Навязывание ответа

Вопросы типа: "Вам это известно, не так ли?" сформулированы так, что довольно трудно дать отрицательный ответ. Даже если не знал, то ведь услышал сейчас от говорящего. А создается впечатление, что знал и раньше.

Искажение "сократического диалога"

Следующий метод является манипулятивным изменением "сократического диалога". Обучение в школе Сократа велось методом вопросов и ответов, то есть беседы, умело направляемой учителем. Суть умения в том, чтобы обнаружить, столкнуть противоречия и в их борьбе найти истину. Суть видоизменена в следующем. Манипулятор задает вопросы и сам же на них отвечает. Но, задавая вопросы, он незаметно искажает позицию оппонента, делая ее более уязвимой для критики.

Игнорирование

Очень часто бывает, что факт, изложенный партнером, не может быть опровергнут, но зато его можно с успехом проигнорировать.

Потенцирование

Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигая на первый план то, что его устраивает.

"Выведение"

Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела. Можно указать такие удачные примеры: "Богатство не имеет границ, когда в больших размерах идет за границу"; "Мелкая сошка лучше всех знает, кому достанется мясо. Но кто будет слушать мелкую сошку?"

Упреждающий опрос

Его сущность в том, что вопросы задаются упреждающим образом. Вопросы - "ударный инструмент" любой беседы. Поскольку мы хотим узнать от собеседника не только то, что он сам хочет сообщить, то тщательно их продумываем. Предусматриваем обстоятельства, при которых сможем в определенной последовательности задать эти вопросы. Они должны быть краткими и содержательными, но при этом предельно точными и понятными. Как показывает практика, ряд правильно подобранных вопросов может довести любого собеседника до поражения.

Вопросы являются особым видом аргументации, причем весьма эффективным. Конечно, не всегда целесообразно сразу открывать собеседнику все карты (нужно сохранить элемент неожиданности). Но все же можно задать собеседнику заранее ряд вопросов, тем самым хотя бы в основных чертах выяснить его позицию.

Чтобы не задерживать внимание читателя новыми примерами, напомним лишь наш рассказ о том, как тактика упреждающего опроса используется нашими японскими партнерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: