Природа способностей и их развитие

Три точки зрения:

- С — врожденные, биологически обусловленны (френология);

- С — приобретенные (соц. обусловленные — путем обучения, воспитания — Гельвеций);

- С — биосоциальны (на уровень их развития влияет и то и другое — Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, А.Н.Леонтьев и др.).

(КОНЦЕПЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ Теория наследственности способнос­тей. В психологии сложились три концепции способностей. Одна из

них утверждает, что способности — биологически детерминированные

свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от

наследованного фонда.

Так, например, Гальтон в XIX веке пытался обосновать нас­ледственность таланта, анализируя биографические данные выдаю­щихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в XX веке Коте опреде­лял степень одаренности по количеству места, отведенного в эн­циклопедических словарях известным людям. Гальтон и Коте пришли к выводу, что талант наследуется.

Жизнь опровергает взгляды о наследственной предопределен­ности способностей. Кроме того, объективный анализ биографий вы­дающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве слу­чаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых даро­ваний, с другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся дарований не проявляли. Исключение составляют нес­колько семей музыкантов и ученых,

Теория приобретенных способностей.

В противоположность первой концепции способностей вторая на­ходит, что способности всецело определяются средой и воспитани­ем. Так, в XVIII веке Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность.

В новейшее время видный американский ученый У. Эшби утвержда­ет, что способности и даже гениальность определяются приобретен­ными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллекту­альной деятельности была сформирована у человека стихийно и соз­нательно в процессе обучения в детстве и в последующей жизни. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого

- только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби счи­тает работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудач­ных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспо­собный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешен­ной.

Диалектика приобретенного и природного в способностях.

Более правильную позицию занимают представители третьей кон­цепции способностей.

Эта концепция способностей устанавливает, что человек име­ет от природы присущие всем людям возможности человеческого раз­вития. Вместе с тем признается наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются в деятельности при благоп­риятных социальных условиях жизни).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: