1. Наименьшему значению начисляется ранг 1. Наибольшему значению начисляется ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений. Например, если n = 7, то наибольшее значение получит ранг 7, за возможным исключением для тех случаев, которые предусмотрены правилом 2.
2. В случае, если несколько значений равны, им начисляется ранг, представляющий собой среднее значение из тех рангов, которые они получили бы, если бы не были равны.
Например, 3 наименьших значения равны 10 секундам. Если бы мы измеряли время более точно, то эти значения могли бы различаться и составляли бы, скажем, 10,2 сек; 10,5 сек; 10,7 сек. В этом случае они получили бы ранги, соответственно, 1, 2 и 3. Но поскольку полученные нами значения равны, каждое из них получает средний ранг:
1 + 2 + 3 6
----------- = – = 2
3 3
Допустим, следующие 2 значения равны 12 сек. Они должны были бы получить ранги 4 и 5, но, поскольку они равны, то получают средний ранг:
4 + 5 9
----------- = – = 4,5
2 2
3. Общая сумма рангов должна совпадать с расчетной, которая определяется по формуле:
N ∙ (N + 1)
∑ (Ri) = --------------
где N – общее количество ранжируемых значений. Несовпадение реальной и расчетной сумм рангов будет свидетельствовать об ошибке, допущенной при начислении рангов или их суммировании. Прежде чем продолжить работу, необходимо найти ошибку и устранить ее.
Критические значения U-критерия Манна-Уитни
для уровней статистической значимости p≤0,05
(по Е.В. Гублеру, А.А.Генкину, 1973)
n1 | |||||||||||||||||
n2 | p ≤ 0,05 | ||||||||||||||||
Примечания. 1. n1 и n2 – обозначение количества участников в первой и второй группах
2. Различия в уровне выраженности свойства между двумя группами можно считать достоверными, т.е. неслучайными, если Uэмп. ниже или равен критическому значению U-критерия при вероятности сделать ошибку в 5-и случаях из 100 (p ≤0,05).
Приложение 4
Образец оформления титульного листа контрольной работы
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт психологии Кафедра теоретической и экспериментальной психологии контрольная РАБОТА по дисциплине “Интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях” Сравнительное исследование самооценки учащихся лицея №25 с различной академической успеваемостью (с помощью методики А. Будасси) Студента 1-го курса группы Пм-301с Завьялова Ивана Валерьевича Руководитель кандидат психологических наук, доцент Петров В.А. Екатеринбург 20__ |
Приложение 5