Интернет-культура с точки зрения семиотического подхода

Современный этап развития общества от­мечен увеличивающейся ролью Интернета в жизнедеятельности человека. С другой стороны, Интернет, с расширением его аудио-визуальных и мультимедийных возможностей всё более форми­рует культуру отдельно взятого человека, причём, содержание Глобальной сети коммерчески обу­словлено потребностями её посетителей.

Интернет характеризуется как всемирная сеть «компьютерно-спутниковых коммуникативно-информационных служб, к которой могут под­ключаться миллионы пользователей, живущих в разных странах мира и имеющих для этого соот­ветствующие аппаратно-технические и матери­альные условия».

Техническая база развита сегодня до такой степени, что создано новое пространство комму­никаций людей, обладающее своей системой цен­ностей, эстетических норм, традиций, системами знаков, символов и смыслов, культурой обмена и хранения информации в нём, культурой взаимо­действия пользователей, т. е. интернет-культурой.

Один из вариантов изучения интернет-культуры - семиотический подход, предпола­гающий, что Интернет можно рассматривать как вторичную моделирующую систему, где под «вторичными моделирующими системами» под­разумеваются «такие семиотические системы, с помощью которых строятся модели мира или его фрагментов». Описание интернет-культуры с точки зрения семиотического подхода может быть основано на анализе её трёх уровней:

- субтекстовых сообщений;

- культуры как системы текстов;

- культуры как набора функций, обслужи­ваемых текстами.

Подход к рассмотрению интернет-культуры в качестве семиотической системы предполагает изучение её в синхроническом и диахроническом аспекте. Синхронический аспект связан с изуче­нием многообразия сайтов как текстов интернет-культуры, отражающих ценности современного посетителя Интернета, его принадлежность к раз­личным группам населения, а диахронический подход включает изучение быстро меняющихся тенденций в Сети.

Изучая интернет-культуру в качестве семио­тической системы, выделим ряд её основных ха­рактеристик.

Основные характеристики современной интернет-культуры:

1. Динамичность. Одной из основных осо­бенностей интернет-культуры является её дина­мичность, система меняется очень высокими тем­пами и распространяется вширь далеко за преде­лы реальной возможности сё аналитического рас­смотрения. Многие сайты существуют в режиме реального времени: информация на некоторых из них может обновляться каждые несколько минут; ресурсы, содержащие новости, могут работать в круглосуточном режиме, комментарии к наибо­лее актуальным новостям увеличиваются в таких количествах, что ориентироваться в них можно только с помощью поисковых запросов. С точки зрения изучения постепенных процессов в срав­нении с взрывными, интернет-культура состоит в своём развитии только из взрывных процессов, или постепенные процессы можно вычленить в достаточно короткий промежуток времени.

Динамика системы интернет-культуры вклю­чает также своеобразные соотношения старого и нового, причём старое, т. е. отсутствие изменений в текстах, как правило, свидетельствует о том, что они устарели, потеряли актуальность, ста­ли невостребованными, о том, что организация - заказчик перестала существовать или испытывает определённые проблемы. К примеру, хорошим показателем на сайте практически любой органи­зации является постоянное обновление новостей. Веб-ресурсы постоянно обновляются или исчеза­ют, пользователь достаточно часто встречается с сообщением «Ошибка 404», означающим, что за­прошенному URL не соответствует никакая стра­ница.

2. Интерактивность. Система интернет-культуры развивается, опираясь на принципы интерактивности, гипертекстуальности и мульти-медийности, обеспечивающие активное и разноо­бразное взаимодействие системы с пользовате­лем. Именно принцип интреактивности, в первую очередь, обеспечивает формирование системы от­дельным пользователем, взаимодействие пользо­вателей друг с другом и с системой внутри всеоб­щего коммуникативного пространства Интернета. Благодаря интерактивности, каждый адресант может обратиться к своему адресату напрямую, т. е. без посредников, избавляясь от необходимо­сти переводить своё сообщение из одной системы в другую (как например, происходило при от­правлении писем, издательстве книг, перенесении сообщений на носители и т. д.).

Одним из свидетельств интеракгивности интернет-культуры является широкораспростра­нённая, разнообразная и разноплановая блогосфера, формируемая по интересам, темам, разделам.

Интсрактивность обеспечивает увеличение возможностей для творчества, интернет-культура обеспечивает индивидуальное творчество прак­тически неограниченными и не поддающимися цензуре средствами, обусловленными не только размещениями для широкой аудитории различ­ных текстов, но и возможность их обсуждения, со-творчества.

3. Вариативность. Вариативность целей создания и контингента посетителей сайтов на­столько велика, что система представляет собой не только широкую полосу структурной ней­трализации между полюсами (от высокого до низкого, от официально-делового до шутливо-развлекательного, от воспитательного, развиваю­щего до приносящего вред, от созидающего до разрушительного и т. д.), но и вариативность в пределах одного сайта, где пользователь может менять настройки, подключать модули, выбирать дизайн, различные версии сайта (интересен при­мер с дизайном сайта zabspu.ru - пользователь может выбирать между старой и новой версией). Такое разнообразие свидетельствует о возрастаю­щей функциональности Интернета.

4. Особое соотношение неоднородности и единства. С технической точ­ки зрения, Интернет представляет собой единую Глобальную сеть, доступ к которой теоретически должен быть осуществим из любой точки планеты (различные технические неисправности, как пра­вило, устранимы и имеют локальный характер). Высокий уровень новейших технологий создаёт базу для обеспечения связи между всеми жителя­ми земли (в идеале), причём связь эта отмечена всё новыми и новыми достижениями: (к примеру, сегодня можно осуществить трансляции видеосвязи с помощью «Scype» в режиме реального времени). Отметим, что сегодняшний этап созда­ния единого интернет-пространства отмечен раз­личной степенью проникновения в Глобальную сеть и различные центры её развития: по данным «Internet World Stats», наибольшее количество пользователей Интернета в следующих странах (в млн): Китай 420 (31,6 % от населения страны), США - 239,9 (77,3 %), Япония - 99,1 (78,2%), Индия - 81,0 (6,9%), Бразилия - 75,9 (37,8%), Германия - 65,1 (79,1 %), Россия - 59,7 (42,8%), Великобритания - 51,4 (82,5%), Франция - 44,6 (68,9 %), Нигерия 44,0 (28,9 %).

С другой стороны, внутреннему содержа­нию интернет-культуры присуща некоторая не­однородность: пространство Интернета состоит из отдельных веб-страниц и многостраничных веб-порталов; личных сайтов и сайтов сообществ, социальных сетей; ресурсов, выполненных в строгом стиле, принадлежащих серьёзным орга­низациям, и сайтов развлекательного содержания; популярных сайтов, зарабатывающих на пестроте рекламы, и строго информативных (учебных за­ведений) и т. д.

Современная интернет-культура ориентиро­вана на следующие принципы, взаимосвязанные с современной культурой вообще:

- монтажность, отразившаяся практически во всех жанрах и языках искусства;

- клиповость, обусловленная удобными для современной культуры форматами, техническими средствами и условиями коммуникации;

-увеличение количества сообщений, во мно­гих случаях коротких, сокращённых, заменённых символами;

- умножение числа текстов, связан­ное с безграничными возможностями хранения увеличивающихся объемов информации, отсут­ствием художественного, смыслового, ценност­ного отбора, когда каждый пользователь Сети хранит множество личных фото, видео и другой информации;

- установка на получение готовых сообще­ний, информации в готовом виде.

5. Частое и быстрое перемещение сущ­ностей от периферии к ядру. Лидирующие позиции в поисковых систе­мах определенные сайты занимают в результате роста количества ссылок на него с других сайтов, индекса цитирования, сообщений на форумах, определяемых счётчиками, увеличения количе­ства посещений, тонкой работы оптимизаторов. Причём, явления, приходящие с периферии, спо­собны с высокой скоростью занять положение, близкое к центру. Указанную характеристику хо­рошо иллюстрирует современная тенденция рас­пространения сайтов с увеличивающимся числом участников так формируются социальные сети, растёт их функциональность, это разные журна­лы, блоги. К примеру, таким образом ведущие позиции по просмотру видео стал занимать «You Tube».

Сам Интернет, став общедоступным в 1991 г., за достаточно короткий срок вырос от средства передачи научной информации до общемировой многофункциональной системы. Организация пространства Интернета предполагает, возможно, не только одно ядро и периферию, а центры разра­ботки передовых сетевых технологий, как напри­мер, «Abilene», «National LambdaRail», «Abilene Network», «GEANT», «GLORIAD». Пространство интернет-культуры предполагает несколько отлич­ную организацию, также с несколькими центрами распространения моды, тенденций, стилей.

6. Активное взаимодействие с вне-системой. Одна из причин высоких темпов роста популяр­ности Сети может быть объяснена её открыто­стью вне-системе - пространству, лежащему за пределами Сети, вовлекаемому вовнутрь. Грани­цы, предполагающие место перевода текстов из вне-системы, продолжают расширяться: усовер­шенствование технической базы, использование мобильных телефонов для выхода в Интернет, оцифровка данных, переход на цифровые техно­логии взамен аналоговых, распространение ре­кламы, переход к электронным системам в раз­личных сферах жизнедеятельности, перенос об­щения, обучения, приобретения товаров в систему интернет-культуры. Система ценностей и интере­сов интернет-культуры стала объектом политики, средством экономики, предвыборной политики.

Интернет не вытесняет традиционные СМИ, а происходит взаимопроникновение этих систем. Большинство СМИ имеют сегодня свой вариант в цифровом виде в Интернете, причем испытыва­ют на себе его влияние. Новости в телевизионном варианте теперь могут сопровождаться не только бегущей строкой, но и многооконным распреде­лением материала. «В дизайне экономических программ важнейшее место отведено человече­скому фактору: в окружении быстро меняющихся в окнах цифр и графиков главное окно с журна­листом - экспертом в области экономической ин­формации, который буквально на лету коммен­тирует быстро меняющуюся конъюнктуру и дает прогнозы сё развития». Информация из вне-системы входит в систему, не всегда сохраняя свои идеалы, ценности и нормы.

7. Особое соотношение множественности и единственности. В Сети существует пробле­ма, связанная с единственностью и множествен­ностью, которая выражена в разных аспектах. С одной стороны, это проблемы копирайта, причём относящиеся не только к плагиату авторских тек­стов, фото, видео, но и дизайну сайтов. При этом в Интернете есть множество данных в свободном доступе. С другой стороны, это возможность вы­разить себя с помощью выкладывания продуктов своей деятельности онлайн. Примером может слу­жить создание своего уникального сайта. На ди­зайне сайтов отражаются такие черты, как стиль веб-студии, иногда в веб-дизайне можно узнать авторство по стилю сайта. Такие сайты характе­ризуют как однотипные, и в противоположность им существует точка зрения, что сайты одного веб-дизайнера не должны быть похожи, посколь­ку каждый раз он выполняет свой заказ для раз­ных организаций, имеющих разные цели, разных клиентов.

8. Короткие сроки хранения определённой категории текстов и появление знаков без озна­чаемого. Важным вопросом, рассматриваемым в связи с изучением той или иной культуры, явля­ется вопрос долгосрочности хранения информа­ции, имеющий два аспекта, связанных с долгосрочностью текстов и кода коллективной памя­ти. Интернет-культура, формирование которой в общепринятом смысле началось сравнительно недавно, наращивает код коллективной памяти высокими темпами. При увеличивающемся чис­ле текстов отметим, что первые тексты культуры, созданные 15-20 лет назад, уже доступны только в архивах или вообще не существуют. Возможно, причина столь быстрого забвения такого большо­го количества текстов заключается в том, что они не несут никакого значения, а представляют толь­ко ценность для себя.

Множество текстов со­временной интернет-культуры, исчезающих бес­следно, можно считать знаками без означаемого, в противоположность «памятникам», несущим смысл и идеи. Примером могут служить изо­бражения баннерной рекламы, служащие только для привлечения внимания, по клику на которые загружается совершенно не связанное с ними со­держание.

9. Перенасыщенность информацией и дефи­цит реальных знаний. «Ты даёшь ученикам мни­мую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большин­стве невеждами...», - говорит Сократ о вреде письменности для памяти. Как с данной точки зрения можно оценить современный этап при расширяющихся возможностях мгновенного доступа к любой информации? Сложная семиоти­ческая система культуры Интернета представлена органическим единством множества языков. Про­странство Сети сформировано на основе графи­ческого, звукового, анимационного, фото и видео языков, изобразительного искусства, кино, рекла­мы, музыки, множества естественных языков сло­весного общения различных национальностей, разнообразных жаргонов; богато системами сим­волов. С развитием компьютерных технологий в создании новых текстов, составляющих новую культуру, участвуют всё более сложные языки (анимация).

Современная интернет-культура, обладаю­щая тропичным языком (проявляющимся в соз­дании своих языков, символик), на уровне не­которых текстов уже достигла метатропичности, т. е. вторичного упрощения. Это явление пред­ставлено распространением сайтов в стиле «юза-билити», предполагающих минимум или полное отсутствие графического оформления, изображе­ний; информативность, конкретность, чёткость в расположении текстовой информации. В Интер­нете сегодня можно встретить если не полное об­ращение к данному стилю, то тяготение к нему во многих сайтах.

Изобилие информации по практически лю­бой теме, циркулирующее в пространстве Ин­тернета, которое не даёт сосредоточиться на чем-либо конкретном, сделать информационный отбор, приводит к дефициту внимания, грамотно­сти, знаний.

10. Распространение текстов, рассчитанных на низкие культурные ценности. Важным явлени­ем интернет-культуры является распространение текстов, пропагандирующих контр-культуру или даже антикультуру: терроризм, расовую нетер­пимость, безнравственность (порнография, в том числе и детская), оккультизм, сектантство.

Почему же часть текстов интернет-культуры поддерживает низкие культурные ценности? Воз­можно, ответ на этот вопрос заключается в том, что «при расположении по одну и ту же сторону границы текст легче понимается». С одной стороны, поскольку такие тексты бывают востребованными, - это свидетельствует о низком уровне ценностей определённой доли пользова­телей Интернета или определённого их контин­гента. С другой стороны, тексты антикультуры угрожают психическому здоровью посетителей и могут оказывать разрушающее воздействие на неокрепшую психику формирующихся лично­стей. Современному обществу важно суметь пе­ренести систему ценностей культуры в простран­ство интернет-культуры, оградить молодёжь от разлагающего влияния антикультурных текстов, предоставив альтернативу с помощью ресурсов, ориентированных на истинные ценности. Важно в текстах интернет-культуры видеть не только форму передачи информации, но и средство фор­мирования культурных ценностей, приобщения к культуре.

Денотативной основой Интернета является возможная и потенциальная действительность, реализуемая в чувственно-наглядных образах, в искусственной среде, в иных, отличающихся от их природы формах. По мнению Т.К. Виноградовой нас, прежде всего, интересует применение узуальной конструкции Интернета к компьютерной среде и реализация семиотических механизмов в электронном языковом континууме, где язык и речь становятся неразделимы в аспекте продуцирования так называемой «письменной разговорной речи».

Знаковое пространство компьютерной среды включает в себя несколько плоскостей:

- взаимодействие компьютерной системы и пользователя;

- навигацию в гипертекстовом пространстве Сети Интернет;

- коммуникационное взаимодействие пользователя с пользователем, связанное с онлайн общением.

Взаимодействие человека и компьютерной системы, а также навигация в гипертекстовом пространстве обеспечиваются диалоговыми характеристиками интерфейса, основанными на дизайне, с учётом удобного представления информации, где компьютер выступает в роли посредника при передаче сообщений.

Семиотическая концепция информационной системы реализуется на нескольких уровнях:

- технологическом (синтаксический аспект);

- концептуальном (семантический аспект);

- организационном (прагматический аспект);

- на уровне проектирования (реализация семиотических механизмов).

В целом можно сказать, что на всех уровнях информационной системы реализуются однозначные отношения между знаком и денотатом, поскольку семантическая вариантность здесь просто недопустима. Для непосредственного сенсорного восприятия и согласованного понимания смысла результатов процесса электронного взаимодействия между людьми с помощью компьютерных систем и сетей необходимо обеспечить взаимную однозначность переходов от информационных объектов (информации) к цифровым кодам на компьютере отправителя и от них к информации на компьютере получателя. Простые либо производные знаки, являющиеся элементами технологического уровня, недоступны визуальному восприятию коммуниканта, детерминируют систему в целом, находясь в синтагматической зависимости друг от друга, и актуализируются в виде иконических синсигнумов (знаков определённых технологических составляющих, уже доступных восприятию пользователя, например, «иконки»-ссылки, входящие в состав интерфейса компьютера), определяющих идею объекта, которым в данном случае является информационная система.

Преимущественно оптические знаки - графические символы (пиктограммы), на основе которых строится пользовательский интерфейс компьютера и интерактивная составляющая гипертекстовой системы Сети - удобный и наглядный «язык» общения. Иконографический код плана выражения знаков-пиктограмм в виде иконических легисигнумов (частный случай - синсигнум) направляет на «условия узнавания» и позволяет интерпретировать:

а) отражаемые объекты - иконки-индексы различных программ;

б) характер выполняемых действий, например, в текстовом редакторе Microsoft Word иконка «ножницы», объясняющая действие «вырезать фрагмент»;

в) функции;

г) результат работы.

Понятность такого «языка» облегчает использование компьютерной системы и при навигации в гипертекстовом пространстве определяет способы перемещения. Информационная единица (один из структурных элементов гипертекстового пространства) содержит ссылки-индексы, которые являются, с одной стороны, индексальными рема-легисигнумами, направляющими внимание на объекты и содержащими рему как знак сущности, ведущей к актуализации рема-синсигнума, а с другой - репликами аргумента. Иногда в качестве индекса может выступать рема-символ, связанный с объектом через ассоциацию.

Индексальный рема-легисигнум (ссылка) устанавливает с денотируемым объектом конкретную связь, при этом каждая конкретная гиперссылка является индексальным рема-синсигнумом. Информационная единица, в которой реализуется переход, репрезентирует аргумент как подкласс знака в его отношении к интерпретанту в виде последовательности дицисигнумов и проявляется как иконический синсигнум. Последний является иконой в силу подобия образа индекса семантическим характеристикам индексального объекта. Таким образом, визуальный знак-индекс по отношению к объекту репрезентации представляется в качестве совокупности аффективных, узуальных и индивидуальных значений.

Особый семиотический интерес вызывают языковые явления в Сети, которые связаны с онлайн общением. Это всевозможные чаты, форумы. Здесь изменяются не только способы передачи знаков, но и сами знаки, посредством которых реализуются контакты. Преобладание письменного вида коммуникации (а именно в таком виде существует язык в Сети), темпорально приближенного к речи устной, налагает особые «правила» использования языковых либо неязыковых знаков, и, как следствие, главной особенностью виртуальной коммуникации является письменный «разговор» - новая и своеобразная форма языкового взаимодействия. Традиционный текст создаёт значения, опираясь на уже существующий язык, при изменении и расширении которого за счёт новых смыслов, форм, уровней не меняются фундаментальные категории и система эксгенсионалов языковой структуры в целом.

При этом, электронные формы коммуникации не ставят под сомнение ни устное, ни письменное общение, а открывают дополнительные возможности применения электроники, что и является отличительной особенностью виртуальности. Активные языковые навыки и процедурные правила передачи знаний, выработанные с детства и воспринимаемые как данность в реальной действительности, переносятся на том же, характерном именно для речепроизводства, уровне в письменную форму, в рамках которой управление процессами денотативной и коннотативной передачи информации происходит на уровне, максимально приближенном к реальному общению. Это создаёт гипертекстовую полифонию реальной беседы, где человек воспринимается с позиций графического представления мыслей в виде письменных текстовых построений, при этом репрезентативное качество знака виртуальной коммуникации представляется в виде комплекса иконических легисигнумов, основанных на воспроизведении единичных реплик, каждая из которых проявляет себя в виде особого рода иконического синсигнума. Знаковое выражение паралингвистических параметров речи в гипертекстовом пространстве реализуется в передаче звукового оформления речи графическими средствами. Иконические дицисигнумы, например, смайлики («smile», англ. - улыбка), являющиеся в каждом конкретном случае символическими кинемами, репрезентируют эмоциональные реакции и позволяют на письме передать коннотативныс составляющие письменной речи. Значимыми графическими характеристиками «письменного общения», например, для передачи громкости высказывания, являются заглавные буквы.

Необходимо отметить, что изменение способов коммуникации и особая знаковая репрезентация существенно влияют на языковую ситуацию в целом и способствуют формированию новых стилистических особенностей, обнаруживаемых в особого типа дискурсивной практике - гипертекстовой беседе, которая выходит за рамки виртуального пространства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: