Противоречия

Внутреннее противоречие между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения.

Внешние противоречия между школой и семьей, словом и делом; внешними влияниями и внутренними стремлениями личности; требованиями взрослых и уровнем подготовленности воспитанников.

Эффективность воспитания зависит:

от сложившихся воспитательных отношений;

от активности участников в педагогическом взаимодействии;

от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности;

от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников;

Принципы воспитания:

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, человеке.

4. Принцип гуманизации воспитания.

5. Принцип личностного подхода в воспитании.

6. Принцип единства воспитательных воздействий.

Содержание воспитания раскрывается как «базовая культура личности», куда входят: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая культура; культура семейных отношений, культура жизненного самоопределения (т.е. готовность быть субъектом собственной жизни).

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.

Метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения(здороваться и прощаться, благодарить эа услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.). К этому они приучаются с помощью Упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность

Метод поручениЯ дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать.

Метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников).

Метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая.

- обучение направлено на становление познавательных процессов, способностей, приобретение знаний, умений, навыков, т. е. на интеллектуальное и когнитивное развитие; воспитание -на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям;

- результат обучения - знания, умения, навыки; результат воспитания - свойства и качества личности, формы ее социального поведения;

- воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей; обучение - через различные виды предметной и практической деятельности;

- методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира,

Цель современного воспитания - «сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне «свободными и ответственными людьми» (Р.С. Немов).

Средства воспитания - это способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателей на воспитанников с целью выработки у них определенных качеств и форм поведения. Среди них указываются всевозможные виды научения (импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное, викарное, вербальное).

К средствам воспитания автор относит также убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок, личный пример воспитателя.

21. Профес­сиональная подготовка и личностное развитие учителя.

К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся:

пед эрудиция,

пед целеполагание,

пед (практическое и диагностическое) мышление,

пед интуиция,

пед импровизация,

педнаблюдательность,

пед оптимизм,

пед находчивость,

пед предвидение и пед рефлексия.

«педагогическое целеполагание... это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсужд ученикам»;

«педагогическая наблюдательность - способность по выразительным движениям читать человека словно книгу» (перцептивные способности).

Л.М. Митина, Н.В. Кузьминой: Личностные свойства учителя:

вежливость,

вдумчивость,

внимательность,

выдержка и самообладание,

гибкость поведения,

гуманность,

инициативность,

критичность,

любовь к детям,

настойчивость,

ответственность,

отзывчивость,

педагогическая эрудиция,

стремление к самосовершенствованию,- это психолог портрет идеал. учителя.

Стуктура проф пед самосознания (А.К. Маркова)

1. осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции учительского труда;

2.соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном, идентификация;

3.оценка себя другими, профессионально референтными людьми; самооценка, в которой выделяются

Позитивная Я-концепция учителя влияет не только на его деятельность, но и на общий климат взаимодействия с учениками.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ. формируется как профессиональная мыслительная способность учителя, позволяющая осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать воспитательскую практику, создавать педагогические теории и концепции,

. Критерии и параметры научно-педагогического мышления или способность:• анализировать воспитательные явления и факты в их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости;•

прослеживать генезис влияния педагогических взаимодействий и воздей-ствий; соотносить педагогические действия с целями и результатами обучения, воспитания; использовать теорию и новые идеи в практическом, творческом поиске;

Факторами, усиливающими влияние профессии на личность:

изменение мотивации трудовой деятельности;

возникающие стереотипы мышления, поведения, деятельности;

эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.); монотонность, однообразие, жестко структурированный хараткер труда; утрата перспектив профессионального роста; снижение уровня интеллекта специалиста; различные акцентуации характера личности,возрастные изменения

Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей.

Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Самообразование – необходимое, постоянное слагаемое педагогической деятельности и саморазвития учителя как важного фактора и условия развития его профессиональной компетентности.

Функциональный план самообразовательной деятельности педагога может быть представлен разными функциями. Назовем их:

1) экстенсивная – накопление, приобретение новых профессиональных знаний, в том числе и о личностно ориентированном подходе, способах его реализации в педагогической деятельности;

2) компенсаторная – ликвидация "белых пятен" в своем образовании; обретение и расширение опыта личностно ориентированного взаимодействия;
3) саморазвитие – совершенствование личностных качеств;

4) методическая – преодоление профессиональной узости;

5) сотворческая – содействие творческой работе, дополнение ее, сопровождение творческой самореализации;
6) функция преодоления сложившихся стереотипов, предупреждения застоя в развитии учителя и в целом образовательного учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: