернет-культуры стала объектом политики, средством экономики, предвыборной политики.
Интернет не вытесняет традиционные СМИ, а происходит взаимопроникновение этих систем. Большинство СМИ имеют сегодня свой вариант в цифровом виде в Интернете, причем испытывают на себе его влияние. Новости в телевизионном варианте теперь могут сопровождаться не только бегущей строкой, но и многооконным распределением материала. «В дизайне экономических программ важнейшее место отведено человеческому фактору: в окружении быстро меняющихся в окнах цифр и графиков главное окно с журналистом - экспертом в области экономической информации, который буквально на лету комментирует быстро меняющуюся конъюнктуру и дает прогнозы сё развития». Информация из вне-системы входит в систему, не всегда сохраняя свои идеалы, ценности и нормы.
7. Особое соотношение множественности и единственности. В Сети существует проблема, связанная с единственностью и множественностью, которая выражена в разных аспектах. С одной стороны, это проблемы копирайта, причём относящиеся не только к плагиату авторских текстов, фото, видео, но и дизайну сайтов. При этом в Интернете есть множество данных в свободном доступе. С другой стороны, это возможность выразить себя с помощью выкладывания продуктов своей деятельности онлайн. Примером может служить создание своего уникального сайта. На дизайне сайтов отражаются такие черты, как стиль веб-студии, иногда в веб-дизайне можно узнать авторство по стилю сайта. Такие сайты характеризуют как однотипные, и в противоположность им существует точка зрения, что сайты одного веб-дизайнера не должны быть похожи, поскольку каждый раз он выполняет свой заказ для разных организаций, имеющих разные цели, разных клиентов.
8. Короткие сроки хранения определённой категории текстов и появление знаков без означаемого. Важным вопросом, рассматриваемым в связи с изучением той или иной культуры, является вопрос долгосрочности хранения информации, имеющий два аспекта, связанных с долгосрочностью текстов и кода коллективной памяти. Интернет-культура, формирование которой в общепринятом смысле началось сравнительно недавно, наращивает код коллективной памяти высокими темпами. При увеличивающемся числе текстов отметим, что первые тексты культуры, созданные 15-20 лет назад, уже доступны только в архивах или вообще не существуют. Возможно, причина столь быстрого забвения такого большого количества текстов заключается в том, что они не несут никакого значения, а представляют только ценность для себя.
Множество текстов современной интернет-культуры, исчезающих бесследно, можно считать знаками без означаемого, в противоположность «памятникам», несущим смысл и идеи. Примером могут служить изображения баннерной рекламы, служащие только для привлечения внимания, по клику на которые загружается совершенно не связанное с ними содержание.
9. Перенасыщенность информацией и дефицит реальных знаний. «Ты даёшь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами...», - говорит Сократ о вреде письменности для памяти. Как с данной точки зрения можно оценить современный этап при расширяющихся возможностях мгновенного доступа к любой информации? Сложная семиотическая система культуры Интернета представлена органическим единством множества языков. Пространство Сети сформировано на основе графического, звукового, анимационного, фото и видео языков, изобразительного искусства, кино, рекламы, музыки, множества естественных языков словесного общения различных национальностей, разнообразных жаргонов; богато системами символов. С развитием компьютерных технологий в создании новых текстов, составляющих новую культуру, участвуют всё более сложные языки (анимация).
Современная интернет-культура, обладающая тропичным языком (проявляющимся в создании своих языков, символик), на уровне некоторых текстов уже достигла метатропичности, т. е. вторичного упрощения. Это явление представлено распространением сайтов в стиле «юза-билити», предполагающих минимум или полное отсутствие графического оформления, изображений; информативность, конкретность, чёткость в расположении текстовой информации. В Интернете сегодня можно встретить если не полное обращение к данному стилю, то тяготение к нему во многих сайтах.
Изобилие информации по практически любой теме, циркулирующее в пространстве Интернета, которое не даёт сосредоточиться на чем-либо конкретном, сделать информационный отбор, приводит к дефициту внимания, грамотности, знаний.
10. Распространение текстов, рассчитанных на низкие культурные ценности. Важным явлением интернет-культуры является распространение текстов, пропагандирующих контр-культуру или даже антикультуру: терроризм, расовую нетерпимость, безнравственность (порнография, в том числе и детская), оккультизм, сектантство.
Почему же часть текстов интернет-культуры поддерживает низкие культурные ценности? Возможно, ответ на этот вопрос заключается в том, что «при расположении по одну и ту же сторону границы текст легче понимается». С одной стороны, поскольку такие тексты бывают востребованными, - это свидетельствует о низком уровне ценностей определённой доли пользователей Интернета или определённого их контингента. С другой стороны, тексты антикультуры угрожают психическому здоровью посетителей и могут оказывать разрушающее воздействие на неокрепшую психику формирующихся личностей. Современному обществу важно суметь перенести систему ценностей культуры в пространство интернет-культуры, оградить молодёжь от разлагающего влияния антикультурных текстов, предоставив альтернативу с помощью ресурсов, ориентированных на истинные ценности. Важно в текстах интернет-культуры видеть не только форму передачи информации, но и средство формирования культурных ценностей, приобщения к культуре.
Денотативной основой Интернета является возможная и потенциальная действительность, реализуемая в чувственно-наглядных образах, в искусственной среде, в иных, отличающихся от их природы формах. По мнению Т.К. Виноградовой нас, прежде всего, интересует применение узуальной конструкции Интернета к компьютерной среде и реализация семиотических механизмов в электронном языковом континууме, где язык и речь становятся неразделимы в аспекте продуцирования так называемой «письменной разговорной речи».
Знаковое пространство компьютерной среды включает в себя несколько плоскостей:
- взаимодействие компьютерной системы и пользователя;
- навигацию в гипертекстовом пространстве Сети Интернет;
- коммуникационное взаимодействие пользователя с пользователем, связанное с онлайн общением.
Взаимодействие человека и компьютерной системы, а также навигация в гипертекстовом пространстве обеспечиваются диалоговыми характеристиками интерфейса, основанными на дизайне, с учётом удобного представления информации, где компьютер выступает в роли посредника при передаче сообщений.
Семиотическая концепция информационной системы реализуется на нескольких уровнях:
- технологическом (синтаксический аспект);
- концептуальном (семантический аспект);
- организационном (прагматический аспект);
- на уровне проектирования (реализация семиотических механизмов).
В целом можно сказать, что на всех уровнях информационной системы реализуются однозначные отношения между знаком и денотатом, поскольку семантическая вариантность здесь просто недопустима. Для непосредственного сенсорного восприятия и согласованного понимания смысла результатов процесса электронного взаимодействия между людьми с помощью компьютерных систем и сетей необходимо обеспечить взаимную однозначность переходов от информационных объектов (информации) к цифровым кодам на компьютере отправителя и от них к информации на компьютере получателя. Простые либо производные знаки, являющиеся элементами технологического уровня, недоступны визуальному восприятию коммуниканта, детерминируют систему в целом, находясь в синтагматической зависимости друг от друга, и актуализируются в виде иконических синсигнумов (знаков определённых технологических составляющих, уже доступных восприятию пользователя, например, «иконки»-ссылки, входящие в состав интерфейса компьютера), определяющих идею объекта, которым в данном случае является информационная система.
Преимущественно оптические знаки - графические символы (пиктограммы), на основе которых строится пользовательский интерфейс компьютера и интерактивная составляющая гипертекстовой системы Сети - удобный и наглядный «язык» общения. Иконографический код плана выражения знаков-пиктограмм в виде иконических легисигнумов (частный случай - синсигнум) направляет на «условия узнавания» и позволяет интерпретировать:
а) отражаемые объекты - иконки-индексы различных программ;
б) характер выполняемых действий, например, в текстовом редакторе Microsoft Word иконка «ножницы», объясняющая действие «вырезать фрагмент»;
в) функции;
г) результат работы.
Понятность такого «языка» облегчает использование компьютерной системы и при навигации в гипертекстовом пространстве определяет способы перемещения. Информационная единица (один из структурных элементов гипертекстового пространства) содержит ссылки-индексы, которые являются, с одной стороны, индексальными рема-легисигнумами, направляющими внимание на объекты и содержащими рему как знак сущности, ведущей к актуализации рема-синсигнума, а с другой - репликами аргумента. Иногда в качестве индекса может выступать рема-символ, связанный с объектом через ассоциацию.
Индексальный рема-легисигнум (ссылка) устанавливает с денотируемым объектом конкретную связь, при этом каждая конкретная гиперссылка является индексальным рема-синсигнумом. Информационная единица, в которой реализуется переход, репрезентирует аргумент как подкласс знака в его отношении к интерпретанту в виде последовательности дицисигнумов и проявляется как иконический синсигнум. Последний является иконой в силу подобия образа индекса семантическим характеристикам индексального объекта. Таким образом, визуальный знак-индекс по отношению к объекту репрезентации представляется в качестве совокупности аффективных, узуальных и индивидуальных значений.
Особый семиотический интерес вызывают языковые явления в Сети, которые связаны с онлайн общением. Это всевозможные чаты, форумы. Здесь изменяются не только способы передачи знаков, но и сами знаки, посредством которых реализуются контакты. Преобладание письменного вида коммуникации (а именно в таком виде существует язык в Сети), темпорально приближенного к речи устной, налагает особые «правила» использования языковых либо неязыковых знаков, и, как следствие, главной особенностью виртуальной коммуникации является письменный «разговор» - новая и своеобразная форма языкового взаимодействия. Традиционный текст создаёт значения, опираясь на уже существующий язык, при изменении и расширении которого за счёт новых смыслов, форм, уровней не меняются фундаментальные категории и система эксгенсионалов языковой структуры в целом.
При этом, электронные формы коммуникации не ставят под сомнение ни устное, ни письменное общение, а открывают дополнительные возможности применения электроники, что и является отличительной особенностью виртуальности. Активные языковые навыки и процедурные правила передачи знаний, выработанные с детства и воспринимаемые как данность в реальной действительности, переносятся на том же, характерном именно для речепроизводства, уровне в письменную форму, в рамках которой управление процессами денотативной и коннотативной передачи информации происходит на уровне, максимально приближенном к реальному общению. Это создаёт гипертекстовую полифонию реальной беседы, где человек воспринимается с позиций графического представления мыслей в виде письменных текстовых построений, при этом репрезентативное качество знака виртуальной коммуникации представляется в виде комплекса иконических легисигнумов, основанных на воспроизведении единичных реплик, каждая из которых проявляет себя в виде особого рода иконического синсигнума. Знаковое выражение паралингвистических параметров речи в гипертекстовом пространстве реализуется в передаче звукового оформления речи графическими средствами. Иконические дицисигнумы, например, смайлики («smile», англ. - улыбка), являющиеся в каждом конкретном случае символическими кинемами, репрезентируют эмоциональные реакции и позволяют на письме передать коннотативныс составляющие письменной речи. Значимыми графическими характеристиками «письменного общения», например, для передачи громкости высказывания, являются заглавные буквы.
Необходимо отметить, что изменение способов коммуникации и особая знаковая репрезентация существенно влияют на языковую ситуацию в целом и способствуют формированию новых стилистических особенностей, обнаруживаемых в особого типа дискурсивной практике - гипертекстовой беседе, которая выходит за рамки виртуального пространства.