Для детей младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка по направлению «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»

для детей младшего дошкольного возраста

В соответствии с федеральными стандартами, образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на основе комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Содержание работы с детьми по данным темам интегрируется во все образовательные области. В содержании направления «Познавательное развитие и речевое развитие» главными за­дачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружаю­щем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, познавательных интересов, способность видеть общее в единичном явлении и нахо­дить самостоятельное решение возникающих проблем. В рамках образовательной области «Познание» раскрывается содержание работы по формированию у детей целостной картины мира (природного, рукотворного, социального), элементарных математических представлений, расширению кругозора, развитию познавательно-исследовательской деятельности, конструирования. Особое внимание на протяже­нии всего дошкольного возраста уделяется сенсорному воспитанию детей, связан­ному с решением двух основных задач: усвоения сенсорных эталонов (формы, цвета, величины) и овладения способами обследования предметов в содержатель­ной деятельности. Первая задача решается в раннем детстве в процессе предмет­ной деятельности, вторая — в дошкольном возрасте, в продуктивных видах дея­тельности (рисовании, конструировании и др.) Речевое воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи — общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, про­износительной стороны речи, форм диалога и монолога. Специально обозначены задачи развития диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, составляющие также основную часть показателей развития речи. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи. Представлены игровые формы обучения общению — словесные, сюжетно-дидактические, игры-драмати­зации, инсценировки, игры парами, в «читающего человека».

Образовательная область Задачи ФГОС Задачи программы «Истоки» Интеграция образовательных областей
«Познание» -сенсорное развитие; -развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; -формирование элементарных математических представлений; -формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Предметная деятельность Второй год жизни Образовательные задачи От 1 года до 1 года 6 месяцев — дети начинают овладевать предметом как средством достижения какой-то цели. С ними следует проводить игры-занятия, формирующие предметную деятельность: — учить подтягивать предметы за ленточку с помощью скользящей тесемки; учить выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия: расклады­вать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные колпач ки, вкладывать что-нибудь в полые предметы (меньший по размеру предмет в больший), накрывать одинаковые полые предметы (кубы, конусы и пр.) — меньший большим, собирать игрушки из двух частей (матрешка, бочата и пр.), с помощью взрослого собирать в определенной последовательности пирамидку на конической основе (стержне), состоящую из 2—3 колец раз­ных размеров, а затем собирать ее на прямом стержне из нескольких колец одного размера, затем из двух групп колец, различных по размеру; привлекать внимание к предметам, сделанным из различных материалов (дерево, полиэтилен, бумага, металл, ткань), имеющим разный цвет (кру­жечка белая, шарик черный, цветочек красный, синий, желтый и т.д.); — обращать внимание на звуки, издаваемые предметами из различных ма­териалов, а также музыкальные разнотембровые игрушки, звучащие тихо и громко (колокольчик, бубен, погремушка и пр.). От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев: — учить приближать к себе предметы различных форм с помощью палочки, а также выталкивать палочкой игрушку или цветные пыжи из прозрач­ной, а затем и непрозрачной трубки (диаметром 3—4 и длиной 20—25 см); — формировать умение собирать двухместные дидактические игрушки (мат­решки, бочата и др.); — учить выбирать предметы по размеру и соответственно различать их (боль­шой, маленький); — понимать слово «поменьше», соответствующее промежуточной величине предмета; — с помощью взрослого уметь собирать пирамидки из нескольких колец на конической и прямой основе, подбирая их не только по размеру, но и по цвету; — развивать мелкую моторику рук, побуждая выполнять более тонкие дей­ствия с предметами (мелкие вкладыши, «чудесный мешочек» с мелкими игрушками разных форм и размеров); — формировать сенсомоторные координации «глаз — рука» в ходе дидак­тических игр и быту; — продолжать знакомить с предметами, издающими различные звуки (ко­локольчики, металлические подвесные палочки, игрушки-пищалки, му­зыкальные игрушки). От 1 года 9 месяцев до 2 лет — предметная деятельность развивается в ходе проведения с детьми разнообразных дидактических игр и игр-занятий, разви­вающих произвольные, целенаправленные действия с предметами, сенсорику, сенсомоторные координации, первоначальную культуру мышления и др. С этой целью нужно: — продолжать совершенствовать умения собирать двух- и трехместные ди­дактические игрушки; — подбирать соответствующие детали-вкладыши при выборе из двух, а за­тем из трех деталей, подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной); — раскладывать предметы по убывающей величине; — понимать слова «поменьше», «побольше»; — самостоятельно собирать пирамидку из 2—3 групп колец контрастных размеров; — с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 и более колец разной величины; — побуждать подбирать и приносить по слову взрослого предметы того или иного цвета; — выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину, форму и величину, форму и цвет, используя дидактичес­кие и народные игрушки, бытовые предметы. Третий год жизни Образовательные задачи — проводить игры-занятия с использованием предметов-орудий, например, предлагать использовать сачки, черпачки для выуживания из специаль­ных емкостей с водой или без воды шарики, плавающие игрушки и т.д.; — учить в процессе совместных дидактических игр, а также в быту ина прогулке выделять форму, цвет, величину предметов; — развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кон­чиков пальцев, сенсомоторные пространственные координации «глаз — рука»; — поощрять действия с предметами, при ориентации на 2—3 свойства од­новременно; — собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4—5 и бо­лее колец, располагая их по убывающей величине, из шаров и кубов од­ного размера; — составлять башенки из трех одноцветных последовательно уменьшаю­щихся деталей-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр.), разбирать и собирать трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях; — учить составлять пирамидки разного цвета (красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого, фиолетового и др.); из трех и более последователь­но уменьшающихся деталей; — закреплять понимание слов, обозначающих различные величины пред­метов, их цвет и форму в ходе подбора деталей по указанным качествам; — учить собирать пирамидки по принципу простого чередования двух свойств (по цвету и форме, форме и величине, величине и цвету и пр.), составлять различные по форме и цвету башенки из 2—3 геометрических форм-вкладышей; — проводить игры-занятия с игрушками, имитирующими орудия труда (за­колачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помо­щью деревянных или пластмассовых винтов); — поощрять использование предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности. Сенсорное развитие Второй год жизни Образовательные задачи — развивать элементарные представления о величине (большой — малень­кий), форме (круг — шарик, квадрат — кубик, овал — «яичко», прямо­угольник — «кирпичик», треугольник — «крыша»), цвете (красный, жел­тый, зеленый, синий); — способствовать узнаванию предметов по форме, цвету, величине как наи­более характерным внешним признакам и свойствам; — развивать действия по использованию эталонов, уметь различать контра­стные состояния величины (большой — маленький); — группировать однородные предметы по одному из трех признаков (либо по величине, форме, цвету); — собирать цилиндрические пирамидки из колец одной и двух величин, одно- и двухпредметные дидактические игрушки из одной или двух де­талей (матрешки, бочата, яйца, кубы, цилиндры, конусы), выполняя пря­мые и обратные действия. Третий год жизни Образовательные задачи — учить различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), пять геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), три фигуры (куб, шар, призма), три градации величины (большой, помень­ше, маленький); — развивать действия по использованию сенсорных эталонов; — уметь выделять в объектах цвет, форму, величину; — различать контрастные и близкие состояния величины (большой — по­меньше — маленький); — пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к дру­гому для определения их равенства или неравенства по величине и тож­дественности по цвету, форме; — собирать пирамидку из 3—6 колец, матрешку из вкладышей 1—2 величин; группировать однородные предметы по одному из трех признаков (вели­чина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, малень­кий, такой, не такой), используя опредмеченные слова-названия (напри­мер, предэталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко» и т.д.). Знакомство с окружающим миром Второй год жизни Образовательные задачи Формировать элементарные представления: — о самом себе, своем имени, внешнем виде («Где ручки? Где глазки? Где носик?»), своих действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и т.д.), желаниях (гулять, играть есть); — близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка и др.); — пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка), блюдах (суп, каша, кисель); — ближайшем предметном окружении — об игрушках (мишка, зайка, кукла, машина, мяч, матрешка, пирамидка, шарики, кубики, барабанчик, каталка), пред­метах быта (стол, стул, кровать, чашка, ложка, одеяло, подушка), личных вещах (полотенце, рубашка, штанишки, платье, туфли, ботинки, платок, шапка); — природе — о животных, живущих рядом (собака, кошка, рыбка, попу­гай), растениях дома (растения в горшках, цветы в вазе), природных явлениях (солнышко, дождик и др.), некоторых конкретных ситуациях общественной жизни (например, «тетя продавщица», «дядя доктор», «дядя шофер»). Третий год жизни Образовательные задачи - развивать гуманные чувства (доброжелательное и бережное отношение ко всему живому); - знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессия­ми (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, по­вар готовит пищу, дворник подметает и т.д.); - продолжать формировать и расширять знания об окружающем мире. Окружающий мир включает в себя знания: — о человеке (его внешних физических особенностях (у каждого есть голо­ва, руки, ноги, лицо; на лице — глаза, нос, рот), его физических и эмоцио­нальных состояниях (проголодался — насытился, устал — отдохнул, забо­лел — вылечился, опечалился — обрадовался, заплакал — засмеялся); — деятельности близких ребенку людей (мама моет пол, бабушка вяжет но­сочки, сестра делает уроки, дедушка читает газету, брат рисует, папа чинит часы и т.д.); — предметах, действиях с ними и их назначении (предметы домашнего оби­хода, игрушки, орудия труда); — живой природе: растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты), животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь), их детеныши (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок), дикие животные (лиса, заяц, медведь, волк, белка); птицы (воробей, ворона, голубь и т.д.); — неживой природе: о воде в быту (льется, теплая — холодная, в воде купа­ются, водой умываются, в воде стирают); воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд); — явлениях природы: времена года (зима, лето, весна, осень) и их особенно­сти (зимой холодно, снег, летом — жарко, светит солнце, весной тают со­сульки, бегут ручьи, распускаются листочки, осенью — ветер, холодный дождь, падают желтые листья), погодные явления и отношение к ним людей (дождь — сыро, гулять без плаща и резиновых сапог нельзя, летом при жарком солнце надевают панаму, зимой холодно и люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые сапоги, меховые шапки и т.д.). Первоначальная культура мышления Второй год жизни Образовательные задачи — формировать наглядно-действенное мышление, способы решения практи­ческих задач с помощью различных орудий (кубики, игрушки, предметы быта); — развивать практическое экспериментирование. Третий год жизни Образовательные задачи - стимулировать и поддерживать поиск новых способов решения практи­ческих задач; - развивать символическую функцию мышления в сюжетно-отобразительной игре. Конструирование Образовательные задачи Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструк­тора типа Лего: — приобщать к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, скамейка и т.д.) через разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (мат­решка гуляет, куклы едят, спят, отдыхают, машины едут по улице, въезжа­ют в ворота) с привлечением детей к этой деятельности. Конструирование из бумаги: — показывать первые способы работы с бумагой — сминание и разрывание, помогать увидеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ» (цветок, колобок, птичка и т.д.); — составлять вместе с детьми простые комбинации (например, дети делают травку путем разрывания зеленой бумаги и туда помещаются одуванчи­ки (комочки), птички); — использовать созданные детьми вместе с воспитателем панно в качестве украшений групповых комнат. Коммуникация Чтение детям художественной литературы Художественное творчество Социализация Труд Безопасность
«Коммуникация» -развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; - развитие связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи. Коммуникация Второй год жизни Образовательные задачи Понимание речи: — учить пониманию функций предметов и действий с ними (это носочки, это туфельки, наденем туфельки на ножки); — побуждать отыскивать предметы, игрушки, задавая вопросы («Где Ляля?», «Где собачка?», «Где у собачки носик?»); — учить наблюдать за разыгрыванием небольших сценок с игрушками, сопро­вождаемых словом («Ляля гуляет», «Покормим Лялю», «Уложим ее спать»); — узнавать предметы на картинке (петушок, часы, собачка); — понимать, что одно и то же действие можно совершать с разными игруш­ками (покормим Лялю, покормим собачку, покормим киску), с одной и той же игрушкой — разные действия (покатаем собачку, погладим ее, покормим, уложим спать); — соотносить действия со словом, выполнять несложные просьбы («При­неси кубик», «Уложи мишку спать»). Активная речь: — побуждать включаться в диалог с помощью доступных средств (вокали­заций, движений, мимики, жестов, слов); — учить отвечать на вопросы («Кто?» «Что?», «Что делает?»); — побуждать выполнять несложные поручения (дай, принеси, покажи, возьми); — стимулировать подражание речи («Скажи: "ав-ав" — собачка лает»), ис­пользованию речи при выражении желаний, чувств («Что тебе дать? Лялю? Скажи сам»); — побуждать детей (во вторые 6 месяцев) заменять звукоподражательные слова общеупотребительными («тик-так» — часы, «ав-ав» — собачка), стро­ить фразы, состоящие из 2—3 слов («Маша моет руки». «Мишка спит»); — активизировать речевые реакции путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин, отражающих понятные детям ситуации; — побуждать использовать в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные (большой, красный), наречия (высоко), предлоги (в, на). Третий год жизни Образовательные задачи Речевое общение: — побуждать к общению на близкие ребенку темы из личного опыта, жизни близких людей, животных; — подводить к внеситуативному диалогу со взрослым (о том, что сейчас не находится в поле зрения); — побуждать активно включаться в общение всеми доступными (нерече­выми и речевыми) средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться; — поощрять интерес ребенка к делам сверстников, желание сопровождать речью свои действия; — вовлекать в инсценирование, подговаривание слов в сказке. Словарь: — знакомить со свойствами и функциями предметов и игрушек в процессе действий с ними, наблюдений за происходящим в окружающем, рассмат­ривания картинок; — создавать условия для понимания того, что с одним и тем же предметом можно выполнять различные действия, а одно и то же действие можно совершать с разными предметами; — обогащать словарь названиями профессий людей (врач, шофер, воспита­тель), растений, предметов и их частей (рукава и воротник у рубашки, колеса и кузов у машины), предметов питания, одежды, мебели, а также названиями игрушек, домашних животных и их детенышей; — обогащать словарь глаголами, побуждая детей соотносить словесное обо­значение действий с собственными движениями и действиями игрушек; — инициировать непроизвольную речь, побуждать активно использовать на­звания предметов и игрушек, стремясь к их получению. Грамматический строй речи: — знакомить с пространственными и временными отношениями в окружа­ющем и побуждать выражать их в речи («Я высоко», «Я буду спать», «Миша упал» и пр.); — в звукоподражательных играх учить ориентироваться на звуковую сторо­ну слова (петушок: «ку-ка-ре-ку» — кукарекает, уточка: «кря-кря-кря» — крякает, мышка: «пи-пи-пи» — пищит); — помогать изменению слов (по числам, падежам, временам), согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкатель­ных наименований, глаголов совершенного и несовершенного вида и др. Звуковая культура речи: — учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух; — упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме шипящих и сонорных); — поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при раз­нообразном звуковом сопровождении игровых действий; — учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко-ко», «му-му», «ку-ка-ре-ку»); — учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением при­водить в движение султанчики, лодочки на воде, шарики из ваты). Все образовательные области

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: